Спорт​​ в​​ детстве

The​​ sport​​ on the childhood

 

Второе​​ – после математики -​​ сильнейшее​​ положительное впечатление​​ ​​ детства​​ ​​ СПОРТ: именно в нем я реализовывался как человек, как личность.​​  ​​​​ Во время​​ других​​ школьных занятий не было возможности для таких проявлений.

 

В нашей семье не было принято общаться - и поэтому роль такого общения играли спортивные соревнования. Я не​​ могу сказать, что​​ и​​ олимпиады​​ хоть как-то сближали!​​ В​​ ​​ школе у меня было​​ чуть не​​ с десяток​​ олимпиад (математика, физика, химия, немецкий язык), но, увы, ​​ в соревновании ума нас ничто не объединяло.

Так же и в школе не было сколько-то тесных отношений с одноклассниками.​​ 

 

Спорт в нашей​​ пятой школе​​ города Луги​​ держался на энтузиазме нашего учителя ​​​​ физической ​​ культуры​​ Чигиря​​ Алексея​​ Ивановича.

Забыть его невозможно: столь большую роль сыграл спорт в моем детстве.

В третьем классе мне сделали операцию на грыжу – и путь к спорту был открыт.

С 4-го класса ​​ я ​​ стал много заниматься спортом – и центр школьной жизни переместился на физкультуру.​​ 

Как раз с 4-го класса и по 10-ый​​ «физру»​​ вел​​ Чигирь!​​ ​​ Он​​ не давал мне индивидуальных заданий, но я сам не представлял себе жизни без них. ​​ В ритм тренировок, казалось, не проникали житейские проблемы! Усталость так приятно убаюкивала.​​ Как это, провести день без тренировки? ​​​​ И без спортлагеря, только​​ «для​​ души»​​ бежишь через Лугу​​ двадцать​​ километров​​ с воодушевлением.

 

В старших классах  ​​​​ я​​ и в Луге​​ занимался по плану Олега Николаевича Циркова, тренера Областной спортшколы, - но только в старших классах.​​ Он на самом деле расписал мне понедельный план – и каждый день мне было приятно выполнять такую спортивную​​ «норму».

Зато​​ Алексей Иванович был близко​​ много лет, мы часто разговаривали – и это вспоминаю с благодарностью!

Так что больше всего в школе я​​ благодарен спорту и​​ Чигирю.

Поскольку у ребенка ​​ более всего развита эмоциональная память, то и уроки физкультуры вспоминаются чаще всего. Потому что хорошее приятно вспоминать.

И Чигирь, и его сын Николай - представители того доброго, что помню о школе. Тем особенно ценны.

 

А дело в том, что почти все учителя не умели подойти к ребенку, узнать его проблемы. Все только работали! В школе был постоянный эмоциональный голод – и его утолял только спорт.  ​​​​ Поэтому мне​​ так важно было общение в спорте.

 

Эмоциональный ​​ голод ​​ - характерная черта всех 60-ых годов. Наши родители, наши учителя мало интересовались нашими проблемами. Столь жестокое было время​​ (повторяю, чтоб не забыл современный избалованный читатель)!​​ ​​ Продукты и эмоции были очень ограничены.

 

Спорт меня поразил честностью: тут ты знаешь, чего ты хочешь. ​​ Даже знаешь, что ты можешь.

В реальной ​​ жизни все было иначе. ​​ Например, свою работу​​ многие​​ воспринимали как ​​ жестокую необходимость, а​​ мой​​ папа ее понимал как печальное недоразумение.​​ 

 

Эмоциональная разрядка приходила только на уроках физкультуры - и поэтому я особенно любил их. Уже тогда психологические перегрузки хорошо снимала​​ только​​ физическая усталость. Отношения с одноклассниками на почве спорта не складывались: спорт любили мало, - и это очень объясняет разобщенность нашего класса.​​ 

Зато мои ​​ человеческие отношения сложились в областном спортлагере, где был три лета подряд: все последние классы.​​  ​​​​ Там, увы, из Луги, кроме меня, никогошеньки​​ ​​ не было.

