ПЕРЕВОД

.

Элиот

.

Четыре квартета

.

Квартет 1

.

БЕРНТ НОРТОН

.

Хотя логос присущ всем, большинство людей живет,

как если бы у них было собственное разумение всего.

Гераклит

.

Путь вверх и путь вниз - один и тот же путь.

Гераклит

.

I

.

Настоящее и прошедшее,

Вероятно, найдём мы в будущем,

А будущее заключено в прошедшем.

Если время всегда настоящее,

Значит, оно с нами всегда.

Что быть могло б – лишь абстракция,

Что остается​​ вечной возможностью

Из области​​ предположений.

Несбывшееся и сбывшееся​​ 

Заканчиваются в настоящем.

Шаги​​ эхом​​ отдаются​​ в​​ памяти

Вниз по​​ непройденному проходу

К двери, что всегда закрыта,

В сад роз. И вот мои слова​​ 

Находят​​ эхо​​ в тебе.

Но для чего

Прах стряхивать роз с чашечки,

Не знаю я.​​ Через​​ первую​​ дверь,

В наш первый мир, последуем мы​​ 

За​​ дроздом? В наш первый мир.

Там​​ они, величественные, невидимые,

Воздушно шли​​ по опавшим листьям,

В​​ осенний​​ жар, в​​ звенящем​​ воздухе,

И птица​​ звала, словно​​ в ответ​​ 

Неслышимой​​ музыке, скрытой​​ в кустах,

И​​ лучи глаз​​ невидимых пересекались,

Ибо розы смотрели навстречу взглядам.

Мы были у них, но как хозяева – приглашенные и приглашающие.

Мы все двигались по некоему формальному образцу,

Вдоль пустой аллеи, в​​ кусты букса,

Чтоб​​ глянуть на пустой​​ бассейн.

Сух бассейн,​​ сух бетон, по краям побурел,

А был​​ полон​​ водой из солнечного света,

Поднялись​​ лотосы кротко и​​ тихо, спокойно,

Сверкала​​ вода, словно в ней сердце​​ света,

И они были позади нас, отражаясь в бассейне.

Облако​​ нашло -​​ и бассейн опустел.

-​​ Иди, -​​ сказала​​ птица,​​ - за кустом прячутся дети,

Они волнуются и сдерживают смех.

-​​ Иди, иди, иди,​​ -​​ сказала птица, -​​ людям очень тяжело, когда реальности​​ слишком​​ много.

Настоящее и прошедшее,

Что могло бы быть и что было,

Всё равно ведут к настоящему.

.

II

.

Чеснок​​ с​​ сапфирами​​ в грязи

Приклеились кой-как к колесам.

А проволока вся в крови

Про раны старые напоминает

И с войнами нас примиряет.​​ 

Кровь в артериях танцует

Съединяя ткани тела

Есть она в планет движеньи  ​​​​ 

Летом же в древах она

Древо увлекает нас​​ 

Освещен листок узорчат

Слышишь на полу промокшем

Что внизу борзая и кабан

Порядок не теряйте взятый

Он примиренье в звездах обещает.

.

В неподвижной точке вращающегося мира. Ни плоть, ни бесплотность;​​ 

Ни отсюда, ни​​ сюда;​​ в​​ точке​​ недвижной​​ есть танец,

но нет ни остановки, ни движения.​​ Но недвижностью​​ не называйте​​ 

Место, где​​ прошлое​​ рядом с​​ будущим.​​ Не движенье сюда и отсюда,

Не подъем и не спуск. Кроме точки,​​ недвижной​​ точки,

Танца нет нигде,​​ только​​ в ней​​ -​​ танец.

Я могу только сказать,​​ там мы были, но где, не знаю.

И я не могу сказать, как долго: нет точек​​ во времени.

Внутренняя свобода от житейских желаний,

Освобождение от действий и страданий, освобождение от внутреннего​​ и​​ внешнего​​ принуждения,​​ все же окруженное

Милостью​​ чувства, что за​​ белый свет неподвижен и движется,

Экзальтация​​ без​​ реального​​ движения,​​ сосредоточенность​​ Без​​ неприятия мира,​​ обеих миров – нового и старого – объяснение, понятое

В завершении​​ их​​ частичного экстаза,

В разрешении​​ их​​ частичного ужаса.

Всё​​ ж связь прошлого и будущего

Соткана​​ из слабости изменяющегося тела,

Защищают​​ человечество от​​ неба​​ и проклятия

Чего​​ не вынести​​ плоти.

В прошлом и в будущем

Сознанью почти нет места.

Сознавать –​​ значит,​​ быть вне времени

Именно во​​ времени​​ может​​ быть​​ 

Миг​​ в саду​​ роз,

Миг​​ в​​ беседке под проливным​​ дождём,

Миг​​ сквозняка​​ в​​ церкви, полной ладана, -​​ 

Это и в​​ прошлом,​​ и​​ в​​ будущем.

Только время​​ может​​ победить​​ само себя.

.

III

.

Здесь​​ больше нет​​ чувств

Время между концом и началом

При тусклом освещении:​​ не в свете дня

Свет наделяет форму​​ прозрачным​​ покоем

И​​ тень​​ обретает​​ эфемерную​​ прелесть

Медленность означает постоянство​​ 

Тьма не очищает душу

Не опустошает​​ чувственного

Не очищает​​ чувственного​​ от бренного.

Ни​​ полноты,​​ ни​​ пустоты.​​ Только мерцание

В​​ напряженных, изношенных лицах​​ 

Развлечением развлеченных от развлечений

Вычурные и бессмысленные

Вялое равнодушие рассеянности

Люди и клочки бумаги​​ в вихре холодного ветра

Что дует к началу и после конца​​ 

Ветер​​ входит​​ в больные легкие​​ и выходит из них

Время между концом и началом.

Изрыгание​​ нездоровых душ

В​​ поблекший​​ воздух, оцепенелые души

Ветром гонимы что несется​​ над мрачными холмами Лондона,​​ над​​ Хэмпстедом​​ и Клеркенуэллом, Кэмпденом​​ и Патни,

Хайгейтом, Примроузом​​ и Ладгейома. Нет​​ его,

Нет тьмы​​ в этом щебечущем мире.

