Статья о Жаке Лекоке в
«Большой Французской Энциклопедии»
издательства Ларус. Париж, 1975.
Жак Лекок в самом начале своего пути преподавал физкультуру во французских учебных заведениях, а также обучал парализованных ходьбе. В 1945 году он комедийный актёр «Гренобльского Объединения Комедийных Актёров», он вы-
ступает в маске и иногда проводит репетиции по сценическому движению. В
1948 году он едет в Италию, где проводит восемь лет. Свои первые спектакли он поставил в Падуе, в университетском театре. Эти спектакли в стиле комедии
дель арте игрались на рыночных площадях города.
В Милане при Пикколо Театро он создаёт школу, где начинает работать, как режиссёр. Политические ревю, сопровождаемые современной музыкой, он ставит
в форме пантомимы. Он работает также в традиционных жанрах: являясь постановщиком классических греческих трагедий сиракузской ветви, он заново открывает динамику хора.
В 1956 году он возвращается в Париж, где создаёт свою «Всемирную Школу Пантомимы и Театра». Он сотрудничает с «Национальным Театром», с «Комеди Франсез», с «Театром Шиллера» и с телевидением.
С 1969 года Лекок - профессор шестого парижского университета Сорбонна
номер шесть). Там он возглавляет лабораторию сценического движения и сценографии. Это не мешает ему проводить мастер - классы в различных театрах Франции и за её рубежами. Приведём некоторые темы: «Комедия дель арте», «Клоун - буффон», «Трагедия и хор», «Пантомима и театр».
Лекок гастролирует во многих странах мира со своим спектаклем «Всё - движение».
Школа Жака Лекока, функционирующая с декабря 1956 года, является интернациональным учебным заведением, готовящим кадры профессиональных театральных работников. Школа - место познания, игры и творчества, опирающихся на наблюдения повседневной жизни, в ней учат познавать динамические явления природы посредством работы тела артиста. Там также изучаются региональные особенности драматического искусства с целью их восстановления с поправкой на сегодняшний день, реконструируются великие театры прошлого - такие, как комедия дель арте и греческая трагедия. Лекок уверен, что обращение к театру прошлого необходимо каждому артисту, оно вырабатывает в нём чувство внутреннего ритма, необходимого для пребывания на сцене.
Школа не просто учит актёрскому мастерству, но актёр понимается как автор, ищущий собственный стиль. Используя практику импровизации в русле различных театральных школ от реалистической до абстрактной, школа помогает обновить актёрский арсенал, жесту и слову возвращается их исконный смысл. При этом обучение построено так, что жесты и слова каждого актёра создаются на основе работы его воображения.
В основе педагогической практики - игра в маске. Маска учит актёра, развивает в нём чувство современности, укрупняет и углубляет ощущение бытия. Лекок добивается того, что ученики школы развивают свой поиск в русле его «театра действия».
Первый год учебный процесс посвящён общей подготовке тела (акробатике,
жонглированию, бою); при этом движения подробно анализируются. Проводятся занятия по следующим темам: обыгрывание сцен из повседневной жизни; нейтральная маска; холод и молчание маски; динамика природы; элементы и вещества; краски и света; растения и животные; маски экспрессивные, личиночные, утилитарные; архитектура; персонажи, ситуации, страсти; приближение к поэту, художнику, музыканту.
Поиски ведутся во всех этих направлениях и представляются на суд публики в форме спектакля. Ученики сами выбирают тему своей очередной работы и результат - сделанный спектакль. Каждую неделю для показа выбирают один из спектаклей; это возбуждает воображение и способствует коллективному творчеству.
Второй год посвящён вокальной подготовке, драматической акробатике и сценической технике. Кроме того, разрабатываются следующие темы: «белая» пантомима и язык жестов; мимирующие группы и мимы-рассказчики; мелодрама; трагедия, герой и хор; буффоны; клоун цирка и клоун театра; комедия дель арте и полумаски; работа с текстом.
Ученики периодически показывают их работы на вечерних открытых спектаклях. В конце второго года обучения ученики получают индивидуальные задания, которые должны подтвердить, что в ходе обучения данный ученик выработал
свой стиль. Это требование не кажется завышенным, ведь в школу принимаются
личности одарённые, уже проявившие себя в работе в театре.
Если этюды, способствующие формированию профессиональных навыков, играются первые два года, то третий год обучения полностью посвящён педагогике.
В школе нет вступительных экзаменов, но для каждого ученика в один из триместров проводятся внутришкольные испытания, во время которых учащиеся сообща решают, останется ли испытуемый в школе.
В первый год обучения актёр формируется в целом, выявляются особенности его мироощущения, закрепляются навыки его сценического поведения; во второй год определяется его способность к творчеству, особенности его таланта. Первый и второй годы связаны между собой, они объединены в форму, названную Лекоком «путешествие».
Профессорский состав сформирован из бывших питомцев школы.
Выдаётся свидетельство об окончании двухгодичного обучения.
Для пребывания на курсах необходимо знать французский язык. Занятия начинаются в октябре, а завершаются в июне. Занятия пять дней в неделю, они продолжаются по двенадцать часов в сутки.
Каждый сезон школа собирает студентов где-то двадцати пяти национальностей
более чем из шестидесяти стран. Её ученики работают во многих театрах Франции и за её пределами.
Если обучающийся оказывается педагогически одарённым, то он может остаться на третий год с целью более глубокого усвоения методов педагогики.
При школе есть также курсы посвящений, открытые, прежде всего, для молодых людей, желающих начать работать в театре
При школе есть и Лаборатория Сценического Движения, работающая с 1977 года. Занятия в ней дополняют школьную программу поисками в различных направлениях, близких драматическому искусству: в пластике, музыке, поэзии, архитектуре, сценографии, кинематографе, в искусстве видео и марионеток. Эта
лаборатория открыта для артистов школы и всех, кто хочет развивать двигательные способности тела, чувство пространства и ритма; для тех, кто хочет познать динамику живых явлений. Этюды часто становятся основой будущих спектаклей. При лаборатории работает также филиал Ассоциации Изучения Сценического Движения.
Жак Лекок: «Человеку необходимо фиксировать движение как результат последовательности поз, чтобы не доверять первому, поверхностному взгляду на движение. Наконец, он начинает замечать движения, которых прежде не видел. Постепенно он проникается сознанием глубины и сложности движения - и этот поиск уже не прекращается всю жизнь».