 

Два очень ярких момента в моей школьной жизни: кросс в Парголово​​ в 9-м классе, и ​​ командное первенство области​​ в 10-ом.

 

Казалось бы, всего-то​​ «соревнования», - но я их часто вспоминаю.

Кросс-то был по сильно пересеченной ​​ местности – и просто добежать уже было успехом.

Многие не добежали, но те, что добрались до финиша, пробежали лучше меня. ​​ Эти соревнования ясно показали (как и прочие), что никаких особых способностей у меня нет, - а мне просто нравится бегать.

Главное – сама поездка: поезд, подготовка к забегу​​ -​​ и потом судорожное карабканье по горам и долам.

Возвратились​​ в школу – и мне было стыдно: я оказался чуть ли не на последнем месте.

Но Чигирь – похвалил.

Так что был еще и психологом.

 

Командное ​​ первенство ​​ было трудно общей нервозной обстановкой.

Восьмиборье​​ ​​ для юношей​​ было таким:​​ 100 м,​​ прыжки в​​ длину,​​ ​​ прыжки в​​ высоту,​​ ​​ 400 м,​​ 100 м​​ с​​ барьерами, шест, диск, 1500 м.​​ 

А это еще и был конец ​​ апреля 70-го: какой-то месяц до окончания школы.

Самое трудное было - прыжки​​ с шестом: их​​ ​​ я откровенно боялся: предстояло приземляться на твердый​​ мат.

И точно: при приземлении ​​ подвернул стопу, - а ведь еще предстояло ​​​​ бежать полторы тыщи!

Ну, тут уж дотащился через-не-могу – зато потом три дня дома пришлось отлеживаться: так болели все мышцы.

И это при том, что я люблю тренироваться!

Выполнил норму второго разряда.

Слабовато: по шахматам уже давно был первый!

Тут мне удалось неплохо прыгнуть в высоту: 1.70.​​ 

Мой​​ ​​ личный рекорд был 1.75.

Конечно, в то время мы все были под обаянием Брумеля, прыгнувшего 2.36!!

Уже тогда начинали прыгать​​ «спиной», но я этому так и не научился.

 

Тут меня Чигирь не похвалил – и это тоже было правильно: и так все знали, что только благодаря моим очкам команда заняла второе место.

Всего в команде было не менее десяти человек, но никто не попал в призеры! ​​ Они заработали 8 очков, а​​ я, призер в многоборье, заработал​​ очков​​ особенно много: 16. ​​​​ Почему-то именно многоборье оценивалось нарочито высоко.

Какой смысл был меня хвалить? Спасибо Чигирю.

 

Физрук Чигирь тоже был образцом: за все годы учебы – ни одного грубого слова!

Я​​ ​​ был рад любым соревнованиям, лишь бы не быть дома, - и состязался часто: и в шахматах, и в легкой атлетике.

Эта бурная жизнь​​ «на стороне» ​​​​ показывает, почему я был так равнодушен к серости школы.

 

И тут, как везде,​​ я должен сказать правду: в школе мне ставили в вину мои занятия спортом.​​ ​​ Если меня кто-то и хвалил, то только Чигирь. ​​ 

Когда после​​ девятого​​ класса все​​ мои одноклассники​​ поехали работать в колхоз,​​ а​​ мои тренировки в спортлагере по соседству воспринимались как предательство.

Как-то в перерыве​​ между тренировками я прибежал в колхоз к​​ одноклассникам - и меня угостили молоком.

Да, я не работал в колхозе, но позже я​​ «честно отработал»​​ такие привилегии: на апрельском первенстве области по легкой атлетике 1970 года​​ ​​ благодаря мне​​ команда Луги оказалась в призерах!! ​​ 

 

Чигирь учил легкой атлетике, волейболу и баскетболу. Занятия этими видами спорта занимали большое место в учебном процессе.

