МАСТЕР КОШМАРОВ

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1

 

Выйдя из вагона, он понял, что простудился.

Почему мне приснилась мама в её новой шубе? Емельян Пугачёв, здоровенный мужичина, его потом расказнили на Болоте, так он так прямо и сказал воеводе: «Дай мне шубу, чтобы не было шуму». Мама всю жизнь хотела её купить, а купила только за год до смерти. И этот Мюнхен ещё на голову свалился!

 

Последние дни Голубев Валерий Александрович, автор ​​ двух нашумевших романов «Силоса на погосте» и ​​ «Гения на полатях», был особенно раздёрган на встречи и болтовню. Эта лавина впечатлений ещё шевелилась в нём, что неприятно приближало самого писателя ​​ к одному из его персонажей. В Мюнхен он приехал из насиженного Берлина, чтобы участвовать в конференции, ​​ посвящённой – страшно, но и приятно сказать - его же творчеству! Тут было что-то до того пародийное, что он не мог отвязаться от строчек Некрасова:

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Умирает весна, умирает,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Воцаряется жаркое лето.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Сердит муха, ​​ комар сноровляет

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Укусить - всё роскошно одето!

 

Пародия на лето? Нет, только на стихотворение Фета. И конференция, это сборище - только пародия на мою жизнь, а не сама моя жизнь. Носовые платки-то хоть на месте? Он проверил карманы. Всё в порядке.

Господь, в душе моей. ​​ Запала в душу опера. И что за шуба была на Сусанине? Странно, что теперь всё время её вспоминаю. Потихоньку она превращается в кошмар, и вот-вот придётся о нём написать, чтобы от него избавиться. Сколько рассказов написано именно так!

Опять простыл, опять! Ты ​​ не оставь меня. Вроде, добротный немецкий поезд, а нос заложило. Пришла моя пора, - слышал он голос Шаляпина с маминой пластинки, сотни раз слушанной в детстве, - закралась в грудь тоска, легла на сердце скорбь.

Это не смешно: Сусанин ​​ в Английском ​​ парке. Очень современно, но несколько тенденциозно. Мне страшно умирать, ​​ но долг мой чист и свят.

-Почто о Боге вопрошаешь? - грозно ​​ спросил Иван Сусанин и мрачно зыркнул на автора.

В ответ Голубев только тряхнул косичкой (отметим этот, ставший классическим, атрибут отнюдь не женственного литератора ​​ конца второго тысячелетия) и с достоинством промолчал.

 

-Мама, ты помнишь, ​​ как меня обозвал один ядовитый московский критик? Мастер кошмаров! Может, я так часто простужаюсь из-за этого проклятия? ​​ А

ещё эта конференция: стой со штыком наголо возле своих же текстов.

-Разве это работа? - резонно спросила мама.

Она казалась такой странной, до неузнаваемости странной в этой искусственной голубой шубке с беленьким воротничком. - По крайней мере, когда ты учил детей русской ​​ литературе, ты знал, чего хотел.

-Неужели ты хочешь, чтобы твой сын работал за пятьдесят ​​ марок ​​ в месяц? Здесь иной раз подают больше.

-Но ты должен знать, чего ты хочешь, Валера! Я ведь этому тебя учила.

-Мама, знания тут не причём! И ты это знаешь. Ты слышала что-нибудь про Мюнхен? Почему он такой ​​ красивый?

-Для тебя красивое всё, что чужое.

-Скажешь тоже, мама!

-Так и есть. Тебя всегда тянуло на чужое: ​​ свои игрушки ты ломал, а чужие выпрашивал.

-Надо же! Может, ты знаешь, почему у меня насморк?

-Он был уже три дня назад. Надо было сразу полежать, а ты мотался по гостям.

-Мама, это издатели. Это работа моя такая: мотаться по издательствам. Ты б

вот лучше подсказала, где мне достать пятьсот марок. Может, Мюнхен осенит?

 ​​ ​​ ​​ ​​​​ И как кот, он, засыпая, свернулся клубочком и осенился хвостом. Откуда фраза?

 

Валерий Александрович скорбно сжал губы: самый обычный насморк и кой-какие денежные передряги заставили его со всей силой почувствовать ​​ всю ​​ хрупкость его человеческого существования.

Он торжественно высморкался и не спеша вошёл в парк. Что за чудесный день! Помнишь Густава Ашенбаха, а не ​​ мюнхенский сговор и вой авиации союзников. Первозданная тишина. Ты, Боже, в высоких мощных кронах дерев. Утренний категорический императив.

Позавчера Голубева кто-то спросил, почему он пишет ​​ исключительно ​​ об

ужасе, а сегодня этот вопрос вышел прямо на него из боковой тропинки:

юноша в баварском национальном костюме равнодушно прошёл мимо писателя,

- но тому показалось, что он ехидно улыбался.

Взяв курс на университет, он торопился выйти из парка в поисках винного

магазинчика.

 

Не удивляйся, благосклонный читатель: наш автор изощрённых кошмаров не чувствовал их привкуса в дешёвом французском вине, уже купленном и весело выглядывавшем из изящного рюкзачка. Фоном бутылок служило зеркало, превращавшее их в музейные экспонаты. Валерий Александрович ​​ многозначительно ​​ улыбнулся ​​ самому себе. Ах ты, Голядка этакой.

-Не в вашу ли честь левый семинарчик? - рявкнул кто-то из толпы критиков.

-Вы что, Бахтин, Шкловский или Якобсон? Набоков, Бродский? Вы - только Голубев и уж никак не больше.

