Мачадо

.

Пословицы и песни

Machado, “Proverbios​​ y​​ cantares”​​ 

.

1

.

За славой никогда не гнался,​​ 

и знаю, они будут людям​​ 

непонятны вовсе мои песни.

Я полюбил миры, что высоки​​ 

стихи мои и нежны, и тонки –​​ 

летят так мыла пузыри.

Люблю я краски их​​ 

и их полёт на солнце.

Дрожат – и вот их нет.

А небо в красках голубых.

.

2

.

А зачем​​ же​​ называть

борозды дорогами?

Всякий, как Христос, идёт:

тропкой неизведанной.​​ 

.

3

.

Тот, кто​​ недоверье​​ наше оправдает, -​​ 

враг для нашей жизни и надежды.

Кто пустяк считает за крушенье,

тот глупец - и ложно его мненье.

.

4

.

Так минуты знанье​​ 

в годы превращает,

истинное знанье –​​ 

лишь века то знают.​​ 

.

5

.

Плод, покуда не поспел,​​ 

никому не нужен.

Если похвалил глупец,​​ 

что в хвале ненужной?

.

6

.

Что достоинством зовут,​​ 

правдой, чистотой души,​​ 

половина будет зависть,​​ 

половина равнодушье.

.

7

Изящна ручка, да с когтями- и верить ей нельзя.

Грач-то, он всегда лиричен, а порою и свинья.

Жулик опытный – хитрюга - поклянется он душой.​​ 

Хулиган же - вот скотина - рассчитает головой.​​ 

.

8

.

Что спрашивать,​​ коль знаешь?

Лишь​​ время​​ потерять...

Есть вопросы без​​ ответа.

Разве кто на них​​ ответит?

.

9

.

Тот, кем наживы жажда движет,

кто от природы хитр и злобой дышит,​​ 

вот он и научил наш разум, и землю захватил.

Еще и истину провозглашает! И высшая - в захвате.​​ 

.

10

.

Из зависти​​ к добру

преступником​​ стал Каин.

Так слава Каину!​​ Порок сегодня​​ 

нам более добра завиден.

.

11

.

Благочестивый нашу​​ честь​​ присвоит;

на нас не обижаясь, нас он поведёт.

Добродетель - сила,​​ добрым​​ быть​​ -​​ быть храбрым;​​ 

у груди своей держи​​ щит​​ и​​ меч,​​ и булаву.

Доблесть в чем оружья каждого, узнай:​​ 

да! предупреждает прежде, чем поранит.

Мотыга разрыхлит, а кнут бичует,​​ 

Кузнец​​ мягчит железо,​​ напильник полирует,

и долото долбит, и​​ рубит как​​ зубило!

Огромный млат разрушит, а меч насквозь проколет.

.

12

.

Глаза,​​ что свету​​ открылись​​ 

однажды, – с тех пор​​ 

уж ослепли, к земле повернулись:​​ 

устали смотреть:​​ мир слился в одно.

.

13

.

Лучший​​ среди добрых –​​ 

это тот, кто знает:​​ 

всем-то в жизни правит​​ 

мудрость середины.

.

14

.

Добродетель​​ ​​ вот где​​ радость: та, что нам​​ 

смягчает​​ сердце, будь на то хоть сам Катон.

Добрый​​ – кто сберечь сумеет то, что надобно​​ 

другому:​​ жаждущему надо​​ воду,​​ пьяному​​ -​​ вино.

.

15

.

Запоём-ка вместе хором: «Знать, мы ничего не знаем:​​ 

ни откуда мы пришли,​​ ни куда мы все​​ уйдём»...

Между этих тайн легла и загадка нашей жизни.

В сундуках она таится – там и ключик есть от них.

Свет​​ – ведь он​​ не просвещает, мудрый ничему не учит.

Значат что слова все эти? ​​ Не свести нам всё к ученью.

.

16

.

Человек-то​​ по природе​​ – зверь​​ парадоксальный.

В логике нуждается сей абсурдный малый.

Уверен он, что мир из ничего он создал –​​ 

и вдруг он всем «Всё есть ничто» сказал.​​ 

.

17

.

Лишь лицемерием​​ богат-то человек.

Ему бы только обмануть доверье.​​ 

Он вору рад помочь, тебя что обкрадёт:​​ 

Он для него и ключик свой достанет.​​ 

.

18

.

Ах, как мне​​ о героях Илиады​​ 

мечталось – уж в далёком детстве!