 

ОБЛАСТНОЙ​​ детской спортивной​​ лагерь​​ 

 

Олег Николаевич​​ Цирков, один из тренеров Областной детской спортивной школы,​​ ​​ меня заметил ​​ на областных соревнованиях.​​ Такие​​ областные​​ соревнованиях по пионерскому четырёхборью​​ проводились регулярно​​ -​​ и​​ для меня, и ​​ для города, и для школ ​​ были большим событием.​​ В​​ мои четырнадцать​​ лет​​ после​​ ​​ прыжка​​ в длину​​ ко мне подошел скромный​​ «дядечка»​​ (так звали людей, которых много, но описать их трудно).​​ Я не придал этому значения, как​​ ​​ он приветливо спросил:

- Не ​​ хотите летом поехать в спортлагерь? ​​ 

- Конечно, хочу! –​​ ​​ поторопился согласиться я.

Мне этот подарок показался огромным: летом в Луге было скучно, - а​​ домашняя атмосфера в нашей семье не была сердечной.

 

В первый год​​ (всего три лета)​​ Областной​​ детский спортивной​​ лагерь​​ (после моего седьмого класса)​​ был в Кировске. ​​ ​​ Как-то недавно, отходив​​ экскурсию​​ по казематам Шлиссельбурга, я нашел этот стадион и долго, зачарованно по нему бродил.

А вообще, ​​ Цирков был очень строг. ​​​​ Пропустить тренировку для меня было немыслимо​​ (хоть в самом спортлагере было много​​ «звезд»​​ и просто​​ девушек, которые с легкостью ​​ тренировки пропускали), я с радостью шел на стадион.

 

Здравствуй, новая жизнь!​​ Соревнования​​ были​​ весной, уже ближе к концу учебного года, а​​ совсем скоро,​​ летом,​​ я уже был в Кировске.

Мое первое спортивное лето!

В моей памяти общение в лагере совершенно вытеснило школьное, будничное. Да, в школе мне было не по себе! ​​ Занятия физкультурой скрашивали эту чуждость, - но разве сравнишь со спортлагерем?! Тут у меня​​ появились друзья, тут было столько событий, которые не могли случиться в школе.

Итак, после 7-го, ​​ 8-го и 9-го классов летом я подолгу жил в этих​​ лагерях​​ ​​ и это время стало моими​​ лучшими​​ воспоминаниями​​ о детстве.

 

Напомню пионерское четырехборье: 800 м, прыжки в длину, метание мяча, эстафета смешанная 4 по 100м.​​ Местные​​ ​​ власти могут что-то и изменить и в видах спорта, и в их последовательности.

По четырехборью я уже выступал от Луги.

 

Вообще, все началось с бега. Я неожиданно заметил, что бежать очень приятно: нравится приподнятое состояние всего организма. ​​ 

Хорошо помню, ​​ как пробежал ​​ кросс 600 м с результатом 1.32. ​​ Всего-то! ​​ Да ведь как накрутился, как размечтался!​​ Для городских соревнований это был хороший результат.​​ 

 

Честно скажу:​​ ​​ в спортлагере ​​ мне быстро доказали мою бездарность – и я с ней примирился. ​​ Моей личной трагедии​​ тут​​ не было: мне​​ ведь ​​ больше​​ нравился сам процесс тренировки.  ​​​​ Каким же слабеньким я предстал в спортлагере, а ведь в Луге выигрывал соревнования!

К примеру, я​​ бегал​​ «сотню»​​ - 100 метров - за 12 с​​ «копейками», один раз даже 12.00, - но для спортлагеря это более чем скромно. Хорошо помню Витю из Гатчины: он бегал​​ «сотню»​​ за 10.80!​​ 

А был такой Пухкал, что пронесся за 10.03!

Обратите внимание на цифры: 10.80, а не 10.08: сто метров в Советском Союзе за 10.08​​ бегало​​ не столь уж много спортсменов!

Мы все никак не могли понять, почему так много американских спринтеров бегали​​ сотню​​ близко к​​ десяти секундам, а у наших это не получалось.

​​ 

Витя при мне запросто пробежал​​ «сотню»​​ за 11.00.​​ 

-​​ Такое чудо! - думал я и смотрел на его ноги.

Он мог запросто весь день гулять с девушками (и, как он рассказывал, не только гулять), не ходить на тренировки - и меня поражало это кощунство.

