34

Заложник

 

1

 

- И никто не звонит? И жена?

- Никто. Этот идиот никому не нужен.

 

Я не очень понимаю, что было со мной эти дни.

Меня заволокли в какой-то дом и постоянно бьют.

Сначала колотят, а потом в этом диком, страшном заточении я дико вою.

Меня бьют по голове, а я ору.

Потом они устают бить, а я больше не в силах ​​ орать.

Тогда перемирие.

Тогда я замечаю, что весь в собственном г-не и моче.

Но меня не отмывают.

 

2

 

Очнулся ​​ и слышу разговор.

- Я не уверен, что он заплатит.  ​​​​ Себе дороже с ним возиться.

- Подождите! ​​ Мы еще не все из него вытряхнули.

- Я и так все время бью его по башке!

 

Меня отмыли, я пришел в себя.

 

- Купить эту? Большой кусок: надолго хватит.

- Нет, эта рыба - перележавшая, пересоленная. Лучше купи небольшой кусочек.

 

Кто-то пытается со мной заговорить, а я не понимаю, ​​ кто.

Да, это жена, и мы – в магазине.

Почему привиделось именно это?

 

Я не могу привыкнуть к мысли, что  ​​​​ я – заложник. ​​ 

Вроде, еще вчера думал о бутылке коньяка, что всегда наготове стояла в шкафу, а вот проблемой стало просто пописать.

Меня отняли у меня самого.

 

Впрочем, ​​ обо ​​ мне «заботятся»: на подоконник поставили миску для еды.

Потом рядом на подоконнике появилась ​​ обширная ​​ банка – и я понял, что в нее ​​ надо ходить по  ​​​​ «малому».

А потом убрали банку и поставили ведро.

При этом бородач смотрел на меня спокойно и даже приветливо.

Потом так же «приветливо» он ударил несколько раз кулаком по моей голове.

Я вижу только его.

Иногда он с кем-то говорит в другой комнате, но я слышу ​​ лишь размазанные голоса.

 

- Держи крепче.

- Я и так его держу!

 

За ​​ мое освобождение должен заплатить мой тесть.

Какие-то люди унижают меня - и этого хватает, чтоб я совсем стал чужим себе: совсем перестал понимать происходящее.

С начала моей муки ​​ жизнь предстала невыносимым ужасом, потом он стал живым, ​​ а вот и желанным!

У меня не осталось ничего, кроме ужаса, - и я примирился с ним.

 

- Сволочь, сволочь, сволочь! - кричит он – и изо всей силы бьет меня ногой по лицу.

 

Он уходит – и я опять впадаю в свое обычное, тяжелое забытье.

 

3

 

Всю ночь пришлось смотреть телик.

Не выключили, гады.

Круглосуточный канал для ищущих знакомства.

Бабы какие-то выглядывают.

Можешь ей позвонить.

Она может жить в соседнем доме, а может и в Америке.

Скорее всего, в Америке.

 

Если ​​ женщину покажут, то непременно вынырнет из твоих же мечтаний.

Так то ​​ они ничего, но уж очень похожи друг на друга.

А иная тень возьмет, да и оживет. ​​ 

Воплотится, ​​ да и засядет рядышком. ​​ 

И хорошо, если Грета Гарбо, - а если кто-то попроще?

 

У меня еще есть силы для мечтаний!

 

Почему я живу? Я должен умереть, должен перестать чувствовать. Боже мой! ​​ Неужели останусь жить после такого унижения? Нет, это не мой кошмар. Не мой. Не хочу его. Не хочу. ​​ Где же я во всем этом? Мне только больно, только невыносимо. ​​ И почему они решили, что у меня много денег? ​​ Да, отец моей жены богат, - но я-то здесь причем?! ​​ Или они решили, что жена богата? ​​ Что им пришло в голову? ​​ Попробовали бы они ​​ тестя ​​ взять в заложники! ​​ У него охрана. ​​ Дождались, пока моя жена уедет в отпуск, чем-то ударили, когда открывал квартиру, куда-то увезли – и вот пытка длится уже третий день.

 

Третий или второй?

Я не знаю.

Вчера – никакой реакции тестя, ​​ так что сегодня со мной сначала прорепетировали, а потом записали на пленку разговор, который послали отцу жены.

Для большей убедительности уже перед «репетицией» ​​ мне расквасили нос.

Я сижу весь в крови, - а мне объясняют, сколько стоит моя жизнь: 100 тысяч долларов.

Нарочно загнули побольше: понимают, что придется торговаться.

Что тут скажешь? По нынешним меркам не такие уж большие деньги. Мной просто торгуют, заранее понимая, что отец моей жены ​​ такую сумму выплатить может.

Вот тебе тема для размышлений, пока бьют по морде!

 

4

 

Очнувшись, ​​ я услышал ​​ звуки выстрелов за мирным говором телевизора.

Выстрелов я как бы не слышу, ​​ зато замечаю, что меня ​​ сводит с ума его постоянный шум.

Я уже кричу, просто чтобы не сойти с ума.

Или кричу, потому что надеюсь умереть, потому что мне кажется, что стреляют в меня?

Телик ​​ призван заглушить мои крики, но при этом он – единственное существо, что со мной контактирует, не унижая меня.

Я кричу – ему, я пла’чу – ему.

Это существо о чем-то серьезно рассуждало, но я не мог этого понять из-за головной боли.

 

Больно в плече.

Кровь в плече.

Мне прострелили плечо.

 

5

 

- Жертвами взрыва стали пятьдесят человек…

 

Я пришел в себя и слышу телик.