Аякс, тот​​ был сильнее Диомеда,​​ 

а​​ Гектор​​ – тот сильнее, чем Аякс,

и Ахиллес​​ – так тот еще сильнее.​​ 

Да, самый сильный. Ох, уж это детство!​​ 

Ах, как мне​​ о героях Илиады​​ 

мечталось – уж в далёком детстве!

.

19

.

Дурак-то из дураков,​​ 

собрание пустых пустот,

за счет таких же дураков​​ 

продажей истины живёт.

.

20

.

Тереза,​​ из​​ огня твоя​​ душа;​​ 

ты, де​​ ла Крус,​​ -​​ дух пламени​​ того.

Сердечки наши сжались, о, отцы!​​ 

Нам не хватает вашего горенья.

.

21

.

Вчера приснилось,​​ будто​​ вижу​​ Бога,

Потом – Он говорил со мною сам.

Потом​​ приснилось,​​ будто слышу​​ Бога.

Потом​​ приснилось,​​ будто задремал.

.

22

.

Что до​​ женщин​​ и мужчин,​​ 

я уж позабыл об этом.

Так давно уж это было,​​ 

что и было ли вообще.

.

23

Что ж удивительного, други,

что лоб-то мой, он весь в морщинах.

С людьми-то в мире я живу,

воюю со своею сутью.

.

24

.

На​​ десять человек всего​​ 

один мудрец, а девять-то – солдаты.

И не мудрец идею предпочтёт –​​ 

и за неё на смерть пойдёт.

.

25

.

Пчёлы, те пьют мёд

из цветов, птичка

про любовь поёт.

Я и Данте – господа, -

мы в обмен любви, Лусия,

предпочли теологи’ю.

.

26

.

Угольщик, мудрец, поэт

оказались как-то в поле.

Тут поэт восхищённо замолчал.

Мудрый думает и смотрит.

Угольщик, конечно, он

смотрит, нет каких тут ягод.

Поведём-ка их в театр:

лишь рабочий не зевает!

Мысли жизни он предпочитает,

он от жизни мыслит и мечтает.

Так что у рабочего

океан фантазий.

.

27

В чем​​ полезны – честно - ​​ 

выгоды все наши?

Истина-то в чем?

Мы​​ тщеславны слишком.

.

28

.

Каждому даны битвы​​ 

две извечных:​​ 

с Богом ты во сне сражайся, -​​ 

а проснешься – с морем вечным.​​ 

.

29

.

Путник,​​ вот следы​​ твои.

Вот​​ дорога​​ -​​ и не больше.

Путник, и дороги нет!

Где пройдешь, дорога будет.

Ты в пути путь создаешь.

Ну, а если оглянёшься,​​ 

то увидишь ты тропу:​​ 

ту, к которой не вернёшься.

Путник,​​ нету​​ здесь дороги,​​ 

пены лишь морской​​ следы.

.

30

.

«Надейся, хоть отчаяние мучит» -

таков народа глас.

Вот это истина из истин!

А коль сказать наоборот:

«Чрез отчаянье к надежде» -

то будет истиной,

хоть и не прежней.

.

31

.

Сердце, звонкое вчера, -

разве больше не поёт,

лучшее уж не хранит?

То, что бережно копилось,

время всё ж не разобьет:

время здесь бессильно.

Но при этом

всё, что знаем,

вдруг окажется неправдой.

.

32

.

Есть вера размышлений,

другая – после них.

Приходит сердце человека в мир -

и душу человека, как и море, переполнит.

.

33

.

Мечталось, Бог есть кузница –

и там огонь железо размягчает,

и Бог куёт мечи,

Бог закаляет сталь,

и пишет на листах Он ярких:

Свобода – моё Царство.

.

34

.

Иисуса люблю. Он сказал нам:

«Земля и Небо прейдут.

Когда же они прейдут,

останется слово Моё».

Что главным было во слове Твоём?

Прощенье? Любовь? Состраданье?

Слова все Твои свелись

к одному: Бдите.

Ибо не знаете час,

когда вас разбудят.

Если же вы уснёте,

разбудят сонными вас.

.

35

.

По-разному ты на проблему реагируй:

Коль можешь, то пойми; коль нет, так потерпи.

Ты в первом случае

постигни глубину,

а во втором бери-ка удочку,

садись-как ты у моря –

ну, как простой рыбак.

Скажи ты мне: а что же лучше?

Не лучше разве понимать,

что дна морского не достать.

В аквариуме рыбки все живые,

веселые такие –

зачем же их ловить?

Зато ведь как же трудно

ловить их, как же нудно

тех рыбок убивать.

.

36

.

Вера эмпиристов: нет нас, и мы не будем.

И жизнь нам дали только в долг.