 

Каждое​​ ​​ занятие физкультурой, как и в школе, так и тут,​​ каждая тренировка были чем-то особенным, очень интересным.​​ 

Например, как интересно было учиться бегать барьеры!​​ Для начала тренер Цирков поставил их на​​ двадцать сантиметров​​ выше обычных - и нужны были огромные усилия, чтобы их перепрыгивать.​​ 

 

Я говорю это не в упрек школе!​​ В​​ ​​ нашей 5-ой​​ школе каждое занятие было интересной, безобидной игрой. Чигирь всегда нас тренировал, посмеиваясь. После мрачной атмосферы дома это было так душеспасительно! ​​​​ ​​ Устроит нам, мальчикам, матч в баскетбол с девочками​​ – и получится так​​ смешно.

 

А вот волейбол представал тонкой, аристократической игрой: ​​ все решало касание мяча. ​​ 

А в баскетболе много физической борьбы​​ – и я играл откровенно слабо.

 

Как-то раз​​ в спортлагере​​ на вечерней тренировке ​​ (язык не поворачивается назвать ее​​ «послеобеденной»)​​ ​​ я​​ случайно, на разминке​​ «попал в копье»: ​​ бросил​​ ​​ его​​ на 65 метров.​​ 

Другой ​​ тренер​​ – тоже Николаевич, но Лев -​​ прибежал к моему​​ тренеру​​ Циркову и выразил восхищение:

- Смотри, как он метает!

Цирков сухо ответил:

- Пока он только обеды метает.

И на самом деле, на соревнованиях мне не удавалось достичь​​ результата​​ более 56 метров.​​ 

При толпе и волнении​​ я никак​​ не​​ мог​​ «попасть»​​ в копье! Поэтому я и оставался многоборцем.

 

Поскольку в отдельных видах спорта у меня не было особых успехов, я сразу попал в многоборцы.​​ ​​ Выступал в метании копья, многоборье – и на 800 метрах.

Цирков видел мое рвение в беге, но, скорее всего, он прекрасно понимал, что я переоцениваю свои возможности.

И тут – полное фиаско: я совсем ​​ ничего не добился в этом виде спорта.

 

В многоборье я дошел до второго взрослого разряда (по шахматам – первый).

Можете себе представить, как это скромно, если рядом со мной тренировался​​ Саша (фамилий не помню: прошло лет 45!) из Гатчины: в 15 лет он был чемпионом Союза!​​ 

Он любил со мной говорить​​ – и непременно рассказывал что-то такое, что меня повергало в шок. ​​ ​​​​ Скажем осторожно: он силой добивался ​​ близости с девушками. ​​ Какая-то из них поделилась этим с родителями – и его позже посадили. ​​ Но он-то мне красочно рассказывал, как это происходило!

 

Но вернемся к спринтеру Вите: он вообще верховодил в спортлагере.

Он, к примеру, ​​ решил, что я слишком замкнут, и прямо перед последним балом, которым заканчивался сезон в спортлагере, он прямо потребовал, чтоб я ... станцевал!​​ Если б он со мной поговорил, я б охотно​​ рассказал ему, что моя​​ «робость»​​ - от кошмаров жизни моей семьи!

Да, он, как и все, ​​ думал, что моя замкнутость – только от моей слабости, - и​​ всего-то​​ попросил станцевать.

 

Поразил на всю жизнь. Он требовал это и от прочих ребят - и тех, кто не прошел испытания, ночью били мокрыми полотенцами. Когда по морде, это неприятно.

 

Витя считал, что салажат надо учить силой!

И что? Я пришел на танцы и там увидел приятную спортсменку. Об этой, без сомнения, честной комсомолке​​ ходила нехорошая слава: она благоволила сразу ко многим (нарочно напускаю туману: правда прозвучит плохо: пришлось бы​​ произнести нехорошее слово).​​ 

Я прямо подошел к ней, напросился на танец, с радостью​​ немножко подержался ​​ за девушку - и Витя милостиво отпустил меня спать.

Я рассказываю, чтоб подчеркнуть: вся моя жизнь шла мимо школы - и в этом виновата​​ именно​​ школа, так поразившая своим равнодушием!