Так мне позволили смотреть новости? ​​ 

Информация! ​​ 

Прежде давали каналы только с развлекухой.

Мне позволили думать.

 

Так я еще живой?

 

- Да какой в этом смысл? ​​ Мы вместе постарели.

 

Почему я говорю с женой?

Почему мне так больно?

 

И в моем тяжелом сне мне все казалось, что кто-то ужасно кричит, - а я никак не мог проснуться и посмотреть в глаза этому человеку.

А может, это кричал я?

Нет!  ​​​​ Вот оно, это крикливое существо – телик.

Я ​​ чувствую боль, но не слышу ее.

Я не слышу себя.

Говорит и живет только телевизор.

 

Открываю глаза – и вдруг вижу в телике свое лицо.

Откуда я пришел к самому себе? На самом деле, почему я сам непременно прихожу к себе в гости? Что это за послание? Кто тревожит меня?

 

А ​​ что же люди?

Их вокруг меня нет: я – заложник.

Их не просто нет: их не стало.

Только ты.

Так буднично, так просто.

 

Неужели меня, раненого, оставили одного?

Больно.

 

Одно дело, смотреть эти бесконечные истории по телевизору, но другое – самому быть под пыткой.

Это отнимает у моей души человечность: она, оказывается, ​​ запросто вычитается при насилии.

 

Мне включили музыкальную программу: кто-то бесконечно голосит.

Эти люди, даже дамы, бешено скачут – и говорить не умеют: только кричат.

Мне никак не услышать их голоса.

 

Но что же я? ​​ Все начиналось не так и плохо. ​​ У меня ведь была жизнь, была. ​​ Куда она делась? ​​ Почему ее не закончить именно сейчас? Почему? ​​ Вся моя жизнь – какие-то корчи, какие-то муки выживания, - а потом, так сказать, «успех»: работа, жена, машина, богатый тесть. ​​ 

Да, у меня есть все это, но все оно – не мое. ​​ Не мое. ​​ Вроде бы, все дали, а свободу отняли. ​​ А на самом деле, и не дали ничего.

 

6

 

Меня куда-то бросают, куда-то везут.

Вот я ​​ в моем уже привычном обмороке,  ​​​​ рассуждаю с самим собой ​​ абсолютно спокойно, словно б все происходит не со мной, а только с моей заблудившейся тенью.  ​​​​ А ​​ есть ли у меня голос? ​​ Когда говорю с тобой, кажется, что есть. ​​ Я не уверен, потому что его не слышу.

 

Опять жена.

Я вижу тебя, говорю с тобой, но тебя не слышу.

Не ​​ слышу, не слышу, не слышу.

Когда начинаю говорить, зубы двигаются, а звука нет.

Я слышу свою боль, а не свой голос.

У моей боли есть голос.

 

Неужели ты не понимаешь?  ​​​​ Что-то произошло. ​​ Случилось что-то такое, что мне не хочется жить.  ​​​​ Мне не хочется, чтобы меня спасали. Мы не сможем жить, словно ​​ б ничего не случилось.

 

Вот сейчас ​​ я ​​ что-то сказал ​​ телику, но я ​​ расслышал не свой голос, а его.

Я ​​ даже ​​ растерялся: ​​ так мне приятно оттого, что ​​ эта машина, ​​ чудится,  ​​​​ назвала меня по имени, ​​ присвоила мне ​​ живую душу.

Нет, она не против меня.

Кто-то еще за меня в этом мире!

 

7

 

Опять ко ​​ мне идет лысый, но с бородой мужик – и для начала зачем-то стучит кулаком по моей голове.

Это как обычно.

Потом дает пить, с подобием заботливости перевязывает рану.

 

Почему этот лысастый ​​ бородач ​​ уверен, что у меня барабан, а не голова? ​​ Чего же он ждет? ​​ Почему просто не пристрелит меня?

В моем воображении я давно мертв.

 

- ​​ Звони ему.

- Кому?

- Отцу жены.  ​​ ​​​​ Если он не даст за тебя денег, мы просто тебя прикончим.

- Я уже звонил.

- Звони еще. ​​ Жить-то хочешь?

И он опять как бы нехотя стучит по моей голове, как по барабану.

- Получишь жрать только перед разговором с ним. Понял?

- Хорошо, - поспешно соглашаюсь я. – Поговорю.

 

Он ходит увесисто: как бочонок перекатывается. ​​ Он шарахнул бы и по морде, но боится вывести меня из рабочего состояния.

Или все же меня пытаются спасти – и деньги дадут при условии моего хорошего состояния?

 

8

 

- Ты что-то мало кричишь, - он говорит, а сам как бы вежливо улыбается.

- Это плохо? – спрашиваю я.

- Очень плохо. Мы передаем запись твоего воя твоей родне.

У вас же есть деньги. ​​ Чего не платите? ​​ Чего молчишь?

- ​​ Почему в меня стреляли? – решаюсь я.

- Это была не полиция. ​​ Тебя все равно похитили б: если не мы, - то они.

- Но вы ошиблись! ​​ У меня нет денег. ​​ Нет!

- Сказочник, что ли? Кто тебе поверит?

- ​​ Да, я работаю, но все решает отец жены.  ​​​​ Мне зарплату не платят уже три месяца, - и поэтому мне и в голову не могло прийти, что кто-то может ждать от меня денег.