.

Ниже спускайся, спускайся

В мир вечного одиночества,

Мир​​ ли это, тот ли то мир

Внутренняя тьма,​​ отказ​​ 

И уход от собственности,

Опустошение​​ чувств,

Уход от мечтаний

Бездействие​​ духа;

Это одна​​ дорога,​​ а​​ другая

Такая же, но она не в движении,

Но​​ в​​ воздержании​​ от движения; в то время как мир движется

По инерции, по проложенным путям​​ 

Прошлого и​​ будущего.

.

IV

.

Время и колокол​​ сей день схоронили,

А туча черная​​ и​​ солнце​​ унесла.

Повернется ль​​ к нам подсолнух? Ломонос​​ 

Склонится ль к нам?

Усики, вьюнки

Тин тонг?

.

Тис,​​ 

Хоть пальцы его хладны,

Приютят? Вот и крылья​​ зимородка

Светом на свет​​ подмигнули,​​ мир умолк, а​​ свет​​ далёк

И недвижна мира​​ точка, хоть​​ вращается​​ весь​​ мир.

.

V

.

Слова движутся, музыка движется

Только во времени;​​ но то, что в пределах жизни,​​ 

Оно и в пределах смерти.​​ Слова,​​ отзвучав, достают​​ 

До безмолвия. ​​ Только формой и ритмом

Могут и музыка, и слова достичь

Недвижности древней китайской вазы,

И в ней вечного движения недвижности.

Не​​ недвижность​​ скрипки, пока длится нота,

не только это, но и со-существование,

скажем, начала с предшествующим концом.​​ 

Так и​​ конец, и начало всегда были там

До начала и после конца.

И всё​​ всегда​​ происходит​​ сейчас. Слова напрягаются,

трескаются и иногда ломаются под тяжестью,

Под напряжением, соскальзывают, сползают, погибают,

От​​ неточности​​ распадаются,​​ сдвинутся с места,

Не остановятся. ​​ Осаждают всегда их​​ 

Визгливые голоса, брань,​​ 

Насмешки иль​​ просто болтовня. В пустыне​​ Слово

Более всего атаковано​​ голосами​​ искушения,

Плачущей​​ тенью​​ в похоронном танце,

Громким​​ плачем​​ безутешной химеры.

.

Движение – деталь сада букса,

Так и в​​ лестнице​​ с​​ десятью​​ ступеньками.

Желание само​​ -​​ движение

По сути​​ нежелательное;

Любовь​​ по сути – недвижность,

Она только причина и конец​​ движения,

Любовь​​ вне​​ времени, вне​​ желания

Кроме особенной страсти преодолеть​​ 

Ограничения времени на пути​​ 

От​​ бытия к небытию.

Внезапно в​​ солнца​​ луче

И видно движенье пылинок

Скрытый смех​​ раздается​​ 

Детей​​ в листве

Скорее, здесь, сейчас, всегда​​ -

Нелепо бесплодное грустное​​ время

Между концом и началом.

.

.

.

Квартет 2

.

Ист-Коукер

.

I

.

В моем начале - мой конец.​​ Друг за другом

Дома поднимаются и​​ рушатся, обваливаются,​​ расширяются,

Переносятся, сносятся, восстанавливаются, - а на их месте​​ ​​ Открытое поле, или фабрика, или объезд.

Старый камень в новое здание, старые бревна

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ в новое пламя,

Старое пламя в золу, а зола в землю,

И она уже плоть, фекалии и налёт,

Кости людей и скота, кукурузные стебли и листья.

Дома живут и умирают: есть время строить

И время для жизни и для​​ рождения

И время ветру​​ обрушить​​ расшатанную панель

И трясти​​ деревянную​​ обшивку,​​ где​​ бегает полевая мышь,

И​​ раскачивать лохмотья гобелена​​ с вытканным​​ с​​ безмолвным девизом.

.

В моем начале мой конец.​​ Поперек голого поля​​ 

Падает свет, освещая длинную​​ проселочную дорогу,

Затененную ветками в ранней темноте.

Ты держишься ближе к​​ обочине, пока проезжает​​ телега,

И сама дорога​​ направляет​​ 

В деревню,​​ которая загипнотизирована​​ 

Близкой​​ грозой.​​ В теплой дымке​​ горячий​​ свет

Поглощают, не отражая, серые​​ камни.

Георгины спят в пустой тишине.

Дождись​​ первого уханья​​ совы.

.

В этом голом поле

Если ты не подойдёшь слишком близко, не слишком близко,

В летнюю​​ полночь ты услышишь​​ звучанье

Слабое​​ дудок и барабанчика

Ты​​ увидишь танцующих у костра -

Это обычай - сочетанье мужчины и женщины

В специальном брачном​​ танце, провозглашающем брак,

Достойное и​​ удобное таинство.

По двое, как велит обычай,

Держат друг друга за руки или за​​ предплечья,

И это значит согласие. ​​​​ Они кружатся вкруг огня,

Прыгают через костер или водят хороводы,

По-деревенски то​​ степенны, то радостны

Неуклюже и тяжко в танце вздымают​​ ноги,

Эх, ты, земля, эх, ты, глина, всё на радость

Тех, кто давно уж под землей всё на память

Тех, кто землю питает.

Ритм они держат

Ритм он в их танце

Ритм​​ он их жизни, в времени года

В времени года, в звездах круженье​​ 

Есть время доить, есть время для жатвы

Время​​ соитий​​ супружеской пары

И случки​​ скота.​​ Время для танца.

Время обеда. Время землю навозить.​​ 

Время навозом стать самому.

.

Восход​​ занялся, новый день

Жару готовит жару​​ с тишиною.​​ И ветр морской рассвета​​ морщит волны.​​ Здесь я

Или там, или​​ еще я​​ где-то. В моем начале.

.

II

.

Разве нужны концу ноября​​ 

Эти весны потрясенья,

Нежданное летнее пламя,

Подснежники корчатся под ногами,

Мальвы алые вверх хотят

Поздние розы из снега торчат.