 

Мне нравилось играть в футбол. Это​​ было только в спортлагере и​​ уже после​​ основной​​ тренировки.

И​​ ​​ после обеда, когда сил уже не хватало.

Зато сейчас как интересно смотреть футбол: переживаешь каждое движение!

 

Сам Цирков ​​ был еще и замечательным человеком, так приятно контрастировавшим с моим​​ отцом​​ по своим человеческим качествам. ​​​​ Саму мою ситуацию с отцом я скрывал ото всех: ​​ это было слишком стыдно.

 

А лагерь после​​ девятого класса? Моя замкнутость ​​ довела меня до​​ депрессии!  ​​​​ Я​​ ​​ два дня не ел, а потому и тренировался кое-как. Кризис был очень болезненный: я​​ вдруг потерял привычные ориентиры.​​ 

В ​​ этот год спортлагерь был настоящим спасением: дома нельзя было и находиться: умирая, отец выл от ужасной боли.​​ 

 

ШАХМАТЫ​​ 

 

В шахматах я ​​ добился наибольшего​​ «успеха», а потому и помещаю эту ​​ заметку последней.  ​​​​ Я ставлю​​ «успех»​​ в кавычки, потому что в советское время перворазрядников было много. И как их могло быть мало, если шахматы были настоящей национальной игрой!

 

Вся огромная тема​​ шахмат​​ – во многом вне​​ нашей​​ школы, - но все же я выступал​​ не только от Луги, но​​ иногда​​ и​​ от​​ школы.

За все годы учебы в школе не было ни одного сеанса ​​ одновременной игры, о самих шахматах ничего не говорилось.

И этот пласт культуры не попал в поле зрения ​​ моих школьных руководителей.

 

Эта ​​ игра так много дала в детстве, что странно было б об этом не упомянуть. Тут были огромные открытия! Начать ​​ с того, что я сам по учебнику Панова научился играть в шахматы, и уже в спортлагере​​ обыграл перворазрядников!

Но более того: и сейчас, на седьмом десятке, я себе не представляю жизнь без шахмат. Так хорошо они утешают в толкучке метро или просто в минуту сомнений!

 

Все началось с моей игры лет в восемь с​​ моим другом​​ Васей Бутом, чей дом у леса. Мне так нравилось​​ к нему​​ ​​ ходить еще и потому, что жить всей семьей​​ одной комнате вчетвером было трудно.

Правда, скоро нам дали еще одну комнату: уже на третьем этаже того же Тигельного дома.

Так что Вася – мой первый друг.​​ 

Мы знали правила, но доску безжалостно загромождали фигурами.​​ 

Мы играли очень интенсивно: часа​​ по четыре! ​​ 

Это продолжалось чуть ли не год.

А потом​​ я подался к мужикам: только потому, что они играли лучше.

 

Хорошо помню,​​ ​​ что​​ Чигирь​​  ​​​​ любил шахматы, ​​ - но не мог же он организовывать еще и шахматные ​​ соревнования? У него и так хватало работы.

Турниров было много, но почти все ​​ - вне школы.

 

Я особенно удивлял себя тем, что мог играть​​ «вслепую»​​ - и в спортлагере так зарабатывал на мороженое!

Это было слишком актуально при моем всегдашнем безденежье.

Я до сих пор с упоением играю в шахматы – и не утерплю привести в пример партию, что поразила еще в детстве.

 

Ферзевый гамбит

Александр Алехин – Акиба Рубинштейн

Хук ван Холланд, 1921

1.d4 d5 ​​ 2. ​​ Кf3 e6 ​​ 

Против меня никто в такое мудреное начало не пускался.

Это уже какая-то философия, а не шахматы!​​ ​​ С​​ ​​ одноклассником Васей Бутом​​ мы перепробовали все начала на своей шкуре – и тогда я понял, что надо учиться по учебнику, а не пускать все на самотек.​​ 

Я привожу эту партию, потому что она была одной из тех, что научили меня играть.​​ 

Алехин, конечно же, был кумиром – и не только моим, а всего поколения. Ведь в 60-ые шахматы в Союзе пользовались неслыханной популярностью.