Ведь платит тесть. ​​ Захочет – заплатит, а скорее всего, забудет. ​​ Он как-то мне прямо сказал, презрительно улыбаясь в лицо: ​​ «Зачем тебе деньги? ​​ Они тебе не нужны. Когда понадобится, я дам».  ​​​​ И все! Он даже не скрывает своего презрения. ​​ 

- Это не смешно! – неожиданно орет он. – Неужели ты не понимаешь, что это не смешно!

 

9

 

Смутная ночь.

Я – то ли живой, то ли мертвый, то ли еще какой.

Главное, лежу в тепле.

Каждый раз, когда очнешься, надо еще найти себя.

Первое мгновение мне никак не понять, что же я такое.

 

Неужели ​​ мои мучители уверены, что кто-то еще бросится меня спасать? ​​ Я-то совсем в этом не уверен.

- Да что с тобой? – я слышу голос жены.

- Это ты?

- Да, это я.

- Слушай, как же хорошо, что я узнал тебя.

- Ну да, ты привык к боли.

- Да, я не живу. Оказывается, так можно: быть, - а не жить. И я тебе кричу из собственной смерти: ​​ у нас все как-то кувырком – и ​​ это при внешней ​​ респектабельности. ​​ 

- А тебе ее мало?

- Да, мало. ​​ Я ​​ то ли работаю, ​​ то ли не работаю, ​​ мне то ли платят, то ли не платят, то ли мои деньги, то ли не мои - и вообще, все как-то кувырком. Внешне я живу, как все: ​​ кем-то даже руковожу, сижу у компьютера, разъезжаю в машине, - но у меня нет своих денег, а мой старенький  ​​​​ Ауди – моего тестя. Разве это не так?

- С папой у всех так. ​​ У меня тоже. Держится все на нем! Другой расстановки он просто не поймет. Я думала, ты привык к этому.

- Разве я не просил его дать мне охрану? У него три охранника, мог бы и нам дать по одному.  ​​​​ Смотри, со мной сделали.

- Да, на тебе лица нет.

- Меня все время возят, постоянно перепродают. ​​ Мне прострелили плечо, мне больно!

- Я очень боялась этого. ​​ Я думала, охотятся за отцом, не за тобой.

- Если я вернусь из этой переделки, надо что-то менять! Ну, да: я – шеф в ​​ отделе фирмы твоего отца, ​​ - ​​ но он часто по-родственному забывает мне платить, а со счета тоже взять нельзя: сразу узнает.

- Ну, и что? ​​ Зато подбросит на ремонт машины или путешествие тысяч сто.  ​​​​ Не все тебе равно, в какой форме тебе заплатят?

- ​​ Да, у него, так сказать, ​​ «широкая душа», - но мне-то не по себе от этих жестов. ​​ Я ​​ не хочу этого навязанного великодушия: ​​ оно меня унижает.

- ​​ Это твое хобби: придумывать чувства. Вот изобрел унижение. ​​ Но у нас ни у кого нет «своих» денег: только общие. ​​ Так решил мой папа.

- Но мои похитители не знают этого! ​​ Им это неинтересно. ​​ Вы вообще-то думаете меня спасать?

 

Наверно, сознание вернулось ко мне, если вспомнил жену.

А все же спасительные галлюцинации: согревают душу.

 

10

 

Принесут хоть что-то поесть?

Хоть бы немного воды и хлеба, как вчера.

 

Мне чудится, ​​ я сижу на берегу - ​​ и от ветра кружится голова.

Откуда это?

А, вспомнил: ​​ мы поехали на дачу – и там гуляли по берегу.

Жена была ​​ в обычном летнем платье, - а вот волосы… ​​ 

Она почему-то любит свой пепельный, мертвенный цвет волос, не хочет краситься.

 

Ветер, а горизонт подернут пеплом.

Или потому жена так и делает, что знает, как этот цвет тревожит меня?

Или она знает, что ​​ мне нравится тревожиться?

Да, она это знает.

И что еще, кроме этого волнения, нас объединяет?

 

А вот наш обычный вечер.

Она ​​ чем-то мажет лицо, закутывает волосы - и вот ее уже не узнать: так много в ней новых черт.

Но разве мне не нравятся эти спектакли?

 

- Он что, в обмороке?

- Наверно.  ​​​​ Совсем ​​ слабый.

- Покорми его и не трогай.

 

Откуда эти голоса? ​​ Они совсем другие. ​​ Этот раз меня никто не ударил. Спасибо.
Так все переменилось!  ​​​​ После ​​ работы я любил уставиться в ящик, ​​ обо всем забыть – вернется та жизнь? Да я не хочу, чтоб она вернулась!

Телик ​​ там что-то тарахтит, ​​ - а я плаваю в своих снах.

Дурацкая ​​ привычка плавать в его образах. Сяду, как дурак, вылуплюсь – и зыркаю весь вечер.

 

- Просите триста… ​​ сколько? ​​ Нет, не соглашайтесь. ​​ Пока не вернусь, ничего не делайте.

Я слышу чьи-то голоса, но глаз не открыть: ​​ больно.

Но что «триста»? ​​ Наверно, сбавили. Наверно, триста тысяч и уже рублей. ​​ Ну, хоть что-то получить за меня. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

 

Обычно жена приходила с работы еще позже меня, а я ее ждал.

Я ​​ так же смотрел на экран, но в этом не было ничего зловещего.

Обычно потом ​​ мы ужинаем и еще что-то немножко смотрим вместе.

Мы только как бы ​​ уставимся вместе, а на самом деле ​​ о чем-то болтаем.

А может, мы и не открывает рта?

Мы только вместе – и этого уже так много.