-Я не спорю, господа, - достойно ответствовал писатель.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 2

 

В здание университета он входил просто и легко, тяжёлый гул студенческих голосов его успокаивал и ласкал. Немецкий универ! Вот где он мечтал

учиться! Он закончил заочное отделение филологического факультета в Ленинграде в 1983 году, но это казалось недостаточным, чтобы считать себя

профи.

-Ты не филолог, - укорял он себя последние пятнадцать лет, - а филологишка. Что-то на шка: учителишка, ветошка, писателишка, ​​ человечишка.

Зачем я здесь, кто я, что за роль мне навязана? Где это о ложной гражданственности? Степан Трофимович постоянно играл между нами некоторую особую и, так сказать, гражданскую роль и любил эту роль до страсти.

Вроде, из начала Бесов. Неужели и он, Голубев, играет сомнительную роль во всём ужасном, что свершается вокруг? А ну, как и он любит эту роль до страсти, сам того не зная?

-Нет, ​​ господа, - урезонивал он расходившихся критиков, - я только пишу об ужасе, ​​ но сам я чист как стёклышко. Сам я в рот ни-ни!

Критики ещё не унимались, изрыгая ужасные проклятия, но Валерия Александровича это лишь смешило.

 

Он стоял у стендов с расписанием, когда к нему подошёл молодой человек,

стриженный бобриком. ​​ Этот, - очевидно, литературный бобёр - напомнил Голубеву, что он косичкообразен. Это обстоятельство разозлило писателя. Он чуть было не прогневался, ​​ но бобрик, улыбнувшись, спросил:

-Валерий Александрович?

-Я.

-Корреспондент Датского Утёнка Густав Ихельсон.

-Что за издание? - удивился Голубев.

-Это газетёнка ​​ в нашем городке, ​​ - Густав говорил с сильнейшим акцентом. - Организаторы конференции поручили мне вас встретить. Я сам

литературовед и преподаю русскую литературу.

-Может, вы читали и мои книги?

-Конечно, - ​​ кивнул ​​ Густав. - Я буду выступать с докладом о вашем творчестве. В этом университете круглый год семинары по ведущим русским авторам.

-Даже так! Неужели русистика так сильна?

-Здесь? Конечно.

Вскоре все организационные вопросы нашего писателя естественно разрешились. А он-то ​​ дрейфил, прослышав ​​ о финансовых трудностях немецкой системы образования! СМИ осторожно уже пропагандировали частные университеты, немецкое государственное образование ​​ трещало по всем швам, но мастера кошмаров хранила судьба.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 3

 

Они искали буфет: впереди бобрик Густава, а за ним косичка Голубева.

Косичками и бобриками был полон коридор, явно покушавшийся на дурную

бесконечность, двери неутомимо мелькали, оживлённая суета ​​ сменялась

упорным (упорствующим! ​​ - подумал Валерий Александрович) молчанием.

Куда завёл ты нас? - Куда и серый волк не забегал.

Сусанин ты с усами, ​​ сусанистое существо, сусна - сусло.

А вот и буфет. Уж удобней столовки, ​​ куда они сперва чуть было не сунулись.

Они оснастились жратвой - и бесконечность покорно, свернувшись калачиком, ​​ легла у их ног. Скорбь бутербродом смело изгони. Валера, у тебя насморк, не забывай.

-Так вы, Густав, - преподаватель, литературовед или культуролог? ​​ - не без

милого ехидства спросил ​​ Голубев.

На самом деле, он трепетал и злился: визави, огромный, весёлый, бородатый, ​​ его явно раздражал. Голубев, не отличавшийся худобой, казался рядом с ним присевшим в траву зайчонком.

-Будь равнодушней, - уговаривал он себя. - Убей в себе персонажа, убей страх, поднимающийся из твоего загнанного прошлого. Скорее всего, пред тобой нормальный, приятный человек. Тебе что, это не нравится?

-Голубевед! - захохотал датчанин. - Сам не знаю, что я за птица, но ваш роман Силос на ​​ погосте очень нравится. Если вы появитесь в Дании, в нашем

университете, мы вам сходу премию придумаем. Извините мою навязчивость:

я звонил вам в Берлин.

-Да? ​​ - приятно удивился Голубев. - Эту неделю и дома-то не был: мотался, как угорелый, по всяческим заведениям. А тут эта конференция! Что же мне о себе думать? Неужели я знаменит?

-Валерий Александрович, вы достойны внимания. Достойны хорошего комментария к вашим текстам.

-Но мои фантазии! Де Сада упрятали на полжизни за куда более скромные.

-Валерий Саныч, уверяю вас: вы ни в чём не задеваете общественную мораль.

Ни в чём! До докладов ещё час. Может, я вас проинтервьюирую?

-Пожалуйста.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 4

 

Голубев осторожно вошёл в зал. Тот полнился какими-то причудливыми зигзагами; ломились первые ряды, а что касается последних, то их просто не

было: стулья предусмотрительно не занесли. Организатор уже спешил к нему. Голубев просто подошёл к столу на низкой сцене, его представили аудитории, добродушно похлопавшей предмету исследования. Он ​​ прочёл нечто от себя по заранее заготовленной бумажке.

Сознавая всю невразумительность ситуации, он не забыл брякнуть:

-На самом деле, я никогда не верил, что могу себя знать. Наверняка вы знаете обо мне больше, чем я сам. Я, по крайней мере, надеюсь более понимать себя после нашей встречи.

 

И Голубев мирно слетел в зал. Пошли доклады. Господа, каким дивным дискурсом вы меня одарили: я - в роскошном аквариуме: сам, ещё немного, стану золотой рыбкой. Что это за люди? ​​ Зачем они собрались? ​​ Может, я насовсем останусь в этих лицах и словах.

В сени русистики немецкой он добродушно прикорнул.