3. c4 a6 ​​ 

Какой же идиотский ответ черных! ​​ Я бы, конечно, сыграл не a6, а c5: ​​ так важно для меня начать борьбу за центр.

4. c5 Кc6​​ 

Алехин сыграл ​​ c5: ​​ он уже раскусил, что соперник очень слабый. Для меня это было бы опрометчиво! ​​ Как гений догадался сделать такой слабый ход? Загадка.

Что за позиция? Чудится, в шахматы играют начинающие.​​ 

Если б Рубинштейн ​​ сыграл: 4...b6 5.cxb6 c5, то уже Алехину пришлось бы выкручиваться. ​​ Рисковые ребята!

5. Сf4 ​​ Кge7 ​​ 

Я б давно пошел пешкой на b6. ​​ Ну, бог ему судья!

6. Кc3 ​​ Кg6 ​​ 

Белые уже вовсю доминируют! ​​ И как черные такое терпят?

7. Сe3!​​ 

С виду ужасная глупость, а на самом деле Алехин считает далеко вперед. ​​ Вот в чем сила Алехина: он ставит в тупик своей нестандартностью.​​ 

7...b6 ​​ 

Наконец-то! ​​ Лучше поздно, чем никогда.

8. cxb6 cxb6 ​​ 

Ну, и за что боролись? Чем это лучше у белых?

9. h4!​​ 

Что за ​​ ход?! ​​ Ничего не понимаю. ​​ Он, что, гений – и считает за 20 ходов вперед? ​​ А я бы по глупости торопился с рокировкой.

9. … Сd6 ​​ 10. h5 Кge7 ​​ 11. h6!​​ 

Верно было слоном на e3: раскурочил всю позицию черных. Но какое же нестандартное мышление!!

11...g6 ​​ 

Почему g6? ​​ Взять, потом вывести ладью, а рокировку сделать длинную. Почему сразу лапки кверху?

12. Сg5!​​ 

Какой активный слон: с ума сойти! ​​ Но что же дальше? Я-то ничего не вижу.

12...0–0 13. Сf6.

Логично. Получился слон ужасной силы. Да, черных придушили: что же может быть понятнее? - но отнюдь не задушили! Да, позиция черных плохая, - но смогут ли белые реализовать преимущество?

13...b5 14.e3 Сd7 15.Сd3 Лc8 16.a4!​​ 

А разве рокироваться не важнее? Нет! Сначала выявить слабость королевского фланга, ​​ а потом и ферзевого!!​​ 

16...b4 17.Кe2 Фb6 18.Кc1!​​ 

Да я б давно рокировался!

18. … Лc7​​ 

Сдвоить ладьи? Почему нет?

19.Кb3! Кa5 20.Кc5!​​ 

Классическая игра по черным полям!

20...Кc4​​ 

Белого коня взять нельзя!! ​​ Если ​​ 20...Сxc5, то ​​ 21.dxc5 Фxc5 22.Сd4 Фc6​​ 

Игра:

21.Сxc4 dxc4 22.Кe5! Сxe5​​ 

23.Сxe7 Сd6.​​ 

24.​​ Сxf8 ​​ Сxf8 25.Кxd7​​ Лxd7 26.a5!

Что играть дальше, ​​ если у белых ​​ лишнее качество?

 

Такие партии потрясали! ​​ Вот что значит гений: никаких стандартов: все нормы ​​ вывернуты!​​ 

Надо ли говорить, что мечтал стать знаменитым шахматистом?​​ 

 

Тут мне надо рассказать о событии, оставившем глубокий след в моей жизни: ​​ зональных соревнованиях России​​ в 1968 году.

Оказавшись в спортлагере, я стал играть в шахматы – и каково же было мое удивление, когда выяснилось, что играю на равных!

Я не мог не сыграть с кандидатами в сборную Ленобласти, ведь было известно, что играю, не глядя, на двух досках.

Потом последовали турниры, где я подтвердил свою состоятельность и выполнил норму первого разряда.

Итак,​​ оказавшись​​ рядом с шахматной сборной​​ Северо-востока России, ​​ сразу выполнил норму первого разряда и в эту сборную попал.