Гром​​ же,​​ гремя, увлекаем светилами,

Этак грохочут автомобили,

Как расходилась небесная битва

Тут​​ Скорпион​​ угрожает​​ Солнцу,

Тут​​ Скорпион​​ угрожает​​ Солнцу,

Солнце, Луна, - те спешат закатиться

В плаче кометы, Леониды летят

Небеса и равнины в разладе

Вот и огонь из него зародился

Мир весь пожрёт деструктивное пламя

Шапка льдяная мир весь покроет.

.

Можно бы​​ сказать и так,​​ да ответ-то подойдёт ли:

Этакая ученая перифраза в банальной поэтической манере, Обрекающей на непосильный рестлинг

Со словами и смыслами.​​ Не​​ в поэзии​​ тут дело.

Это не то (повторюсь), ждали чего мы.

Ценность желанного​​ в чём?​​ Много​​ ли стоит​​ тогда

Покой долгожданный, осеннее​​ душевное равновесие

И​​ возраста​​ мудрость? ​​​​ Не​​ обманули​​ старцы ли нас

Или себя​​ они​​ обманули, эти​​ тихоречивые старцы,

​​ Завещавшие​​ только расписку в​​ обмане?

Просветленность всего лишь​​ преднамеренное​​ тупоумие,

Мудрость​​ – не больше, чем​​ знание мертвых тайн,

Бесполезных во​​ тьме, в которую​​ они​​ всматривались,

​​ От которой​​ отворачивались.​​ Кажется​​ нам,

Только ограниченной ценностью –​​ 

И это в лучшем случае –​​ обладает опытное знание.

Знание​​ налагает некий фальшивый паттерн,

А он обновляется каждый момент,

И каждый миг он новый и шокирующий. ​​ Кто же нынче не лгун?

Тот лишь, кто врёт, но врёт​​ безобидно.

Хватит вранья на​​ половину пути? Хорошо б и подольше.

Весь путь в темном лесу, в чернике,

На​​ краю болота, где​​ проваливается нога,

И​​ угрожают​​ монстры,​​ и​​ заманивают​​ огоньки,

Увлекая наваждениями. ​​ Так что какая там​​ 

«Мудрость старейшин»! Нет, их прямое безумье!

Всего-то боятся они:​​ и безрассудства,​​ страха,

И обладания, и зависеть от других иль даже от​​ Бога.

Надеяться смеем​​ достигнуть единственной мудрости,

И это мудрость смирения: смирение бесконечно.

.

Исчезли дома в пучине морской.

.

Танцоры все​​ почили в гробах.

.

III

.

О тьма тьма тьма.​​ Все они уходят во тьму,

В​​ вакантные места​​ меж звезд, в пустоты уходят пустоты

Начальники, банкиры,​​ именитые​​ писатели,

Достойные меценаты,​​ госдеятели​​ и правители,​​ 

Выдающиеся госслужащие, председатели многих комитетов,

Промышленные​​ магнаты и мелкие подрядчики​​ – все уходят во тьму.

Во тьму и​​ Солнце,​​ и​​ Луна,​​ и​​ «Готский альманах»,

И​​ «Биржевая газета», и​​ «Справочник директоров»,

И чувство не греет совсем, и нет оснований для дела.

И вместе мы с ними уходим, и тихо идёт погребенье.

Но некого нам хоронить – и мы никого не хороним.​​ 

- Тиха будь,​​ душа, -​​ сказал я, -​​ пусть тьма​​ на тебя​​ снизойдет

Будет то Господа тьма. Так и в театре,

Чтобы сменить декорацьи, свет гаснет

Словно б за сценой гул крыльев, одна темнота сменяет другую,

И мы знаем, что​​ холмы и деревья​​ на заднике​​ сцены,​​ 

И наглый, внушительный фасад увезён уж -​​ 

Так​​ в метро​​ надолго застрянет​​ поезд меж станций,

Разговор разгорится и тут же потухнет в молчанье,

И ты видишь, как в каждом лице пустота вырастает,

Позволяя страху расти оттого только, что не о чем думать;

Так​​ под наркозом​​ работает мозг, объявляя,​​ что ты без​​  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ сознанья​​ ​​ 

- Тиха будь,​​ душа, -​​ сказал я,​​ - жди без надежды,

Ибо​​ на ложное мы полагаемся; жди​​ без любви,

Ибо​​ и​​ любим мы то, что нам лжёт; есть​​ еще вера,

Но вера, любовь и надежда​​ – это то, что ты ждешь бесконечно.

Жди без мысли, ведь для мысли​​ еще не готов ты.

И​​ вот светом​​ тьма станет,​​ а​​ танцем​​ недвижность.

Шепчи о потоках бегущих и​​ молниях​​ зимних.

Невидимый дикий тмин, и​​ земляника​​ лесная,

Смех в саду​​ отозвался​​ восторгом,

Тот восторг всё живет:​​ на агонию указал он

Рожденья и смерти.

.

Вы говорите,​​ я повторяюсь.​​ 

Кое-что я уже сказал прежде.​​ Я​​ повторю.

Опять мне то же повторить? Чтобы прийти туда,

Прийти туда, где вы есть, попасть туда, где вас еще нет,

Идти​​ вы должны​​ по пути, где не​​ будет​​ восторга.

Чтобы​​ прийти к​​ познанию​​ того, чего вы не знаете,

Вам нужно идти по​​ пути, - и он -​​ дорога​​ невежества.

Чтобы​​ обладать тем, чего у вас нет,

Вам нужно​​ идти путем отречения​​ от обладания.

Чтоб стать​​ другим,​​ не тем, кем​​ кто вы есть,

Вам нужно идти по пути, на котором вас нет.

И то, что вы не знаете, - единственное, что вы знаете

И​​ то, что вы имеете, вам не принадлежит,​​ 

И там, где вы, там вас нет.

.

IV

.

Хоть ранен врач, ножом своим​​ 

Готов отрезать часть больную тела

И руки все испачкал кровью

И в состраданье весь целитель

И так загадку боли разрешает.

.

А всё здоровье наше - в​​ нашей хвори.

Вот медсестричка чуть живая нами правит.

Она не комплименты говорит,

Ссылается на Библию и наставляет,

Сто после пика боли вы пойдете на поправку.

.