Неужели это комментарий к моей душе? ​​ 

Под сенью Муз.

 

Мероприятие всего за час скатилось в безобидность, но тут на кафедру поднялась худенькая, востроносая женщина, в которой Голубев узнал жену. Небеса, чудилось, разверзлись, и из глубины ​​ мироздания ​​ донеслось их бурное выяснение отношений пред разводом, случившимся пять лет назад. По счастью, никто не заметил замешательства известного литератора.

-Может, ещё и сын появится? - подумал Голубев. ​​ 

Русистика предстала тёплым, доверчивым чудовищем, мирно изрыгавшим близких. ​​ Поскольку докладчикам передавали записки, ​​ он быстро начертал:

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ К жестокодушной

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ В сфере высших проявлений

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Проявляется она:

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ То как будто чудный гений,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ То как будто сатана.

 

Надеюсь на знакомство. В ближайший перерыв предлагаю встретиться ​​ в буфете. Это в конце второго этажа.

Он уже послал записку, когда бывшая благоверная несколько мрачно произнесла:

-Эти нагромождения кошмаров, излюбленная мишень критики, отличаются искусным логическим построением. Мы видим в его книгах, как приходит время пародии... Ирония дистанцирует и смягчает шоковое воздействие его произведений... Фрейд радуется и торжествует... Соцреализм и постсоцреализм...

-Даже так! - ахнул Валерий Александрович. - Ну, Раиска!

Докладчица отметила, как хорошо автор работает с общепринятыми кошмарами, метнула мыслью туда-сюда и села недалеко от мужа.

Он сразу отметил, что рядом с ней лежит шубка, очень похожая на ту, что ему приснилась. Откуда шуба у голубки и голубоведки? Может, ей подарила мама? Мама давно умерла, и при её жизни мама и жена виделись всего несколько раз. И всё-таки Голубев обернулся и посмотрел, нет ли где рядом мамы.

 

Но с какой благодарностью он взирал на жену: пролить примирительный елей на творчество мужа - да может ли быть задача достойней? ​​ 

Ишь вы, господин ​​ Голубев! ​​ Вы и в науку всей вашей весёлой семейкой заехали. Раиса стала взрослее, старше, печальнее; даже в повороте её плеч чувствовалась усталость.

Докладчика, высокого, курчавого немца с увесистыми серьгами в ушах, анализировавшего его рассказ Сначала оптом, потом гуртом, наш автор хорошо знал по интернету. Голубев терпеливо дождался перерыва ​​ и

заторопился в буфет.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 5

 

Он сидел в кожаном кресле недалеко от входа в буфет, с удовольствием

кутаясь в ласковую воркотню мюнхенского диалекта. ​​ Преподавательский

состав деловито сновал туда-сюда пред его носом. Валерий Александрович встретил жену насмешливым ​​ возгласом:

-Привет! Да ты никак взялась посвятить жизнь моему творчеству? Была некрасоведкой, а вот предстала голубеведкой. Валеру Саныча предпочла Коле

Лексеичу?

-А почему бы и нет? - отпарировала та. - Ты как автор мне понятен. Ты простужен, ты знаешь?

-Да. Прохватило в поезде. Теперь склоняюсь к мнению, слава - это то, что о нас думают наши жёны. Я возьму тебе пару бутербродов?

Они подошли к буфету.

-Я всегда верил, буфет - место единения ​​ душ, - признался Голубев. - За буженинкой слава кажется не только чем-то реальным, но ещё и вполне приемлемым.

-Слушай, ​​ хороший у тебя доклад! - эту фразу он почему-то прошептал. -

Ты и в речах больше похожа на жену, чем на сурового критика. Во всяком

случае, я не надеялся на такое понимание. Помнишь твои разносы на кухне?

Ни одного чаепития не обходилось без сражения.

-С чего бы стала тебя ругать? Ты был моим мужем, теперь этого недостатка у тебя нет. Жизнь нас развела, а литература свела. Не может быть, Валера, чтоб ты сам не понимал всю неестественность этой ситуации: Некрасов куда больше тебя сделал для литературы и всей русской культуры – и он никому не нужен, - а под твои опусы находятся деньги; изучая тебя, можно жить за границей, путешествовать! Я не ожидала, что под тебя дадут грант.

-Даже так! Осудила.

-А ты чего ждал?

-Этого и ждал.

-Ты себе не представляешь, как всех в институте позабавило, что грант дали именно на тебя, моего мужа? Конечно, все сразу решили, что поеду я. И кому же ещё пришло бы в голову с тобой возиться? Ведь тебя считают всего лишь литератором.

-Олечка, так вот ты какой стала! - весело воскликнул Голубев. - ​​ Используешь благоверного по назначению. Борешься за место под солнцем, да?

-Да, - упрямо и со смешком ответила она.

-Хорошо, что хоть чем-то я смог тебе помочь.

Но в душе Голубев скрежетал зубами.

-Так вот оно что! ​​ Вот время-то какое пришло: по небу взялись летать гранты, эти толстые, сочные сосиски - и иные филологи и филологини прыгают так высоко, что вилками на лету подхватывают эту халяву.

Значит, кой-кому прыгается очень даже неплохо! ​​ 

А я-то думал, она нуждается! ​​ Сходу выловила нужный грант.

-Перст судьбы! - усмехнулся Голубев. - Но, кроме меня, ты чем-то занималась последнее время?

-Гоголем. Написала статью о его Шинели.

-После Гоголя - я! Совсем неплохо. Ты не замужем?

-Я? ​​ Разве что за литературой.

-Да? А откуда тогда шуба? И почему ты в шубе?! Ещё осень.

-Уже октябрь. Я могу вернуться в двадцатиградусный мороз. А вообще, не твоё дело, Валерочка, откуда у меня шуба. Я бедная, но не до такой же степени!