Потом она идет на кухню и что-нибудь готовит назавтра.

А когда же мы ужинаем? Почему сейчас этого не вспомнить?

Сейчас ​​ забавно думать об этом!

 

- Но кто нас мог вычислить? ​​ 

- Они перепродали его нам – и тут же позвонили в полицию.

Хорошо, что отсюда мы еще никому не звонили.  ​​​​ Слушай, надо опять уезжать. ​​ Так мы ничего не заработаем на этом идиоте. Себе дороже!

 

11

 

Везут ​​ в другое место.
То меня мотало по полу, а вот засунули в багажник.

Так им проще.

Им, но не мне: неудобная поза – и дышать трудно.

Шум города вырос до яростного.

Значит, везут через Москву.

 

Вчера жены не ​​ было:  ​​​​ покатила к своей старенькой ​​ маме.  ​​​​ Да, ее мама больна, ​​ но это, кажется, ​​ еще и общепринятый предлог, чтоб ​​ немножко от меня отдохнуть.

Как я это понимаю!

 

Опять меня схватили за волосы – и я не посмел поднять глаз: я только видел, как пальцы палача ​​ шевелились.

Мне было очень больно еще и потому, что ​​ не мог найти себя в этом.

В этом: во всем, что вертелось вокруг меня.

Меня опять куда-то заволокли и бросили.

 

- Но почему ты уверена, что ​​ наш брак ​​ держится ​​ только на приличиях? – кричу я.

 

Какие приличия?  ​​​​ Мне ​​ неприлично больно.  ​​​​ Неужели так было?

 

- Мы не можем себе позволить Ритц Карлтон.

- Но почему, почему? – кричу я. – Зачем хранить все эти деньги? ​​ Раз в жизни я хочу пожить ​​ в Ритц Карлтон. ​​ В нормальном отеле. ​​ Раз в жизни.

- Этого нельзя делать!

- Почему?

- Потому что деньги его. ​​ Он считает, что мы должны жить в отелях попроще.  ​​​​ Так трудно это понять? ​​ Ты вспомни, как ты жил до нашего брака!

 

12

 

Я кричу от боли, а телик кричит тоже.

Вот мы оба слились в одном вое.

Я питаюсь тем ужасом, что вьется вокруг меня.

А сам ужас - ​​ как буря; ​​ он-то и не пускает ко мне других чувств.

 

Опять удар:

- Молчи, скотина!

Но зачем меня бить? ​​ Я ведь просто отключусь – и все. ​​ С меня не будет толку.

А что с моей рукой?

Я давно перестал ее чувствовать.

 

- Перевяжи!

- Почему я?

- Потому что ты в доле. Получишь свой кусок. Не видишь, какой грязный бинт? Если он сдохнет, вообще ничего не заработаем!

 

А телик все кричит!

А я все ​​ жру ​​ его образы, не вникая в их смысл.

И что мне еще делать?

Мне только бы спастись – и уже все равно, как.

 

Полгода назад ​​ машина сломалась – и месяц пришлось ездить в метро. ​​ Да, тесть дал ​​ денег, ​​ но не сразу: он ​​ посчитал, ​​ испытание толкучкой метро мне не помешает.

И что в этой давке?  ​​​​ Мне ​​ каждое мгновение казалось, рядом взорвется бомба. ​​ Какая-нибудь милая кавказская девушка ​​ шарахнет ​​ тебя со всем вагоном.

 

- Все! ​​ Больше его не трогай.

 

13

 

Мне только ​​ почудилось, ​​ что ​​ проснулся в тишину.

Обидно, что по большому захотелось так рано: ко мне никто не придет еще часа три, - и придется нюхать свое ​​ же.

Ночью меня опять куда-то везли, и, кажется, били.

Ужасно пахнет: забыли ​​ унести ​​ ведро.

 

- Все начиналось иначе: папа не верил, что ты войдешь в дело. ​​ Да, не верил – и что? А почему ​​ должен был верить?

 

Опять телевизор? ​​ Они могли бы глушить меня радио, но предпочитает ​​ эту странную толпу.

Я ​​ с тяжелой головой чуть не уткнулся в экран телика.

Опять скачут и поют.

И сегодня придется ​​ смотреть с утра до вечера, но от диких ​​ образов уже больно.

Боже мой, да что им мешает выстрелить в меня?

У меня и на руках, и на ногах – цепи.

Обычные тяжелые цепи.

Конечно, я слышал, что они бывают, но я-то в них уже много дней!

 

Звон разбитого стекла.

 

А зачем вообще телик, зачем? Я ведь в каком-то подвале. Неужели с улицы слышны крики?

 

- Ну, чего ты: проснулся?

Опять какой-то бородач!

Правда, совсем другой: улыбается.

Или он ​​ старается изобразить улыбку?

- Ну, как? – он говорит со сжатыми зубами.

- Мне кажется, вы ошиблись. Никто за меня платить не будет.

- Тем хуже для тебя.

- Вы меня пристрелите? – уже улыбаюсь я.

- Это слишком легкий выход и для нас, и для тебя. ​​ Ты еще помучаешься с нами, а мы помучаемся с тобой.

- По-моему, навара не будет, - я пытаюсь говорить весомо.

- Это почему?

- Я знаю моего тестя.

- Мы тоже его знаем: на его счету в банке сто лимонов.

- Да хоть миллиард! – неожиданно для себя улыбаюсь я. – Я-то здесь причем?

 

Так я еще могу улыбаться!

И он ушел.

Он забыл меня ударить.