Наш госпиталь – то целый мир

Заложена больница правда

Но там при поведении примерном

Нам обеспечена забота

Так позаботятся что уж живым не выйти

.

Хлад поднимается от ног к коленям

Озноб распелся в голове.

Согреться как? Чистилища огонь

Трясёт, я от него продрог

Приятно пахнет дым, а пламя – это розы.​​ 

.

Уж если пьём, так кровь Господню.

А коль едим, так Его плоть.

При этом думать нам угодно,

Что нашу плоть не побороть.

И​​ отмечаем мы​​ тот день, когда распят​​ был наш Господь.

.

V

.

Я здесь, в середине пути,​​ переживший двадцатилетие,

Можно сказать «потерянное​​ двадцатилетие»​​ entre deux

guerres​​ ((между двух войн​​ (франц.))

Пытаюсь​​ по-новому использовать эти слова​​ и каждая попытка –​​ 

Совсем новое начало,​​ и опять ошибаюсь, но иначе

Ведь​​ человек​​ решил, что он лучше слов.

Он за то, что больше не нужно говорить, или за то, каким образом​​ он​​ больше не расположен это говорить.​​ И каждая​​ попытка понимать -​​ 

Это новое начало,​​ рейд в​​ нечленораздельное,

Когда средства для понимания изношены,

Царит общая​​ неразбериха​​ неточных чувств,

Недисциплинированных отрядов эмоций. ​​​​ Но то, что ты​​ хочешь​​ покорить

Силой ли, покорностью ль, уже было открыто

И раз, и два, и многажды людьми, которых я не надеюсь превзойти​​ - и​​ тут нет соревнования,

А только борьба за то, чтоб вновь открыть то, что утрачено ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ И найдено, и утрачено снова и снова: и в наши дни,

Когда ситуация кажется неблагоприятной.

Но, возможно, тут нет ни выигрыша, ни потери.​​ 

Нам остаётся пытаться.​​ Остальное не наше дело.

.

Дом - то, откуда​​ начинают путь.​​ Мы старимся,

И мир становится все незнакомее, усложняются

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ритмы

Жизни и умирания. Не​​ один яркий момент

Без прошлого​​ и​​ без будущего,

Но вся жизнь, горящая каждый миг,

И не только жизнь какого-то человека,

Но и древних камней, чьи письмена разгадать невозможно.​​ 

Одно​​ время​​ -​​ для вечера при сиянии звезд,

Другое -​​ для вечера при​​ обычной​​ лампе

(Это вечер со старым семейным альбомом).

Любовь​​ так близка ты к сути своей

Когда здесь и теперь​​ не имеет значенья.

И в старости надо​​ исследовать мир

Здесь или там - не имеет значения

Путь​​ недвижный мы должны​​ продолжать​​ 

Уже в​​ другой​​ интенсивности

Для единения и сопричастности

Сквозь​​ холод и​​ тьму, холод и пустоты отчаянья,

Крик волн, крик ветра, бескрайние воды

Буревестник​​ и морская​​ свинья. В моем конце - мое начало.

.

.

.

Квартет​​ 3

.

ДРАЙ СЕЛВЭЙДЖЕС

.

(ДРАЙ СЕЛВЭЙДЖЕС​​ ​​ название,​​ предположительно,​​ из «три диких» ((французский))​​ -​​ это небольшая группа скал с маяком у северо-восточного побережья Кейп-Энн, штат Массачусетс.​​ «Salvages​​ спасение»​​ произносится в рифму с​​ «assuages​​ успокоениями».​​ Стонущий​​ Groaner:​​ свистящий буй.)

I

.

Много о богах не​​ знаю, но думаю, что река -

Некая​​ богиня,​​ бурая,​​ угрюмая,​​ неукротимая,

В чем-то все же и​​ терпеливая,​​ а главное, это​​ граница,

Полезная и ненадежная​​ в обращенье коммерческом;

Вот непростая задачка для мостостроителей.

Однажды был мост наведен, и богиня почти что забыта

Населением​​ городов, но богиня неумолима всегда:

Буйствует по своему расписанью, напоминает о том,

Что людям удобно забыть. Человеков не чтит,

Сих поклонников техники, но ждёт. Наблюдает и ждёт.

Уж в детстве моем я чуял ритм​​ ярости этой,

Как и айланты дрожать начинали в апреле.

Осенью ритм проникал в виноград, в его запах,

Зимой же в газовом свете родные его ощущали.

.

Река внутри нас,​​ а​​ море​​ нас обхватило;

Море еще и край суши, в гранит​​ 

Оно бьётся, и пляжи оно заливает,

И нам намекает о сотворении мира:

Вот медуза и​​ краб,​​ и​​ китовый хребет;

А заводи любопытным покажут

И нежные водоросли,​​ и анемоны морские.

Иль​​ выплеснет сеть, рыбачью потерю,​​ 

Горшок для омаров,​​ обломок весла,

Бродяг ли – откуда они? – снаряженье. У моря​​ много​​ голосов.

Много богов и​​ много​​ голосов.

Соль его на шиповнике,

Туман его в елях.

Морской вой

И морской визг - это разные голоса,

Часто слышные вместе:​​ нытьё в снастях

Угроза и ласка волны, разбивающейся о воду.

Отдаленный скрежет гранитных зубьев

и предостерегающий вой с приближающегося мыса

Это все голоса моря: и сирена с​​ буя, и чайка;

И под гнетом молчаливого тумана

Стонет колокол​​ ​​ 

Не наше время он отмеряет –​​ 

Его звуки вторят зыби моря –​​ 

И​​ время​​ старше​​ того,​​ что измерено, старше​​ 

Времени объятых тревогой, беспокойных​​ женщин,

Что,​​ гадая​​ о будущем, ночи проводят без сна,

Разгадать всё пытаясь, что будет, что было,

Расплести и снова собрать воедино​​ 

Меж​​ рассветом и​​ полночью,​​ былое когда​​ - наважденье,

Когда то, что будет, не будет. Так​​ пред утренней вахтой

Время стоит,​​ но не думает вовсе кончаться;

Моря же зыбь, что есть и была от начала,

Бьёт

В колокол.

.

II

.

Где же конец им, беззвучным рыданьям,

Немому​​ увяданью​​ осенних цветов,

Что роняют лепестки и не шелохнутся?