-Извини. На самом деле, Раиса, спасибо за доклад. Я боялся, ты не удержишься и припомнишь что-нибудь ​​ личное. Грязные платки, например.

-Хватит об этом. А у тебя, Валерчик, усталый вид. Достаётся на орехи?

-Да, - согласился он.

Он уже не бледнел, не нервничал, слушая её, а даже улыбнулся:

-Так нас свели наши кошмары. Они нас разъединили, они нас и сводят. И не первый раз! Я где-то читал твоё интервью о современной литературе - и уже тогда подумал, что ты могла бы написать и обо мне. Но я не мог надеяться на целый доклад про меня! Ну, а как Витя?

-Учится плохо. Совсем неуправляемый, - ​​ призналась она. - Нет, он не стал лучше после твоего отъезда. Я не знаю, что с ним делать, - неожиданно заявила она.

-Да ты что? Раиса, что ты?! Серьёзно?

-Куда уж серьёзней, - она отвела взгляд. – Вообще ничего не хочет знать, кроме компьютера.

-Как ты без России? ​​ - ​​ почти равнодушно спросила она. - Ты давно здесь, в Мюнхене?

-Только что прикатил. У меня проблемы с деньгами.

На этот раз он уже решил, что денег Раисочке не даст, и сразу занял твёрдую позицию.

-Валера, да кто тебе поверит, что у тебя проблемы с деньгами? Мне что, тогда - повеситься? Я привезла фотографию.

Она достала фото, на котором она и сын сидели рядом и у него на коленях восседал важный, знающий себе цену кот.

-Когда же это было, Раиса?

-Года не прошло.

-Надо же! - Он улыбнулся и посмотрел на жену. - Немножко не хватает привычного российского раздрая. Там что, опять коммунизм?

-Вроде того, - строго ответила она. - Кое-кто даже поговаривает о фашистском путче.

-Неужели? - искренне удивился Валерий Александрович. - Примаков похож

на ягнёнка. Тут боятся, как бы президент ​​ и ​​ премьер не умерли в одночасье, ​​ ведь оба дряхлое старьё. А что у тебя с емелей? Не хочешь даже и ​​ виртуальной связи? Подключена к интернету?

-Пришлось отключиться: ​​ денег нет.

-Надо же! И у меня хоть шаром покати. Раиса! Я ведь дарил вам компьютер.

-Всучил какую-то развалюху.

-Слушай, я обижусь. Я, что, похож на человека с деньгами? ​​ Знаешь, какой подарок могу вам сделать? Этим летом Витьку приглашу в Германию.

-А билет? Где я ему найду деньги на билет? В моём Институте я получаю тридцать марок в месяц. Где найду четыреста марок на билет?

-Ладно! - примирительно улыбнулся он. - Что-нибудь придумаем. Не опускай наши отношения до пародии! - И процитировал:

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ В ​​ один трактир они оба ходили прилежно

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ И пили с отвагой и страстью безумно - мятежной.

 

Помнишь?

-Что ты пристал к Некрасову? Так уж ​​ умно читать жене пародию на лермонтовскую любовь!

-Извини. Обожаю Николая Алексеевича. Увлёкся.

-В Германии? - усмехнулась она.

-Представь ​​ себе.

-Лучше поздно, чем никогда.

-Вот, вот! Тебе понадобилось двадцать лет и развод впридачу, ​​ чтоб поверить в меня.

-Причём тут развод? ​​ Ты долго писал скучно - вот и всё.

-Я!? Да я рыдал в строчках.

-Рыдал скучно.

-Мнение сотрудника Института Литературы мне не указ. Кстати, меня и в Дании ценят. ​​ Густав Ихельсон. ​​ 

-Что-то знакомое. Это же мой емэйловский знакомый! И как я не узнала его в зале?! Он ведь читал доклад. Вот так все мы завиртуалились, что, когда кто-нибудь воплотится, его уже и не узнаешь!

-А мы с ним уже друзья. Если все русисты такие, то жить можно!

-Уж и друзья! - воскликнула она.

-Так ты говоришь, в России ​​ вернулись на десять лет назад?

-И очень опасно вернулись, ​​ Валерочка.

-Тут в Европе тоже полно варварства, но этот ужас не настолько реален, ​​ как в России. Германия лишилась всякого ореола: борьба с нелегальной ​​ эмиграцией и за низкие налоги заглушает всё. А тут ещё введение евро! Это просто изменит всю здешнюю жизнь. Как ты?

-Свожу концы с концами, - ответила жена. - Что мне ещё сказать, если и у тебя денежные проблемы!

-Рая, представь себе, в Берлине снимаем на троих квартирку на окраине. ​​ Преподаю русский. Есть кой-какая клиентура. Жить можно, но особенно не разбежишься.

-Запад сделал тебя материалистом?

-В смысле деньгодобыванья? ​​ Возможно. ​​ Тут ​​ тоже ​​ невразумительная общественная жизнь, но без дураков на троне. ​​ Хоть какая-то цивилизованность! И потом, ​​ я здесь не чужой, - Голубев решительно тряхнул косичкой.

Они возвратились в зал и сели в разных рядах.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 6

 

Ритм выступлений забавлял Валерия Александровича.

-Се ритм Вселенной, - ​​ улыбался он. - Роскошная осень в Мюнхене, и я в этой роскоши. В багрец и золото одетые леса. Лучше Александра Сергеича всё равно не скажешь. И что в башку одни пародии лезут? Может, потому, что они стали классикой?

-Его творчество, - услышал он, - отражает эпоху коллективных сумасшествий, ​​ затаившихся до времени в реалистических, навязанных тенденциях.