 

14

​​ 

Сейчас, на третьи или какие сутки, у меня уже нет сил и на крик, так что ленту со рта сняли.

И каждый день меня везут в новое место, и каждый зал – комната с теликом.

Но сегодня я – не в подвале. ​​ Уже достижение.

 

Мой рот замотан скотчем, и я слышу голоса людей.

Кто они?

Я не знаю, где я, вокруг темно.

Но что это? ​​ 

Я вижу в себе что-то такое, ​​ что меня освобождает.

Что это за образ?

Ну, ​​ хоть какая-то весть, хоть какая-то ясность, хоть какой-то просвет в отношениях с миром.

Да, ​​ это сам ужас мира, ​​ - но в этом образе - и преодоление ужаса.

Или мне показалось?

Это только мелькнуло, но я успел понять, ​​ что живу.

Я успел.

Нет, нет: и в этом кошмаре я найду силы остаться человеком.

Я найду эти силы.

 

- Ты почему не торопишься?

- Я вообще не хочу идти на этот концерт. ​​ Мои вкусы отличаются от вкусов твоего папы.

- Мы должны там быть. ​​ Балет – не главное! ​​ Ты и на ужин не пойдешь? ​​ Не боишься не понравиться папе?

- Не боюсь.

- Ты что, ​​ не любишь балета? ​​ Теперь даже чиновники его любят.

- Потому что им сказали любить.

- Да не все ли равно! ​​ Сказали или не сказали, а идти надо.

- Хорошо.

 

15

 

Удар по голове заставил меня вернуться в реальность.

Опять этот бородатый.

Зачем он меня двинул, если сразу ушел?

Неужели ​​ бить меня – просто средство от скуки?

 

Опять кружится голова, опять обморок.

Опять орущий телик.

Раньше ​​ его несущиеся ​​ образы ​​ мне прислуживали, но вот я стал их совершенным рабом. ​​ Я даже на своих мучителей смотрю, словно б они были в телепередаче, а не в моей настоящей жизни.

Впрочем, жизни у меня нет; и ненастоящей – тоже.

 

А телик все работает. ​​ Ничего себе фильмчик! Какого-то человека разрубили на части и закопали в лесу. ​​ А если и со мной сделают тоже?

Я уже не понимаю того, что вижу, все только мелькает.  ​​​​ Уже и меня самого нет, но только эти сошедшие с ума образы.

 

Образы ​​ меня даже и веселят, но как-то уж слишком безумно – и ​​ я так ​​ хотел бы «очеловечить», что ли, ​​ это мое вынужденное сумасшествие. ​​ 

Ну да, если мой кошмар все же кончится, из таких живых фантазий мне будет проще вернуться к реальной жизни.

Они ничего мне не сломали? ​​ Почему у меня вдруг прошла головная боль?

 

Я ужасно устал.

Разве мне хотелось такого? ​​ Почему я получил это?

А что нового во всем этом? Мне и страшно, и ​​ хорошо сразу; ​​ я уже полюбил свой ужас, уже назвал его «моим».

 

Но как же я жил прежде?

Мне не казалось, ​​ что я как-то особенно ​​ успешно деградирую, - но жить мне было больно: ​​ мне чудилось, я живу среди людей, что не считаются со мной.

«Начальник», которым помыкают, в которого украдкой, осторожно плюют.

Жизнь дала трещину, - но что я мог изменить в этом?

Вернуться в юность и начать все сначала я не мог.

Да, внешне я - зав отдела, ​​ - ​​ а на самом деле простая говешка, жалкая ветошка. Эти люди – мои подчиненные - ​​ желают мне добра, их слишком много в моей жизни, - но эти же самые люди превратили мою жизнь в ад.

После дня такого вот «дружеского» общения я выхожу из офиса весь в мыле! Я едва сдерживаюсь, чтоб не ударить кого-нибудь по морде.

 

А потом?

Потом пару часов в пробках.

В пробках, потому что держать офис в центре слишком дорого.

Да это не жизнь, но ​​ ад - и мне никак не вырваться из этой западни.

 

16

 

- Говори.

- Кому? – спрашиваю.

- Сейчас будешь говорить с женой. Тесть просто отказался обсуждать эту тему. ​​ Расскажешь, что хорошо себя чувствуешь.

 

С виду ​​ легкая ​​ работа: ​​ одни вроде бы милые разговорчики, - а на деле мне ​​ надо решать проблемы всех и за всех. Хоть что случись: хотя бы курьер опоздал - и тут найдут мою вину.

У меня страх ​​ пред этими людьми. Как родственник шефа, я не могу быть ниже их, но мне никогда не заслужить их уважение. Я для них - какой-то Ванька на посылках.

Зачем мне эта родственная каторга?

 

Так это больно: коллектив, постоянная болтовня с «друзьями», бесконечные уступки то тому, то другому.

Все такие вежливые, ​​ а когда надо платить, ​​ неадекватны и злы: ​​ так всем неприятно платить свои деньги. Не дают того, что я должен стребовать по работе!

Как родственника шефа, меня побаиваются, но как никчемного шефа меня презирают.

Я ему говорю: «Сделай это, ​​ сделай это! ​​ Сходи ​​ туда, сходи сюда!», - ​​ ведь это твоя работа.

А ​​ что она?

Эта идиотка ​​ Федичева ​​ пододвинется ко мне грудью, словно мы в интимной обстановке, и объявит:

- Я же позавчера туда ходила. Там ведь ничего еще не сделано!

- Ничего делать и не надо! Только отнесете этот пакет документов.

- И только?