Где же конец судов​​ дрейфующим обломкам,

Молитве​​ трупа на пляже​​ и​​ бесполезной

Молитве при ужасном извещенье?

.

Нет, не сейчас конец: вперед чредою

Дней, часов – и так до смерти,

Когда​​ бесчувственность​​ свой набирает ход –​​ 

И вот ты на обломках жизни –

Она казалась слишком уж надежной,

Зато отречься от нее хотим мы слишком.​​ 

.

Что в старости дано? И гордость тут

Ни к месту, и горечь из-за слабости своей,

И преданность​​ – к кому, ты сам не знаешь,​​ - и оттого не кажется она такой большой.

Так лодка, хоть плывёт, немножко протекает.

Безмолвно слушай, с чем нельзя поспорить.

Благовествует колокол в последний раз.

.

Где​​ ж​​ лодкам тем​​ конец,​​ 

Что, ветрам в хвост несясь, в тумане тают?

Как​​ время​​ может быть без​​ океана?

Не может океан быть без последствий бурь.

И будущее ни за что не отвечает,

И прошлое – где направление, куда оно несётся?

.

Что думать нам о них, трудягах вечных?

Их матерь - море, им пропитание дается нелегко.

Места всё ищут там, где берег неглубокий.

Забота, рыбу где продать, да парус высушить.​​ 

Бывает, всё впустую, ничего не заработать,

Бывает и такой улов, что курам на смех.​​ 

.

Здесь нет конца​​ удержанному​​ стону,

И​​ осени увяданию цветов​​ увядших,

Движенья боль безбольна и недвижна,

Движенья моря, и движение обломков кораблей,

И мертвые в мольбе к их Богу: Смерти. Но едва ль, едва ль молитва та возможна.

Молитва про какое-то Спасенье.

.

Кажется, по мере​​ старения

Прошлое​​ обретает другой паттерн​​ и перестает быть просто последовательностью​​ -

Или даже развитием: последнее является частичной ошибкой,

Поощряемой​​ поверхностными представлениями об эволюции,

Что становится, в массовом сознании, средством отречения от прошлого.

Моменты счастья, а не ощущение благополучия,

Реализации,​​ свершения, безопасности​​ или симпатии,

Или даже очень хороший​​ обед, но внезапное озарение-

У нас был опыт, но мы упустили смысл,

И приближение​​ к смыслу​​ возрождает наш опыт​​ 

В другой форме, вне всякого смысла.

Счастье присваивает эту форму. ​​​​ Я​​ повторяю,

Что прошлый опыт снова обрел значение.

Это не только опыт одной жизни,​​ 

Но​​ многих поколений и поколений, не забывавших

Что-то, кажется,​​ вовсе невыразимое -

Взгляд назад​​ вопреки​​ увереньям

Литературы​​ по истории,​​ осторожный взгляд назад

Через плечо в​​ первозданный ужас.

Сейчас мы приходим к тому, что​​ миги агонии

Столь же​​ постоянны, как​​ само​​ время.

Независимо от​​ причины: от​​ непонимания​​ ли,​​ или оттого, что человек​​ надеялся на​​ ложное,​​ или​​ он​​ боялся​​ ложного.​​ 

Мы ценим больше

Агонию​​ в​​ других, почти пережитую:

В ту агонию мы вовлекаем себя больше, чем в свою собственную.

От нас​​ наше прошлое скрыто потоком​​ наших поступков,

Но​​ мученья других остаются переживанием​​ свежим:

Оно не изношено частыми воспоминаниями.​​ 

Люди меняются и улыбаются, но​​ страдание​​ остается.

Время все разрушает, и время все сохраняет.

Как река, где и​​ мертвые​​ негры,​​ и​​ коровы,​​ и куры,

Горьким​​ яблоком​​ и надкусом на нём.

И​​ бурями потрепанная скала в​​ бурных​​ водах,

Волны​​ её​​ омывают, туманы скрывают её;

В​​ ясный​​ день это памятник​​ просто,

Судоходна​​ погода​​ ​​ - для капитана​​ то веха.

Мрачно​​ ль на море, иль буря,​​ 

Скала остается скалой.

.

III

.

Временами​​ гадаю, не это ль имел в виду​​ Кришна,

Кода говорил в разное время​​ по-разному об одном:

Что будущее​​ ​​ иль​​ исчезающая из памяти​​ песня,​​ иль Королевская​​ Роза или​​  побег​​ лаванды,

Засохший​​ меж желтых​​ страниц​​ никогда не открытой книги.​​ 

Говорил,​​ что будущее -​​ сожаленье для тех, кого еще нет на свете,

И что путь вверх​​ на самом деле путь​​ вниз,​​ а​​ путь вперед​​ – это путь​​ назад.

Не отводя глаз, вы долго не сможете смотреть на реальность жизни, а между тем, это так и есть:

Это время не лечит: пациента здесь больше нет.

Когда поезд тронется, и пассажиры рассядутся

Кто с бананом,​​ кто с​​ периодикой, кто с​​ деловым письмом

(А провожающие, что на них смотрели,​​ покинули платформу),

На их лицах печаль сменяется облегчением,

Под усыпляющий ритм​​ времени.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

Вперед, путешественники!​​ Вы не бежите​​ от​​ прошлого

В​​ другие жизни​​ или в некое будущее​​ 

Вы уже не те люди,​​ что​​ покинули эту станцию

Или кто прибудет на конечную станцию

По рельсам, что сойдутся позади вас. ​​ 

И на палубе барабанящего лайнера,

Наблюдая за бороздой, которая расширяется позади тебя,

Вы не должны думать, что "с прошлым покончено".

Или "будущее перед нами".

С наступлением ночи в снастях и антеннах

Детский голос какой-то​​ (не уверен, что слышу: это шепчущая раковина времени ни на каком языке):

«Вы, кто думает, что путешествует, вперед!

Вы из тех, кто не увидит удаляющуюся гавань​​ 

И не из тех, кто сойдет на берег,

Здесь между ближним и дальним берегом.

Пока время уходит, подумайте о будущем

И о прошлом с равным пониманием.