Кот затаился под кустом. Враньё. Просто враньё.

-Мой доклад называется Поэтика метадискурса... Поставангард.. соцарт и концептуализм... опыт рэди-мэйда... супертекст и мегатекст… Макростратегия Голубева как метадискурс... Рейнский Гипобанк счёл нужным спонсировать...

Даже так.

 

Мама, посиди со мной. Мне это надоело. Лучше б хоть кто-то сказал, что я лирик. Так по струнам бряцая лирным. А то метадискурс! Пойми, кто может.

- Но тот ли это постмодернист, господа? - грозно грянул с небес хор критиков. -Да это подзаборник, разгребатель грязи, ещё один, но на наше счастье уж последний корифей чернухи.

Мама, да не слушай ты их. Может, я и впрямь безумный поэт, заплутавший в

Германию? Да это всё равно, что заплутать в свои же родные традиции.

По ​​ имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской. ​​ 

Зачем вы, Александр Сергеевич, обвинили Степана Петровича Шевырева, мол, он находит вдохновение в немецких сагах? ​​ Быть русским - это быть везде, отзываться на всё. Раиса явно потускнела за эти годы.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ И скучно, ​​ и грустно, и некого в карты надуть

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ В минуту карманной невзгоды.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Жена?... ​​ но что пользы жену обмануть?

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Ведь ей же отдашь на расходы!

 

Качество жизни везде рухнуло, но уж в родной-то питерской выживаловке - тем паче. Этот город свёл нас, Раиса, сделал меня тем, что я есть, а теперь там, что ни день, обкрадывают ​​ и убивают - и с таким громом, что слышно на всю Россию. Старая формула: быть, как все - обновилась: безумствовать, как все.

Но гибель ​​ не ​​ страшна ​​ герою, ​​ Пока ​​ безумствует мечта.

Кто-то из докладчиков брякнул, мол, культивирую кошмары. Не это ли Андрей Белый назвал ужасиками?

Как приятно, Раиса, что всё это не твои слова. Ты заметила, мамочка: ​​ она даже не красится, много седых прядей. ​​ Стала суше и деловитей, как взялась изучать меня. ​​ 

Наконец-то нашла во мне логику и оттого сама стала логичней.

Я отдал жизнь некрасоведке! ​​ Сколько спорили о вас, Николай Алексеевич, когда ​​ квасили ​​ капусту. ​​ 

Дама, приятная во всех отношениях, или просто приятная дама?

-И не то, ​​ и не другое, господа: моя бывшая жена.

-Чего, однако, в ней больше?

-Не знаю. И даже конференция с её очной ставкой не разрешит сию загадку.

Что это: немецкая тусовка по поводу меня или дань ​​ классику? ​​ 

«Да что это он, никак в классику угодил? ​​ Как таракан в квашню, - это Розанов сказанул о Венгерове, - ​​ большой, ​​ пузатый, чёрный, университетский таракан». ​​ Нет, он, Голубев, - паучок, что плетёт себе классические сети по затхлым уголкам.

А какой - то старичок - паучок нашу ​​ муху в уголок поволок.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 7

 

 

Едва блеснула надежда ​​ на грант, Ольга ​​ Петровна уже решила, что получит его именно она: ведь грант, как-никак, давался на изучение ​​ творчества её мужа.

Тут она и вспомнила, что она его когда-то любила.

Почему не съездить в Мюнхен, университет которого и организовывал конференцию, если бывший муж - постмодернист? Всё-таки, не чёрт с рогами, а только постмодернист. Пять лет назад он сбежал от семьи в Германию, там прославился, а теперь, чтоб загладить вину, приглашает её к себе в такой вот изысканной форме: в форме научной конференции. Признания в любви уже писать не надо: хватит и научного доклада.

 

Как обычно, ​​ она необычайно воодушевилась от таких простых мыслей.

Даже тут, в Мюнхене, эта мысль поразила ее своей фантастичностью.

И почему это она - только некрасовед?

Она ещё и мужевед, а вернее, мужеведица. ​​ 

Как она ненавидела всю эту современную литературу, - но раз уж так сложилось: раз уж она её узнала ​​ из первых рук, - то почему же не окунуться и в это болото? ​​ Что же она напишет об известных образах, таких, как инженер, поедающий собственный кал, или о голове персонажа, перемолотой в фарш в большой мясорубке?

 

Она вспомнила, как эти мысли пришли ей в голову впервые.

Помню, тогда проводила ​​ сына в школу и сразу уселась за доклад.

И что? В двадцать минут уже что-то да получилось!!

Оказывается, ​​ даже ​​ приятно писать о муже, хоть ещё вчера она свято верила, что он сволочь.

 

-А если это работа: любить творчество мужа?! Что же мне лениться? Ведь это только творчество, а не сам муж. Мужа полюбить нельзя - это ясно. Но его творчество? А его-то почему не полюбить?

 

 

8

 

Валерий Александрович вышел с конференции совершенно очумевший. Сквозь

усталость пробивалась одна мысль: неужели всё это - по поводу его незначительной персоны? Это в Шинели - значительное лицо, ​​ но он-то, шка,

он-то? Так ведь недолго решить, что ты барышня и тебя кто-то любит. Выход

из стрессовой ситуации напрашивался сам собой: ​​ Голубев нашёл уединённую скамейку и выдул вино. И тут на него глянула осень - и закружилась от красоты голова. Мне снилась осень в переплёте окон, друзья и я. У тебя - друзья? Серый волк и бывшая жена - тебе товарищи. И что она так одета? Старалась не выглядеть бедной и перестаралась. Это не моё призвание - решать её материальные проблемы, но хоть бы чем помочь!