 

Кстати, на зональные соревнования по легкой атлетике я​​ так и​​ не попал: слабоват!

 

При областной детской спортивной школе была специальная поликлиника. Я был немало поражен таким уровнем отношения к спорту. Я ​​ б и не узнал о ней, если б меня не послали на специальное обследование: тренеру и врачам показалось странным, что я делаю успехи сразу и в легкой атлетике, и в шахматах.​​ И какой результат? Мне сказали, что у меня работают оба полушария.​​ 

 

И вот оно, событие: едем в Архангельск!

Я, как сказку, вспоминаю жизнь в ​​ этом городе: до сих пор он мне кажется ​​ таким тихим, ​​ таким нежным.

Везде деревянные мостки, и – жуткий мороз!

 

На еду давали талоны, а кроме того, не всем столовая понравилась, - так что мне еще талонов и надарили.

Наконец-то, ​​ я мог поесть вдоволь!​​ 

Я обожал блины.  ​​​​ Съел пару – и даже не заметил.  ​​​​ Иду ​​ за второй порцией.​​ 

Когда я ​​ этак ​​ проделал несколько дней, повариха строго брякнула в лицо:

- Сколько можно жрать?

Мне до сих пор помнится это исчадие ада во всем белом.

 

В детстве, да и всю жизнь меня часто почему-то считали избалованным, да еще и обжорой.

Мне вот всю жизнь кажется странным: почему ей было жалко блинов? Как я умудрился ей надоесть?

 

А домой в Питер летели в самолете!!!

Я – первый раз в жизни.

Так романтично, так приятно вспоминать. ​​ 

А какая была атмосфера: все благожелательны, все корректны, все желают добра!

 

Большим событием стало для меня решения Чигиря послать меня во главе детской сборной по ​​ шахматам. ​​ Было, кажется, три мальчика и девочка – все лет 10-12. А мне? Всего 15!​​ 

И вот мы приехали в Питер, разместились, я смотрел за питанием детей, разбирал их партии, мы даже сходили на каток в свободное время.

 

Все же Луга мне нравилась: ​​ тут было много​​ взрослых турниров.  ​​​​ Привлекала​​ серьезность ​​ их проведения.

В Луге всегда было много хороших шахматистов.

Позже, возвращаясь иногда в родной город, я им неизменно проигрывал: ​​ жизнь уже не позволяла сосредоточиться на шахматах.

 

На турнирах​​ взрослые были ​​ и корректны, и умны.​​ 

В отличие от народных гуляний, где всем полагалось свинячить.

Этих качеств почему-то совсем не было у моих родственников: если встречались дяди, они обязательно напивались. Другой же непьющий дядя Ваня считал меня распущенным, как, впрочем, и всю нашу семью.

Поэтому я очень любил соревнования.​​ 

 

Моя​​ ​​ эмоциональная жизнь​​ в основном​​ шла вне школы - и тут я всем обязан спорту.​​ 

В Луге тогда много играли в шахматы - и это для меня было и большим увлечением, и настоящим спасением.​​ 

Спорт - лучшее в любой социальной жизни.

 

Все самые ​​ большие человеческие открытия все же были сделаны в спорте. ​​ Спорт лагерь стал настоящим открытием. ​​ В нашем классе не было красивых девочек, ​​ а ​​ тут были просто неотразимые: ​​ сформировавшиеся явно до срока, с длинными ногами и стройной фигурой.

А на ночь​​ тренер взял, да и ​​ рассказал о немецких подлодках!

Вот это да! В школе несут бог знает,​​ какую чепуху, а есть же интересные темы!

Нас объединяло столько тем! ​​ 

Были и анекдоты! ​​ Представьте, тренер рассказал всем мальчикам в комнате не совсем приличный анекдот!

 

В спорте у меня было особенно много друзей – и так жаль, что все они потерялись.

Но от всего детства воспоминания о спорте – самые лучшие.

Поэтому я так благодарен физруку Чигирю, тренеру Циркову​​ и моему многолетнему шахматному сопернику Юре Васильеву.​​