В миг, когда нет ни действия, ни​​ бездействия,

Вы можете понять такое: «В​​ любой сфере бытия

Сознание​​ человека может быть​​ сосредоточено

На смертном часе,​​ - и​​ эта мысль - единственное из действий​​ (а смертный час​​ ​​ это​​ каждый час),

Которое даст плоды в жизнях других людей.

Но не думайте о грядущих плодах.

Плывите​​ вперед.

О путешественники, о моряки,

Вы, пришедшие в порт, и вы, чьи тела

Пострадали от суда​​ и приговора​​ моря,

И как бы вы ни жили прежде, вот конечный пункт вашей жизни».

Или какое бы то ни было мероприятие, это ваше настоящее место назначения».

Кришна​​ увещевал Арджуну

На поле битвы.

Не скажу «Всего вам доброго»,
Но вперед, путешественники.

.

IV

.

Ты,​​ чья​​ гробница​​ стоит на мысе,

Молись за всех, кто на кораблях, за тех

Чей бизнес связан с рыбой, и​​ тех,

Кто торгует ею законно,

И тех, кто ведёт корабли.​​ 

Те, кто занимается любым законным движением

И те, кто их проводит.

.

Также повтори молитву свою​​ женщинам,

Которые​​ смотрели вслед сыновьям и мужьям,

Что отплыли и не вернутся:

Дочь своего сына,​​ 

Мария,​​ Царица Небесная.

.

Также молись за плывших на кораблях

И кончивших путь на песке, на​​ кромке​​ моря,

Или в​​ темном зеве,​​ что не отпустит,

Или там, где до них не может​​ долететь звук морского колокола.

Вечный ангелус.

.

V

.

Общение с Марсом,​​ разговор​​ с духами,

Донесение​​ о жизни морского​​ монстра,

Составление гороскопа,​​ ​​ гаруспиции​​ или​​ предсказания,

Гадание по почерку, узнавание​​ 

Биографии​​ по морщинам на ладони

И трагедии​​ по рисунку​​ пальцев;​​ высвободи предзнаменования,​​ 

Сортируя, или​​ по​​ чайным​​ листьям,​​ 

Угадай неизбежное

С игральными картами,​​ разгадай​​ пентаграммы,

Исследуй​​ барбитуровые кислоты, или​​ изучи

Превращения повторяющегося​​ образа​​ в​​ предсознательные страхи​​ -

Исследуй​​ утробу, могилу, иль​​ сны;​​ всё​​ это​​ обычные

Развлеченья, наркотики и​​ свойства прессы​​ -

И​​ всегда они​​ будут​​ такими, особенно во времена

Народных бедствий и смятений

То ли​​ в Азии, то ли​​ на​​ Эджвер-роуд.

Человеческое любопытство обследует​​ прошлое и грядущее и​​ цепляется к ​​ этим понятиям. Но​​ постигать

Точку пересечения вневременного​​ 

С временем​​ - занятие для святого,

И не занятие даже, но нечто такое,

Что дается и отбирается,

И платится умиранием для любви,

Горением,​​ бескорыстием​​ и самоотдачей.​​ 

Для большинства из нас существует​​ лишь незаметный​​ Момент,​​ момент​​ вхождения во​​ время и выхода​​ из​​ него,

Приступ рассеянности, затерявшийся в лучах солнечного света,

Невидимый дикий тимьян, или зимняя молния

Или водопад, или музыка, которая на такой глубине,

Что ее вообще не слышно, но ты и есть музыка.

Ты есть, пока звучит музыка.

А это только намеки,​​ догадки,​​ 

Догадки вслед за намеками; а остальное -

Молитва и послушание, мысль и действие.

Намек полуразгаданный, дар полупонятый есть Воплощение.

Здесь невозможный союз

Сфер существования становится реальным,

Здесь прошлое и будущее

Побеждены и примирены,

А иначе​​ б​​ мы действовали, словно

Лишены​​ своего источника​​ внутреннего движенья,

Но движимы демоническими, хтоническими​​ 

Силами.

Но​​ истинное​​ действие​​ - свобода​​ 

От прошлого с будущим,

Чего большинство из нас

Здесь никогда не достигнет;

От пораженья

Спасает нас только​​ стремленье.

В конце же концов мы​​ довольны

Если наше временное возвращение питает

(Не слишком далеко от тиса)

Жизнь этой нужной почвы.​​ 

.

.

.

Квартет 4

.

ЛИТТЛ​​ ГИДДИНГ​​ 

.

I

.

Весна в средине зимы​​ ни на что не похожа:

Вот воцарилась, хоть оттаивает​​ лишь​​ к закату.

Так на дню ты​​ между полюсом и​​ экватором.

Когда краткий день​​ необычайно​​ ярок, с морозом и огнем,

Короткое солнце​​ пламенеет на​​ льду​​ прудов​​ и канав.

Нет ветра – и чувствуешь сердца тепло,

И солнце в оттаявших лужах играет,

И ранний вечер закатом тебя ослепляет.​​ 

И сиянье​​ сильнее, чем​​ жаровни​​ иль​​ пламени​​ ветки,

Немоту души​​ будоражит немой дух:​​ то не​​ ветр,​​ но пламя Духова дня​​ 

В темное время года. Между таянием и замерзанием

Душа​​ трепещет. Здесь нет запаха земли,

И​​ ничто​​ живое не пахнет.​​ Сейчас весна​​ такой,​​ 

«как всегда», быть не хочет.​​ Теперь живая изгородь

На час​​ забелеет –​​ словно цветочки​​ 

Из снега, но цветение стремительней​​ 

Летнего – ни расцветания, ни увядания,

Вне законов природы.

Где лето, невообразимое

Первоначальное​​ лето?

.

А приди вы сюда этим путем,

Путем, которым вам свойственно проходить,

Оттуда, откуда вам свойственно приходить,

Если бы вы прошли этим путем в мае, вы бы увидели живые изгороди​​ 

И они снова белые, в​​ Мае​​ – и цветут они уже сладострастно​​ и​​ сладко.