Сей графоман застрял в переплёте русской литературы. Попал в переплёт: коллеги из переплёта окон видят, как он пьёт в одиночку. ​​ Заплетают косу, а переплетают автора.

Друзей нет, но есть нечто большее: литература и мама. Какая ты красивая на фото тридцать седьмого года! Спасибо, я знаю твою красоту. Время партийных чисток. ​​ На фото тридцать первого года ты теряешься в толпе: ​​ в деревню привезли новенький трактор. ​​ В жизни помню тебя уставшей: тут уж не до красоты, когда десять лет подряд приходится трубить на полторы ставки. Выходила мэтра кошмаров.

-Да ведь лучше было, сыночка, ​​ когда ты учил других.

-Согласен. Их глаза ещё смотрят в меня. Теперь учу только самого себя. Я понимаю, ​​ мама, о чём была конференция: мне объясняют, что мой мир

огромен, ​​ - а я всё не могу в это поверить: я всё тот же мальчик, ​​ что только и знает, что свой двор.

-Да, ты остался замкнутым. Ты заплакал, ​​ когда попросила тебя потанцевать с девочкой.

-Мама, что за фантазии!

-Это не фантазии, ​​ сыночка. Тебе было тринадцать лет. На твой день

рождения к тебе пришли девочки.

-И что, я их отфутболил? Видишь: я стал относиться к ним лучше после того, ​​ как начал о них писать!

-Раю ты любил до твоей литературы.

-Мама, ты серьёзно? А я даже не помню про эту любовь. ​​ По-моему, наш брак держался на Николае Алексеевиче: она писала о нём статьи, будучи некрасоведкой, а я преподавал его в школе. В питерской школе.

 

И вдруг, разрушая союз родственных душ, из кустов выскочил пребезобразный четвероногий критик и мрачно заурчал:

-Вы, Валерий Александрович, боитесь огромности мира и пишите о нём зло со страха!

-Страх пред величием мира? - лихорадочно переспросил Голубев.

-Да! - и вместо ответа, критический озорник развоплотился в приятный вечер.

 

Мастер кошмаров закрыл глаза и тихо ​​ запел ​​ Чуют правду. ​​ Весь день

с Сусаниным. В Германии живучи, быть в кружеве любимых строчек - это

и работа, и спасение. И закатик, что надо.

-Люба, я пошёл на залив смотреть закат, - вспомнил он записку Блока.

Участникам конференции предлагалась и культурная программа, ​​ которую

Голубев охотно разделил: посещение Старой Пинакотеки, только что пустившей посетителей после ремонта. ​​ 

Когда ​​ литераторы ​​ культурной ​​ толпой вторглись в музеум, ​​ Валерий Александрович подошёл к жене:

-Как?

-Да никак, Валерочка. Никак.

Она посмотрела на бывшего мужа отсутствующим взглядом, как на стену,

он улыбнулся ​​ из ​​ политеса - и все мирно разбрелись. ​​ 

 

Музей казался естественным продолжением города, как и питерский Эрмитаж. Город ​​ пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид - и эта тишина, в которой наступаешь на собственные сны. А ведь мюнхенские старики, небось, помнят гул бомбёжек. Говорят, кто-то из русских докладчиков воевал в Грозном. Этой войне всего три года, а мне важнее та, измучившая моих родителей.

-Вы пьяны? - спросил Голубева кто-то из мироздания.

-Нет.

-Да у вас ноги заплетаются. ​​ 

-Я трезв, ​​ как стёклышко, ведь моя познавательная способность со мной не пьёт. ​​ -Экий вы гегельянец, сударь.

Появившийся на горизонте Густав кивнул Голубеву.

Лучше у Бенеша почитать об ​​ этих картинах, ​​ чем пытаться самому их понять. И что они так красивы, и почему так некрасивы мы? Некрасов некрасив.

 

Смотрительница подошла к Валерию ​​ Александровичу и заглянула ему в лицо. Неужели я кажусь пьяным этой девушке из народа? ​​ Это Есенин верил в дружбу с народом: Какого ж я ​​ рожна Писал ​​ в стихах, Что я с народом дружен? А у меня от всего русского народа только его литературные традиции, Раиса, мама и Витя.

Через час наш автор вспомнил про насморк и пошёл в общежитие университета, любезно предоставившего возможность там переночевать. И что это за банк дал деньги на его конференцию, а на отель ему, автору, денег не хватило!?

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 9

 

Чего побаивался делатель кошмаров, так это вечеров: с темнотой его фантазия всегда немножко его мучила - и в шутку он обозвал своё сознание

сумеречным. Как один из псевдонимов Чехова Человек без селезёнки почему-то волновал его, так и эта сумеречность, что ни вечер, напоминала ​​ о себе.

В общаге он легко нашёл свою комнату и тут же озадачился ужином, чтоб тем вернее эту сумеречность победить. Он посмотрел на выбеленную кухоньку ​​ (газовых горелок восемь, так что хоть рис готовь, как в твоей бедной молодости) - и позвонил на мобильник бобрику. ​​ 

 

Скоро они уже ​​ опять встретились: бобрик и косичка, два литературных существа земного происхождения. Пивной бар блистал чистотой. Густав и вечером улыбался, и вечером казался приятно-общительным - и теперь это очень ​​ понравилось ​​ Валерию Александровичу.

Голубеву уже было стыдно, что он выдул вино в одиночку. Тем более что Густав, оглянувшись на бармена, ​​ достал бутылку водки и виновато посмотрел другу в лицо:

-Выпьем? Валерий, я это специально купил в надежде выпить с вами. Естественным образом, иные русские традиции стоило б поддержать.

-Это будет логично, - Валерий Александрович благодарно вздохнул. - Густав, можно вас спросить?