- А еще, Софья Михайловна, принесете деньги.

- Какой раз вы требуете, чтоб я носила деньги! ​​ Пошлите курьера.

- Зачем? – спрашиваю.

- Потому что есть курьер! ​​ А я боюсь. ​​ Я просто боюсь. ​​ Как вы этого не понимаете! ​​ Почему вы экономите на курьерах? ​​ Меня могут убить.

- ​​ Да вы что, Софья Михайловна! ​​ Кто вас убьет за какие-то сто тыщ? ​​ Мы ​​ же вам доверяем! ​​ Вы – наше доверенное лицо.  ​​​​ Почему вы все делаете только после уговоров?

- Потому что я – ваша секретарша. ​​ У меня и так хватает обязанностей. ​​ Почему я должна делать непонятно, что?

 

17

 

Мне хочется броситься в бездну, но я не могу ее увидеть.

Она совсем рядом, но мне ее не найти.

В какую сторону сойти с ума?

Если ​​ б он просто выстрелил в меня, а то колотит ​​ тупо по башке!

 

Утро, хочется есть, и меня не ​​ бьют уже пару дней.

Поощрительная мера?

Что-то задумали?

Держат в запертой комнате, без телика.

 

Но почему я вспомнил именно Федичеву? Потому что надоела. Секретарша! ​​ Взяли тетку, забывшую о деньгах, уже привыкшую к нищете.  ​​​​ Дрожит за каждый рубль, за все просит доплачивать.

А отдел рекламы? Все – какие-то родственники: кто дальше, кто ближе. ​​ Вообще ничего не потребуешь. Постоянно ​​ приходится уговаривать и умолять, а ​​ тут уж хороших отношений не сохранить.

А  ​​​​ если не буду требовать, не буду уважать себя. А все потому, что я не могу никого уволить! ​​ Вот и остается изображать дружеские отношения!

 ​​​​ 

Так же относятся и к жене: дочь шефа. ​​ Не человек, а именно дочь начальника.  ​​​​ Будто они сидят на нарах!

 

Странно, что меня больше не мучают, - но разве это освободило от насилия?

Теперь могу думать о нем настойчиво и спокойно: тогда больше шансов, что его приму.

А если мне на это время удастся его полюбить?

Это было бы ​​ большой удачей.

 

Что ​​ я люблю? ​​ Как я живу? ​​ Я уже отвык думать об этом.  ​​ ​​​​ И на воле – та же неволя: работа, телик, компьютер, жена… ​​ Я сейчас отдыхаю от этой круговерти.

 

В иной день все сотрудницы шалеют: какие-то ужимочки, улыбочки, выставленные ножки. И с такими надо собачиться!

 

18

 

Он опять меня ударил.

- Зачем? – почему-то спросил я.

- Не хотят платить.

 

Никто не поверит, что я не изменял. А я – не изменял: потому что забыл изменить. ​​ Просто забыл.

Вот заявлюсь на работу с аленьким цветочком в петлице и почему-то всем улыбаюсь.

 

- Пока нам не заплатит «Компас», мы не можем платить зарплату! – говорит мне мой тесть и старается на меня не смотреть.

Он всегда при новеньком галстуке.  ​​​​ Хоть я-то знаю, что он только кажется новеньким.

- Но как я это скажу сотрудникам? – я уже представил себе все эти ужасы объяснений.

- Как хочешь, так и скажи. Пусть месяц посидят без зарплаты.

 

Такие вот отнюдь не душеспасительные ​​ беседы! ​​ То мне надо в кошелке перенести миллион в метро, то подчиненные ​​ сидят без зарплаты. Все – левое, - и ты становится фокусником: как все.

 

Да уволить их всех одним разом, всю эту ни на что не годную свору! ​​ Мне кажется странным, что такая мысль не посещает моего тестя. ​​ 

- Уволь, - небось, думает он, - а на их место придется кого-то брать. Все равно придется.

Но уж и дорожить такими работничками не стоит! ​​ 

Вот и получается, что наша контора – этакая семья, где все завязаны на всех. ​​ Шеф кипятится, но делает; сотрудники кипятятся, но терпят несвоевременные выплаты.

 

19

 

Кружится голова.

Вот они все, мои родные, мои сотрудники, собрались в телике – и мне чудится, они играют во всех фильмах.

В один прекрасный день ты видишь, что живых лиц больше не осталось, что все они заменены на удобоваримые, расхожие телеобразы!

Когда-то образность считалась характеристикой искусства, а вот стала просто частью процесса пищеварения.

Попробуй, изготовь живого человека! Намучаешься. А сварганить телеобраз – чего проще?

 

Но я просто сдохну с голоду!

А, буханка хлеба на окне.

Почему не заметил раньше?

 

Экран и я: ​​ единение душ.

Мне больно, но я не могу назвать своей боли.

А это кто так красиво виртуалится?  ​​​​ Ей ​​ только вчера удалили молочные железы из груди!

Боже ты мой!

Она ​​ вышла из телика – и комната наполнилась странным сиянием.

Мне так близки эти краски, ​​ но я не могу, не смею их назвать.

 

Мы живем не среди людей, а среди их образов. Это-то ​​ телик и ​​ угадывает, ​​ прежде всего.

В заточении ​​ я ​​ напридумывал много хитростей, ​​ чтобы не сойти с ума: ​​ меня окружают образы, что носятся в вихре названий

 

20

 

А вот ​​ то ли чудится, то ли есть ​​ какая-то воображаемая толпа – и я не в силах  ​​​​ отличить ее ​​ от настоящей.