То же самое было бы в конце путешествия​​ ​​ 

Ночью ль придете, как разорившийся король,

Днем ли придете,​​ не зная, зачем пришли,

Конец пути тот же: когда​​ покинете​​ неровную дорогу

И​​ обогнете​​ свинарник, то уткнетесь в​​ унылый​​ фасад

И надгробную​​ плиту.​​ И цель, ради которой, вам казалось, вы пришли –​​ 

Только​​ оболочка, шелуха смысла​​ 

И от нее​​ цель отделяется​​ при ее достижении.

Если​​ это​​ вообще​​ произойдет. Либо​​ цели​​ не было,​​ 

Либо​​ она за границей того, что​​ о ней думали​​ 

И​​ цель при ее достиженьи​​ оказалась другой.

Есть и другие​​ края,

Края света тоже они: то ли в пучине морской,

Над темным озером​​ то ли,​​ или​​ в пустыне,​​ иль в​​ граде, -

Но этот-то ближе всего – совпало и​​ место,​​ и время,

В​​ Англии​​ это сейчас.

.

Если прийти сюда

Любым путем и откуда угодно

В любое время года и суток,

Конец-то всё тот же: придется​​ вам отсрочить

Чувства​​ и мысли.​​ Вы​​ тут​​ не для того, чтоб​​ сверить,

Научиться, или удовлетворить любознательность,

Иль отчитаться.

Вы пришли​​ сюда, чтобы​​ склонить​​ колени,

Ведь​​ молитвы отсюда​​ что-то значили. Молитва​​ – больше, чем​​  порядок слов,​​ чем сознательное занятие,​​ 

Когда ум в состоянии молитвы, и не звук голоса в молитве.

О​​ чем мертвые не говорили при жизни,

Они​​ вам откроют,​​ будучи мертвыми:​​ общение

мертвых пронизано огнем, превосходящим язык живых.

Здесь перекресток​​ вневременного​​ и мгновенного.

Это Англия и нигде. Никогда и всегда.

.

II

.

Пепел на рукаве старика​​ ​​ 

Всё, что осталось от розы, – горстка.

Столб поднявшейся пыли

Значит конец истории, начало были.

Пыль,​​ что ты и дом​​ дышал, -

Стены, обшивка,​​ мышь,

Вот и надежда зачахла –​​ 

Так умирает​​ воздух.

.

То ты залит водой,

То жжет тебя зной,

Вода и песок мертвы,

И мертвый под ними ты.

И​​ выпотрошена​​ земля,

И больше сеять нельзя.

И больше нельзя смеяться,

Раз уж земля мертва.​​ 

.

Вода и огонь победят

Пастбище, сор и град.

Воде​​ и огню наплевать

На нашу благодать.

Вода и огонь​​ снесут

Забытые нами устои.

Снесут и колонны храма.

Это смерть воды и огня.

.

В неопределенный час перед утром

Близко​​ к концу​​ нескончаемой ночи

В повторяющемся конце бесконечного

После того, как темный голубь с трепещущим​​ клювом

Скрылся за горизонтом своего возвращения

И мёртвая листва​​ еще гремит​​ жестянкой

В асфальт, и звуков нет других

Средь трех, дымящих трубами, районов

Тут я бродягу встретил - он то медлил, то спешил –​​ 

Как будто бы его несло навстречу с той мёртвою листвою,

Гоним он был рассветным необоримым ветром.

Уставился​​ я на него, но взора он не поднимал.

Я пристально, я с вызовом смотрел,​​ ведь я​​ 

Впервые видел​​ незнакомца,​​ а сумерки​​ сгущались.

Внезапно я поймал и​​ взгляд​​ его. О, кто-то из великих!

Я​​ знал​​ его, забыл,​​ опять припомнил.

Ну да, знакомый кто-то. Лицо темно, слились его черты.

Глаза – знакомы или незнакомы? Так близок он, но кто он, не понять.

И тут решился на​​ двойную роль​​ я​​ и закричал​​ -​​ 

И слышу​​ чей-то голос:​​ «Что? ты здесь?».

Вот диалог, но нас-то нет. Я был самим собой,

Но и другим я тоже был при этом.

Но лик его уж обретал черты, а им же сказанное прежде​​ 

Позволяло его узнать.

И так,​​ напору ветра уступая,

Чужие слишком, чтоб​​ не​​ понимать​​ друг друга,

По воле пересекшихся времен

Мы встретились в нигде, ни​​ в «до», ни​​ в «после»

И зашагали​​ в мертвом патруле.

Сказал я:​​ «Чудо: мне с тобой легко.

И легкость – вот причина чуда. Скажи же:​​ 

«Чего не помню я? Чего не понимаю?».​​ 

А он:​​ «Не стоит повторять

Мои теории и мысли,​​ раз​​ вы​​ их​​ забыли.

И так им мир воздал уж по заслугам;​​ оставим​​ их в покое.

С тобою то же будет. Молись, чтоб так простили​​ 

Добро и зло твоё. Весь прошлогодний уж съеден.

Нажрётся зверь, так миску отпихнёт. ​​ 

Все​​ прошлогодние слова​​ уходят с новым годом,

А новые слова ждут голоса, который их озвучит.

Препятствий нету нынче вовсе

Для духа, что блуждает неустанно

Меж миром тем и этим, что похожи, -​​ 

И потому​​ я нахожу слова, что мёртвыми считал,

На улицах, которые​​ не чаял уж увидеть,

Когда оставил​​ плоть​​ на дальнем​​ берегу.

Раз речь была​​ заботой​​ нашей, только нации

Язык наш очищать,

Толкала взвешивать все «за» и «против»,

Позволь открыть мне для старости «подарки»:

Тот, так сказать, «венец» усилий нашей жизни.​​ 

Во-первых, то раздор хладеющего чувства,

Очарованья​​ нет и обещанья тоже.

Невкусен горький плод и призрачен к тому ж.

И тело, и душа уж ни на что не годны.

Второе: понял ты своё бессилье

Род человеческий исправить – и не забавно уж​​ 

Над ним смеяться.​​ 

И, наконец, боль​​ жуткая​​ от повторенья

Всего, что​​ делал ты​​ и кем​​ ты​​ был;​​ стыд​​ 

За​​ мотивы,​​ что ты​​ поздно​​ понял,​​ осознанье

Плохих поступков, что другим​​ вредили​​ другим,

А ты-то думал, это твоя доблесть.

