3
Оксана Кусля, ее статья для газеты «Истринские Вести» от 20 марта 2013
- Геннадий Яковлевич, Ваша первая книга «Гомо скрибенс» - это сборник рассказов. Все они разные: как по сути, так и по содержанию. Что же, на Ваш взгляд, является связующим звеном для этих произведений? Какой лейтмотив сборника «Гомо скрибенс»?
ГЯ - Основная тема – становление человека. Конечно, прежде всего, речь идет обо мне, - но не только. Это все же не дневник, а именно желание понять себя через традиции литературы. Одна из главных тем – смерть родителей. Да, тут – все мое: преодоление кошмаров, связанных с их смертью (оба умерли от рака), было трудно задачей и в жизни. Я понимал, что рационального «выхода» нет – и показываю, как герой пытается найти себя в реальной жизни.
- Кого из русских или зарубежных классиков Вы можете назвать своим духовным учителем? Чьи произведения Вам особенно близки?
ГЯ - Достоевский, Джойс, Музиль, Бодлер – вот особенно близкие имена. Но учили и кинематограф, и музыка, и живопись. Так что стоило б назвать в этих областях не менее двадцати имен.
- Ваша вторая книга – это роман «Иисус из Клазомен». Что побудило Вас взяться за такое масштабное произведение?
ГЯ - Когда я стал заниматься литературой профессионально: после смерти матери, с 22 лет, - у меня появилась мечта написать романы о Христе и Дон Жуане. Меня самого очень удивляет, что я сумел пройти этот трудный путь: от мечты до реальности.
Когда я поступил в университет, занятия античностью входили в программу обучения – и я сразу увлекся этой безграничной областью. Под знаком античности прошла вся жизнь: с 25 до 60 лет! Даже мне этот факт кажется странным, но это факт. Материал собирался трудно – детали этой работы можно найти в моих дневниках.
- «Иисус из Клазомен» - роман сложный, с колоссальной смысловой нагрузкой и потому рядовому читателю после первого прочтения трудно вникнуть во все нюансы произведения. Скажите, на какую читательскую аудиторию рассчитан Ваш роман?
ГЯ - Если писатель «рассчитывает на читательскую аудиторию», он, скорее всего, никогда ничего не напишет. Странно заранее надеяться на отклик! Писатель пишет потому, что не может не писать. В душе я не верю, что это может кому-то понравиться: люди думают о насущных проблемах, - а искусству придают мало значения.
- Вам доводилось странствовать по Турции, где Вы оставались на ночлег возле заброшенных мечетей. Таким образом, Вы хотели познать философию Востока?
ГЯ - Путешествия рано стали моей страстью. Можно даже сказать, это моя большая слабость. Другое дело, что без этой «слабости» я бы не узнал мир. Скитаться по Турции – опасная авантюра. Увы, я понял это только в самой Турции. Правда, в душе я всегда считал и считаю Стамбул Константинополем. Я ездил в корни русской нации, а не в столицу Турции – и ради этого был готов потерпеть неудобства.
- Известно, что Италия – культурная кладовая мира. Не кажется ли Вам, что вечный город Рим как бы застыл во времени от такого изобилия памятников архитектуры?
ГЯ - Как может «застыть» душа человека? Когда мы с любовью созерцаем культуру, мы оживляем ее, а она дает нам силы жить.
Если у человека нет такой способности, так только его жаль. Рим не «застынет» никогда: столь важно искусство слишком многим людям. Если в Стамбуле я скитался в прародине, то в Риме – в истории всего цивилизованного человечества.
- Вы недавно побывали в Нью-Йорке, для большинства россиян Нью-Йорк: это статуя Свободы, небоскребы и одноименная песня Фрэнка Синатры. А Ваши ассоциации со словом «Нью-Йорк»?
ГЯ - Вы перечислили статую Свободы, небоскребы и песню Фрэнка Синатры – это суть мифологии американцев. Это у них в голове. Может быть, лет сто назад это и сияло на весь мир, а сейчас это блеск померк, - но уж не для самих американцев. Я искренне не понимал и не понимаю этой мегаломании, этой претензии на какое-то особенное чувство мощи и справедливости. При столь большом количестве социальных проблем стоило б быть поскромнее.