4
Смерть, Павлик и я
Павлик умирает.
Я давно боялась, что он умрет не рядом со мной. Он ведь любит по гостям шататься.
Но вот он рядом, и я уже не знаю, люблю его или ненавижу.
Он умирает – и так мучительно, что это меня унижает.
Я не могу вырваться из этого унижения.
Прежде он унижал меня в любви, а теперь своей смертью.
Он лежит, распростерт, словно раздавлен невидимой тяжестью смерти, он стонет, - а я не могу плакать, просто не могу переживать: вопреки своему желанию ужаса я вижу, как мы вместе идем через лес к озеру.
Вода блестит издалека, манит, зовет нас.
-Ты помнишь, - шепчу я, - то озеро?
-Какое? – неожиданно отвечает он.
Так он меня слышит!
-На курорте. Я сама не помню, где это было. Я вспомнила! Мы были в Ленинграде и пошли на залив. И он хорошо блестел навстречу нам.
Он улыбнулся и замолчал. Ему надо говорить!
-Слушай, ты хочешь чего-нибудь? – спрашиваю я.
Вчера он все-таки шептал, горько, мучительно шептал – и в этом была жизнь, и я заново узнала в его словах всю нашу жизнь.
-Я? – удивился он. – Разве я могу хотеть? Я уже забыл, что это такое «хотеть». Разве я еще живой?
-Конечно, Павлик! Ты – живой. Ты что, умирать собрался? – я стараюсь шутить, стараюсь вдохнуть в него жизнь.
Я люблю его!
Как бы я посмела его не любить, если он - умирает?
Разве я не буду его любить и потом?
Пусть он почувствует это.
Но зачем?
-Говори! Пожалуйста, скажи хоть что-то, - шепчет он.
Наверно, он меня не слышит, но ему важно думать, что слышит.
Не странно ль, что страсть, та далекая страсть нашей юности, проснулась – и для чего?
Чтобы учить смерти.
Я вижу, как он умирает – и ничего не могу изменить в этом.
Наука ужаса!
Ей учишься легко.
Может, и люблю уже не его, а ту тревогу и страх, что рождает его близкая смерть.
Я уже не боюсь, что сойду с ума вблизи этого, еще живого трупа.
Он любит меня и сейчас, перед смертью – и в его любви столько вечности и смерти!
-Валька, - шепчет он. – Я уже мертвый. Ты просто не видишь этого. Ты всегда не видела самых простых вещей.
И больше он ничего не сказал.
Он уснул, а потом и я – на раскладушке рядом.
Мне снится, я – в черной, жаркой бездне ночи, где-то ворожат огоньки – и не знаю, что это: души или просто зажженные окна.
-Павел! – я касаюсь его.
Зачем? Чтоб почувствовать отвращение, а вместе с ним – и любовь, и надежду? Или он уже мертв, и это белое вздыбившееся одеяло – уже саван?
Просыпаюсь – всходит солнце.
Мы оба – в его лучах.
Подняты солнечным светом на недосягаемую для нашего понимания высоту.
Я спросила его, словно б не понимая, что он умер:
-Неужели ты не слышишь меня?
Почему его смерть говорит о том, что я его люблю?
Ей что, больше сказать не о чем?
Он умер вчера или мгновение назад?
Почему я не мертва вместе с ним, ведь вчера я точно чувствовала себя мертвой?
И тут увидела, как его уносит Смерть: Ее огромные, тихие воды, казалось, перерезали самый воздух ясного, летнего дня.
Я даже забыла, что мне очень жарко, что на улице за тридцать, а в квартире – как в парной.
Он умер, но я почувствовала, что он продолжает говорить со мной, я слышу тепло его голоса, - и тут в моем ужасе появились определенность и сила, я поняла, что живу, что обречена жить без него.
Тот страх, тот ужас, что он внушал, ушли – и любить его стало легко.
Это просветление, конечно, было воплощением других, новых чувств, которые мне еще предстояло в себе открыть.
Мне еще странно быть живой рядом с ним, мертвым, - но я уже надеюсь жить, я уже живу!
То, что ужасно в наших отношениях, как раз и привязывает меня.
Я сначала придумываю эмоции, а потом живу ими.
Я вышла на балкон, и вершина дерева едва не коснулась меня.
Зеленые, доверчивые листочки.
-Где он? – подумала я. – Может, эта листва – он? Где наша любовь? Может, она – этот день?
Жара пошла на убыль.
2003