Ему почему-то стало стыдно, что он так мало знает своего собеседника.

-Пожалуйста.

-Чем вы занимались? Я где-то встречал ваше имя.

-Валерий, неужели тебе интересно?

-Конечно.

-Я десять лет сидел на Серебряном Веке.

-Например.

-Я изучал Венгерова. Сергея Александровича Венгерова.

-Надо же! А я, - признался писатель, - ничего о нём не знаю. Какой-то у него доклад был в 1908 году.

-Ты знаешь, Валера! Доклад Победители и побеждённые, читанный 7 октября на Московском литературно-художественном кружке.

-Почему Венгеров? - полюбопытствовал Валерий Александрович.

-О нём совсем не было статей. А меж тем, он - в центре. Синтетический модернизм.

-Ты ведь не русский, Густав? Откуда такой энтузиазм?

-Не знаю.

-У тебя больше не только трепета по поводу русской культуры, но и работы! – сказал Голубев. - Я уж думаю, может, нам, русским, чего-то не хватает?

-Не понимаю, - искренне признался он. - Как и не пойму, почему меня обзывают мастером кошмаров. Вы-то что думаете по этому поводу?

-Да это, скорее всего, комплимент. Эдгару По конца двадцатого века. Смотрите, что происходит, - и Густав сочувственно улыбнулся, - вас критикуют как автора, ​​ а вы страдаете как ​​ человек. Неужели вы этого сами не чувствуете?

-Конечно, чувствую! Это так. ​​ Человек ​​ во мне меньше обломка империи, ​​ наделённого даром слова. ​​ А вы, ​​ Густав, разве не такой? Не так давно мир был поделён на империи, так что все мы - из породы этаких осколков. Мы все пронизаны кошмарами!

-Все? Ну, уж не скажите! Мы, датчане, таких чувств не понимаем. Вы так и в России думали? Давай на ты, Валера! ​​ Германия что-нибудь изменила

в ​​ таких ​​ твоих чувствах?

-Изменила много. Именно в Германии я понимаю: я - русский, и русская культура - это твёрдая почва. ​​ Я расту из этой почвы. Странно, да? Казалось бы, какая почва у кошмаров? Они проносятся во всех головах. Они общие и, вернее, виртуальные. И всё-таки они русские!

-Скорее всего, так, - поддакнул датчанин. - Структуры, вроде интернета, задают тон, но национальных различий они не стирают. Неужели ты чувствуешь себя до конца интернетным? ​​ Ты писал то, что пишешь сейчас, ещё пятнадцать лет назад, когда всемирной сети просто не было!

-Ты знаешь, он как бы меня подхватил, этот милый вездесущий монстр. Он диктует реальности, какой ей быть - и для всех это приказ. В результате, я не знаю, что реально, а что нет. У тебя, Густав, ​​ было в жизни ​​ хоть что-то реальное за последнее время?

-Опера Глинки Жизнь за царя.

-Гастроли в Берлине?

-Да, - кивнул бобрик.

-Чудесно! - воскликнула косичка. - Мы сидели в одном зале, наши реальности совпали. Разве это не удивительно? ​​ Так вот, ​​ я - никакой не мэтр наваждений! Я только ​​ Иван Сусанин: ​​ завожу людей в какие-то дебри и там их оставляю. Вот об этом теперь и напишу. Уж в этом рассказе не будет никакого ужаса! Просто никакого! Подлинный ужас, если б ты его искал, ты нашёл бы в моих первых рассказах: тогда ​​ не ​​ мог выйти из этой стихии.

Разве мой нынешний ужас - настоящий!? Нет! Он ручной, литературный, он покинул меня, ​​ чтобы пугать других. Не я, а мир ужасен - и в моих фантазиях я лишь расписываюсь в собственном бессилии.

-Не так, Валерочка! Ты безобиден, но иначе: совсем не так, как ты о себе думаешь. В творчестве ты - великий провокатор. То больше, то меньше, но всегда не без этого. Это так, и от этого никуда не деться.

-В чём провокация? Что довожу общепринятые кошмары до визга? А ежели

не орать, ​​ так кто тебя услышит? ​​ Но ведь я - не больше сумасшедший, чем все!

Я что, не вписываюсь во время? Как раз наоборот! Я имитирую скотство - вот и всё. Было время коллективных сумасшествий, а вот им на смену пришли

индивидуальные.

Я - русский певец этого перехода. Я чую в себе хаос и побаиваюсь его, но с другой стороны, он - мой рабочий материал. Чтобы преодолеть хаос в себе, несу его в литературу - и это всё, что умею и что могу. И вот эта конференция! Она мне говорит: ты - явление культуры. Ну, что тут сделаешь, если оно так и есть? Самому не верится! Я повторю: я никого не пугаю! Я, ​​ скорее, ​​ доказываю право каждого на его личное сумасшествие. ​​ 

-Здорово! - Густав едва не загоготал от радости. - Тебе самому надо выступить на конференции, и не с речью по записке, а чтоб выдать всю эту филиппику! А о творческом методе – почему о нём не сказал ни слова?!

-Это о чём?

-Как конкретно ты работаешь с твоими кошмарами? Что для тебя кошмар? Головная боль или что-то больше?

-Голова? Нет. При чём тут голова? Его так много, этого самого кошмара, в моей жизни, что отделить его уже невозможно. Для меня кошмар - глыба, и я отсекаю от неё лишнее. Я тщательно обрабатываю это чудище, чтоб подготовить его к ​​ социальной жизни.

-Загадка, как вы нашли себя в этом! - восхищённо ахнул Густав.