И в мир мы ничего не принесли, и ничего не даст он.

.

37

.

Твердишь, что ничего не создается?

Как раз не так! Из глины

ты сделай чашу,

чтоб из нее твой брат пил.

.

38

.

Твердишь, что ничего не создается?

Гончар-то как же, и его изделья?

Ты можешь только чашу поднести,

и рядом с гончаром ты лишь бездельник.

.

39

.

Говорят, божественная птица

в простую курицу была превращена

работой ножниц

философа’ Канта –

вот этак стриг

он гордых птиц.

Вся философия его –

уменье соколов ловить, -

и, говорят, он перепрыгнуть хочет

чрез ограждения скотного двора

и полететь

опять к Платону.

Ура! Да будет!

И счастлив будет это увидавший!

.

40

.

Да, на земле и все, и всё равны:

и автобус, мясистыми лошадками влекомый –

толчками едет он от станции к другой –

и пассажиры, что набились туго,

и тот молчащий, нервный и суровый человек,

которому рассказывают что-то и выпить предлагают...

Вот станция. Сейчас сойдет ли сей скиталец?

Один сойдёт, иль сразу много?

.

41

.

Все​​ знают, что сосуды​​ 

нам​​ служат для питья, -​​ 

но разве кто-то знает​​ 

источник нашей жажды?

.

42

.

Философ говорит, ничто не исчезает.

Когда ж бокал​​ хрустальный​​ 

уж разбит, не пить мне из него,​​ 

не пить уж никогда.

.

43

.

Философ говорит, ничто не исчезает.

Кто знает, может, это​​ правда.

Но мы-то​​ всё​​ это теряем,​​ 

и​​ это​​ всё​​ нас​​ потеряет.​​ 

.

44

.

Всё​​ уходит, и всё​​ остается,​​ 

но наша доля – идти,​​ 

дороги – нам создавать,​​ 

и в море создать пути.

.

45

.

Умереть...​​ Капле морской

слиться с​​ морем огромным?

Буду ли​​ тем, кем​​ не был​​ никогда:​​ 

совсем одним,​​ без тоски,​​ без мечты,

какой-то​​ одинокий,​​ что бредет

без дороги,​​ без​​ самопознанья?

.

46

.

Вчера во сне привиделось,

как Бог кричит мне:​​ «Ты не спи!».

Потом приснился​​ Бог, который спал,

и я​​ ему​​ кричал:​​ «Проснись!».

.

47

.

Всего​​ четыре вещи​​ есть,​​ 

что в море не нужны:

якорь, руль и весла,​​ 

страх большой волны.

.

48

.

Глядя на мой череп,

новый Гамлет скажет:

«Миленькую штучку​​ 

в маске​​ карнавальной​​ 

Бог мне приберёг».

.

49

.

Старею – и становится мне ясно,​​ 

как​​ в​​ зеркале​​ огромном,​​ 

что гордо на меня​​ смотрело, - ​​ 

там ртуть была: та, что я положил.

На зеркале​​ (на том, что в дома​​ в глубине)

Судьба рукой своей фатальной

стирает ртуть – и всё явилось мне: ​​ 

я вижу жизнь мою, как луч через кристалл.

.

50

.

-​​ Ну, зевнул​​ испанец​​ наш.

Голоден? Спешит? Не спал?

«Доктор, в брюхе пустота».

- Пустота​​ в твоей башке.

.

51

.

Свет​​ души​​ и Бога свет​​ ,​​ ​​ 

звезда и​​ факел, солнце...

Наощупь​​ ходит​​ человек,​​ 

а за плечом​​ фонарь.

.

52

.

Вот заспорили два парня:​​ 

до гулянки как добраться:

по шоссе пойти? Быстрее

нам рвануть через поля?

Так неплохо, да и сяк, -​​ 

только ссора получилась.

Мордобитья еще нет,​​ 

только по древам вдаряют,​​ 

бороды свои теребят –​​ 

что, хотят их оборвать?

Проезжал возчик​​ мимо,​​ 

Песенку такую пел он:

"Друг, чтобы поехать в Рим,

важно​​ лишь​​ пройтись пешком.

Ну, а​​ Рим-то, он повсюду,

он повсюду, этот Рим».

.

53

.

Есть​​ испанец,​​ и он​​ хочет

жить, и​​ жить​​ он начинает,

меж​​ Испаньей​​ уходящей​​ 

и Испаньей, что​​ зевает.

Юноша, пришел ты​​ 

в мир. Бог тебя​​ храни.

Но одна из двух​​ Испаний

больно тебя ранит.

2024