Сижу – и передо мной проходит вся слава мира: реклама, политики, женщины – и еще бог весть кто. Sic transit gloria mundi.

Немножко ​​ безумно, но как раз мое маленькое культивированное безумие.

Не более того. Не более.

Тут я вспоминаю, что в другой жизни я учился в универе на ​​ социолога. ​​ А потом? ​​ Потом женился. ​​ А потом? ​​ Потом я стал зятем – и на этом все закончилось.

 

Тысячи сцен насилий, что вижу, происходят со мной. Заложники, взрывы, землетрясения – все это преследует меня. Вот какая бывает пытка: цивилизацией. Просто смотрю то, что создают культурные люди, - и это меня убивает.

Как жить, если твой убийца доверчиво рассматривает тебя из экрана телика?

 

21 ​​ 

 

Я слышу голоса. Я не знаю, чьи они, но они ясно доносятся: словно им приказано быть мной услышанными.

 

А что изменилось? Только то, что мне бьют по башке. И без этого унижения моя жизнь была бесконечным компромиссом, насилием над собой.

Да, я не знаю, как жить, я только плыву по течению, - и теперь за это меня избивают.

 

Да я ведь социолог по образованию! ​​ Правда, по специальности никогда не работал, потому что тогда б пришлось получать меньшие деньги за большие усилия.

 

- Эй!

- Что вам? – спрашиваю.

- Ты еще не плакал в трубку. ​​ Сейчас мы будем тебя бить, а ты будешь плакать. ​​ Договорились?

Он бьет по лицу рукой.

Прежде бил ногой.

​​ 

22

 

Я еще могу думать!

Странно: ощущение боли не приближает смерть.

Я давно должен был бы умереть от боли.

Потому что Смерть возвышенна: ей невмоготу банальное унижение.

Наверно, меня не только били, но отирали лицо, когда терял сознание: ​​ чувствую на коже странные разводы.

 

В одежде женщины видно ее понимание желанности. Так я встретил мою жену. Она была одета так, словно не ​​ хотела быть желанной ни для кого.

Конечно, была в замоте. Я еще не знал, что папа ее тиранит.

Теперь мы оба, по очереди, ​​ впадаем в довольно длительные периоды недовольства жизнью: оба не хотим так жить – и оба не в силах ничего изменить.

А когда ее отец заболел два года назад, мы очень испугались: ​​ нам на самом деле страшно остаться без него.

И что же наша левая фирма с ее чудовищными долгами?

 

То фирма казалась ​​ дружеской компанией, а вот неожиданно ​​ превращается ​​ в ​​ осиное гнездо. Вот жизнь, вот ​​ борьба! Все левое, деньги мелькают туда-сюда, кругом добрая сотня людей, зависящих от тебя то ли так, то ли сяк. Да, все знают, что платит шеф, - но кто решится ссориться с его родней? ​​ Поэтому нас как бы уважают.

Да, ​​ мы живем в мире, где все плохо: погибают люди, наших знакомых обворовывают, нашу фирму проверяют на неуплату налогов, на нас очередной раз наезжают непонятно, и кто....

И в такой круговерти надо найти радость или хотя бы примириться с жизнью.

 

23

 

Появилась привычка часами ​​ сидеть на горшке.

Сижу, а сам для себя – только образ.

Тут и не знаешь, кто виртуальный, а кто живой.

 

Я очнулся - в зеленый мир. ​​ Я ​​ в сносно обставленной комнате, решетки на окнах, а за ними – деревья и поля. Зелень светит ярко, словно внутри нее ​​ спрятана ​​ мощная лампа.

Меня ​​ спасает весна. ​​ Она началась ​​ сразу после того, как ​​ меня начали пытать. Сейчас так все неожиданно зазеленело! ​​ Совсем зеленый мир. Зелень обрушилась на меня.  ​​​​ Я был весь укутан ею, особенно, когда меня били.

А сначала мне чудилось, ​​ зеленый – цвет пытки: он порождается моим страхом, моим ужасом, моей болью.

 

Эта зелень – мой дом. У меня никогда не было своего дома. Я всегда жил в квартире мамы, а когда она умерла, через два года попал в апартаменты моей жены. Оставшуюся мне квартирку проще стало продать, чем в ней жить.

Зачем я это сделал? И где же я во всем этом?

А теперь мне навязывают еще что-то, но уже куда более страшное: на свободе я просто не хотел жить, - а здесь не хочу на самом деле.

Да, там лучше, но и там, на этой самой «любимой» работе, я чувствую себя заложником, хоть там никто и не бьет по голове.  ​​​​ 

А всем как будто приятно ​​ мое рабство: оно всех устраивает, кроме меня!

Поэтому часто мне страшно среди этих «милых» людей: я не хочу их внимания – и не хочу никаких отношений с ними.

Потому что быть с ними связанным, зависеть от них – слишком большое унижение.

 

Но скажи я это прямо, разве кто-то понял бы мой протест? ​​ Никто. ​​ 

И куда деться потом?

 

Я ​​ стал как бы богатым человеком: как бы: деньги хоть и появились, - но все же не мои деньги, а деньги моей семьи.

И что? На самом деле, эти деньги – не мои.

Мое – только рабство.

Мне ​​ страшно именно отсутствие меня в моих действиях: я делаю только то, что мне предписывают жена и ее отец.

 

24

 

Опять, опять куда-то везут – и я в холодном закрытом кузове.

Так перевозят коров, да и то только летом.

 

Жить даже удобно, когда нет желаний: они все выжжены насилием.