-Да, на самом деле странно. Я только в девяностых решился быть собой. Решился, наконец, узнать себя в своих образах. Что ж тут нового? В традициях русской литературы полно тихого помешательства, но именно я заставил кошмар сиять, переливаться всеми красками, я несу его, как знамя!

И уже перед тем, как расстаться, Густав спросил:

-Слушай, Валера, а что это за Голубева? Почему у вас одинаковая фамилия? Это что за дама?

-Эта дама - ​​ моя бывшая жена.

-Так вы как-то связаны! - и тут Густав решил было всё свести к шутке. - Не слишком ли большой у этой дамы недостаток?

Но он опять осёкся, почуяв, что впадает в развязный тон.

-Она на самом деле работает в петербургском Институте Литературы?

-Работает. Специалист по Некрасову.

И Валерий попробовал шутить:

-Мы потому и развелись, что, по её мнению, я мало любил её дорогого Николая Алексеича.

И тут он не выдержал и выдал свою тайную мысль, брякнув:

- Как меня, всё-таки, деньги припекают: что в России, что здесь: мне вот в пару недель надо выложить пятьсот марок! Вот это проблема!

-Двести могу дать в долг, - ответил Густав.

-Да ты что!? Серьёзно?

-Конечно. Когда ты приедешь в Данию, в ​​ наш ​​ университет, немного заработаешь на лекциях. ​​ 

-Это, что, - возможно?

-Почему нет? Прочти какой-нибудь курсик! Лишь бы ты говорил интересно.

-О Некрасове можно или он теперь не в моде?

-О Некрасове? И не надейся: под него денег не дадут. Под тебя – дадут.

-Но ведь это было бы очень интересно, Густав! Странный человек, шулер, и в России его знают только с одного бока - любовь к народу.

-Нельзя. Ни малейшей надежды.

-А я так хотел, чтобы съездила Раиса! Она-то у нас некрасоведка. Может, можно ей это устроить?

-Давай так. На современную литературу можно пригласить одного человека в год. В этом году никого не было, так что через пару месяцев, в декабре, приезжай. А весной две тыщи первого пусть прикатывает она. Так можно, это я пробью.

-Как ты себя чувствуешь в университете?

-На постоянной ставке у нас только зав. кафедры, а все остальные каждый год ​​ продлевают контракт. Почасовики. Моя ставка – от общества славистов, так что я хоть совсем немножко да посвободней. Думаю, это дело пройдёт хорошо. Надейся, по крайней мере.

-Спасибо. Этот раз она прикатила в беленькой, изящной, с голубым отливом шубёнке – и мне это почему-то очень приятно. Она мне даже понравилась.

-Больше, чем в браке? – не растерялся Густав.

-Больше. С жёнами надо разводиться, чтобы их любить на самом деле!  ​​​​ Я ведь её хорошо знаю: она всю жизнь мечтала о шубе, как моя мама – и вот купила! Ей-богу, порадовала: теперь ей есть, в чём скакать в мороз по ветреному Питеру.

-«Шуба и голубеведка»! Это уже тема отдельного рассказа.

-Голубка и голубеведка. – Поддакнул Голубев.

-Кстати, шуба - это ж очень русский сюжет. У Пушкина Пугачёв ​​ говорит о шубе, и Башмачкин ​​ туда же. Ну, пиши рассказ об этом, а не об Иване Сусанине. Постараюсь напечатать за счёт нашего университета.

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 10

 

Валерий Александрович проснулся рано. Радость так и приподнимала его.

Коридоры общежития были пусты, рассвет не спешил, и солнце забрезжило,

лишь когда он вошёл в парк.

Он боялся событий в реальной жизни: они всегда пахли простым нагромождением, - но теперь, чудится, он и в этой свалке увидел просвет.

Это ты, мама? Здравствуй. Я будто вошёл в мою жизнь, мне легко, как тому облачку, что вспорхнуло высоко-высоко. ​​ 

Татьяна в тишине полей одна с опасной книгой бродит.

Он с благодарностью посмотрел на пробежавшую спортсменку. Длинная, красивая шея Нефертити. Или с полотна Модильяни? И ​​ вдруг ​​ Голубева осенило: это же Башмачкин!! Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его казалась необыкновенно длинною.

Разве не сюжет: и Раисе Фёдоровне, и Акакию Акакиевичу была нужна новая шуба. Шуба - шинель. Шинелешуба.

Кстати, Башмачкин писал всласть, как и ты, производитель кошмаров. У Райки в молодости была красивая шея. А датчанин по этому раскладу - одно значительное лицо.

А Густав неравнодушен к Раисе. Глазки-то заблестели. Раиса плюс Густав равно любовь. Неплохо задумано, мама: выдать замуж свою жену, ошубить навсегда.

 

Поднимается солнце. Уноси моё сердце в звенящую даль. Какая ты красивая, мама.

-Когда ты увидишь Витю? – спросила она.

Шеншин-Фет. Где эти слезы? Улетели, исчезли в солнце бытия.

Братья и сестры. Мама, разве справедливо, что тиран назвал тебя сестрой? Это несправедливо! В России теперь Советы, а Ленин - старшой комиссар. Ты любила Есенина, тебя так много в парках, ​​ в небе, ​​ во всём просторном.

Сколько мне ещё отмерено таких утр? Никогда это неизбежное копошение жизни так не радовало меня.

Жизни мышья беготня – что тут плохого?

 

Что зашевелилось в душе мэтра ​​ с косичкой? ​​ 

Что он доверчиво шепчет в ​​ расцветшее утро?

Парк так огромен и тих, тень русистики так близко.

С шинелью в сердце, укутанный в чудеса гоголевской прозы, Валерий Александрович повернул назад к общежитию.

Он с радостью заметил, что насморк ​​ совсем прошёл.

2000