И жалит​​ одобрение глупцов,​​ и​​ честь пятнает.

От​​ зла ко злу бредет сердитый ум,

Покуда не очистит вдохновенье – и должен ты

Ты творить в том ритме, что оно диктует».

День начинался. Среди разрушений

Оставил​​ он​​ меня​​ (напутствием​​ прощанье получилось):

Исчез под звуки рога.

.

III

.

Есть три состояния,​​ они​​ часто​​ выглядят похожими,

Но на самом деле совсем разные, растущие на той же самой изгороди:

Привязанность к себе, к вещам и к людям;​​ отстраненность

От себя, от вещей и от людей;​​ и то, что растет между ними, -​​ безразличие, которое похоже на них,​​ как смерть похожа на жизнь,​​ когда смерть​​ между двумя жизнями,

Между живой​​ и мертвой​​ крапивой. ​​ Это использование памяти:​​ 

Освобождение. Это не избавление от любви, но​​ расширение

Её​​ за пределы желания​​ -​​ и,​​ в итоге,​​ это​​ освобождение

Как​​ от​​ будущего, так и​​ от​​ прошлого.​​ Так​​ любовь к стране

Начинается как преданность​​ к​​ своей​​ собственной сфере деятельности​​ ​​ 

И тут мы понимаем, что это действие не имеет большого значения,

Хоть что-то да значит. ​​ История может быть​​ неволей,

История может быть свободой. Смотрите, как они исчезают,

И лица,​​ и места​​ – вместе с собственным «я» человека, ​​ который, как мог, любил их,​​ -​​ 

Исчезают, чтоб​​ обновиться, преобразиться по​​ другому​​ паттерну.

.

Грешить​​ – это прилично, но

Всё​​ будет хорошо, и

Всё​​ во всём​​ будет хорошо.

Если​​ опять подумать об этих местах

И людях, не очень-то и достойных,

И не родных, и не добрых,

но обладающих​​ особым​​ духом,

объединенных​​ борьбой,​​ 

которая их разделяла;

Если я думаю о короле, как тьма настанет,

О троих и больше на эшафоте,

И о многих, кто​​ умер забытым

Здесь,​​ за границей,​​ в​​ других местах

И о том, кто умер слепым и​​ безмолвным,

То с чего​​ мы должны​​ величать

Больше тех мертвецов, чем умирающих​​ нынче?

Это не для того,​​ чтоб набатом вызвать кошмары

И это не заклинание,

Чтобы вызвать призрак Розы.

Не удастся​​ возродить​​ прежний парламент

И возродить его прежнюю​​ политику,

Никого не увлечет прежний барабанный бой.

Эти люди и те, кто​​ был​​ против них

И те, кому они​​ все​​ противостояли

За закон признали​​ молчанье

И в партию одну соединились.​​ 

То, что мы​​ наследовали, -​​ удача,

Мы​​ это взяли у​​ побежденных:

Эти нам обязаны​​ были оставить ​​ - символ:

Символ, совершенствуемый​​ в смерти.

Всё​​ будет хорошо, и

Всё​​ во всём​​ будет хорошо.

Через очищение​​ причин

На почве наших молений.

.

IV

.

Слетая,​​ голубь рассекает воздух

Огнем: то ужас​​ раскалённый –​​ 

И​​ возвещает пламя духу:

Спасенье – только в очищеньи.

И лишь надежда -​​ иль​​ отчаянья молох

Диктуют выбрать нам кострище​​ погребальный

Иль костерок: так от огня спастись огнем.

.

Но ты, любовь, всегда была мученьем.

Скажи, любовь, тебя мы не забыли?

Из пламени любовь, из огорчений –​​ 

Нам в наказанье эта быль.

Нам не избыть огонь сомнений.

И мы живём, и дышим мы

Огнем пожарища палимы.​​ 

.

V

.

Что мы называем началом, часто​​ – конец,

А​​ закончить​​ - значит начать.

Мы​​ начинаем​​ с конца. ​​​​ И каждая фраза,

И​​ правильное​​ предложение​​ (где каждое слово​​ на месте:

Оно занимает​​ его, чтоб поддержать другие слова,

Слово не​​ робкое​​ и не показное,

Связывает прошлое и будущее,

Распространенное слово точное​​ и​​ без вульгарности,

Формальное слово, точное, но не педантичное,

Полное​​ согласие​​ в общем ритме)

Каждая фраза и каждое предложение - это конец и начало,

каждое стихотворение - эпитафия. ​​​​ И любое действие​​ ​​ 

Шаг к преграде, к огню, в​​ бездну​​ морскую

Или к неразборчивым буквам на камне:​​ вот​​ с​​ чего​​ мы начинаем.

Мы умираем вместе с умирающими:

Смотрите:​​ они уходят​​ -​​ и мы уходим с ними.

Мы рождаемся с​​ теми, кто умер уже:

Смотрите, они возвращаются и приводят нас​​ за​​ собой.

Мгновения​​ розы и тиса

Одинаково​​ длятся. Народ без истории

Не избавлен от времени, ибо история - это​​ паттерн

Моментов​​ вне времени.​​ Так​​ темнеет зимним днем

в​​ одинокой​​ часовне

История - это​​ сейчас​​ и Англия.

.

С​​ зарисовкой​​ этой Любви и голосом этого​​ Вызова.

.

Мы не прекратим​​ мыслить

И концом всех наших исканий

Будет​​ место, откуда мы начали,

И​​ словно​​ впервые​​ его увидим.

Через незнакомые и все же незабытые врата

Мы увидим, что открыть нам осталось только

То, что было в начале:

У истоков​​ реки​​ самой длинной​​ 

Голос скрытого водопада

И детей за яблоней

Их не видно, раз на них не смотрят

Но слышно их,​​ полуслышно, в тишине

Меж двумя морскими волнами.

Скорее, здесь, сейчас, всегда​​ -

Условие полной простоты

(Стоит не меньше, чем все остальное)

И всё​​ будет хорошо и

Всё​​ будет хорошо

Когда языки пламени​​ сплетутся

В увенчанный огненный узел

И там​​ огонь и роза - одно.

Октябрь – ноябрь 2023