 

Я со всей силой чувствую чуждость жизни: всего, что со мной происходило всю мою жизнь. Разве ​​ я хотел такой жизни? Она мне навязана. Не столь грубо, как эта жизнь заложника, но и там со мной решительно расправились. ​​ Просто не жизнь, а сплошная чреда неприятных для меня действий.  ​​​​ Но мне ведь должно нравиться то, что я делаю! Кто меня превратил ​​ в ​​ робота? ​​ Кто же поставил меня в такие условия, ​​ что моя жизнь стала мне абсолютно чужой?

Мне бы не хотелось жить во всем этом, - но мне просто деться некуда.

Я разочарован итогом всей моей жизни: среди людей она совершенно не сложилась. Разве я мог мечтать о таком?

С этой «престижной» ​​ работой ужас жизни предстал таким выпуклым, таким огромным!

Или люблю свою работу за эти огромные мучения?

 

А мои мучители? ​​ Мне важно, что они не убивают меня, но ​​ лишь доводят до полного изнеможения.

Мне все же дают думать!

 

25

 

Меня опять избили.

Уже нельзя понять, за что.

Избили за то, что живу, что еще живой.

 

Но пусть так и будет: мне нравится это противостояние самому себе! ​​ Да, я растоптан эпохой, а вот и людьми, но я – еще человек.  ​​​​ Да, ​​ меня в моей жизни не было, - но я еще найду такое, что мне понравится!

«Где ​​ же моя жизнь? Неужели я жил?» - сколько можно так себя терзать?

Пусть меня убьют – и это будет моей жизнью!

Хотя бы  ​​​​ это будет моей жизнью.

 

Опять орет телик.

Боятся, что я начну кричать?

Но у меня нет сил.

 

Меня привязали ногой к батарее, а я даже не жалею об этом: я в таком оцепенении, так раздавлен кошмарами.

Предо ​​ мной движутся ​​ изображения людей, но я их не слышу.

Одни с укором покачивают головой, другие протягивают руки, третьи стреляют в меня.

В чем-то меня убеждает этот кошмар. В чем? Хотелось бы понять.

Смотришь в эти лица – и вдруг они ярко вспыхивают в тебе, словно б эти образы не сами по себе, а посылаются мне живыми людьми, знающими о моем горе.

 

26

 

Разве ​​ меня наказали только болью?

Сейчас ​​ мне еще больнее: именно потому, что я свободен. ​​ Я лежу, запутавшись в ветках, и слышу ровный гул машин. ​​ Где-то рядом трасса.

Меня почему-то выбросили именно здесь!

Неужели именно так хотели помочь?

А, вспоминаю! ​​ Меня опять куда-то везли, ​​ но когда машина остановилась, меня куда-то понесли.

Оказывается, в лес!

Развязывать не стали.

 

Я слышу голос:

- Что с ним?

 

Почему он меня не бьет? ​​ Почему? ​​ Или придумал что-то похуже?

 

Какие-то образы – откуда они?  ​​​​ Их ​​ сумасшедший поток вытесняет меня из моей жизни.  ​​​​ 

Холодно и больно, а надо вернуться к себе: я ведь не знаю, кто я и что я.

В ​​ моей жизни не стало хоть какого-то подобия ​​ целостности – и мне остается примириться с этим.

Все ​​ во мне рассыпалось на отдельные впечатления – и их уже не надо собирать, не надо связывать в целое: в человеческую личность.

А зачем мне моя личность? ​​ 

Боль и образы от личности освободили. ​​ 

И на самом деле, быть личностью – хлопотно. Разве не удобней складываться из осколков, быть как все: есть образы, не создавая своих?

 

Пребывание в чужих квартирах, избиения – все это уже не ввергает ​​ меня в какие-то особенные чувства.

Кажется, ​​ я просто отключил свои сантименты за ненадобностью.

А может, ​​ мне уже и не ​​ больно: ​​ я ведь уже вписался в эту скучную обыденность унижения.

Наверно, сейчас ​​ даже было бы и ​​ прилично ​​ умереть: растаять в самой неизбежности событий.

 

- Все, пойдем.

27

 

Мне холодно, я один, я умираю.

Я ​​ захотел смерти именно ​​ сейчас: когда она так реальна. Теперь ​​ думать о ней, жить ею кажется столь естественным.

 

Дома было тепло!

Я мог весь вечер ​​ с нотбуком просидеть перед теликом, ​​ если работа не очень ответственная.

А если что-то кропаю - ​​ очередной отчет, к примеру, - то без шума телика: под шелест образов.

Кстати, до моего странного рывка в коммерцию намеревался стать артистом.

Или писателем?

Теперь не помню.

 

Я ​​ быстро разобрался в этих накатах информации: да ведь это безумие внешнего мира слепо и, как утка на воде, ​​ делает те же круги.

Вот оно, рутинное, скучное сумасшествие!

Оно лишь отражение моих кошмаров – и больше ничего.

Но через общие кошмары узнал мои; узнал, что если что и есть в моей душе, так это кошмары.

 

Это напряжение мне нравится, потому что создает меня. Мне, что же, непременно стоило попасть в заложники, чтоб это понять?

А как это насилие развивает созерцательность!

Зачем делать какое-то движение, если ты его и так видишь, если ты повторяешь его вслед за другими?

К примеру, зачем лишний раз вздыхать, если этот на экране вздохнул?


Пропадают куски моего сознания.

Я замерзаю.

 

28

 

Какой-то грибник нашел его труп уже осенью, через полгода.

 

2013-2014