Школа романтическая​​ 

Romantic​​ ​​ scool ​​ 

 

Мои дорогие, мои любимые учителя!

Как приятно вас вспомнить.

 

Гриненко Вера Николаевна!! ​​ 

Учитель начальных классов.​​ 

Вот уж кого с восторгом вспоминаю всю жизнь! ​​​​ 

Самое первое впечатление оказалось и самым сильным.​​ 

Оставит после уроков и​​ надает задач по математике:

- Пока не решите, не пойдете домой!

Меня такое требование неизменно приводило в восторг.

Прошло лет 50, - а я все еще в восторге.

Так хорошо: преодолевать себя, узнавать новое – и ​​ Вера Николаевна первая разбудила во мне эту страсть.​​ 

Потом​​ эту страсть помог развить Алексей Иванович Чигирь, наш физрук: спорт – это наука преодолевать себя ​​ физически.​​ 

 

После Веры Николаевны ​​ мне бы хотелось вспомнить Людмилу Николаевну Панову.

Речь о старших классах.

Мне нравилось на нее смотреть.

Вот уставлюсь на уроке и смотрю.

Я рассказывал ей про свое увлечение теориями Эйнштейна, я говорил, насколько это было​​ возможно, насколько​​ прилично в​​ то советское время в​​ нашей школе.

Не на уроке, а в ее кабинете.

Вот приду и смотрю на нее.

А начнем​​ говорить,​​ ​​ появляется​​ уверенность, что она меня понимает.

И эта уверенность кажется мне драгоценной.

Уже придя домой, к умирающему отцу, я постоянно вспоминал эту уверенность, словно бы ища в ней спасение.

 

Она казалась мне необычайно красивой.

Вот сядет, выставит точеные ножки – и у меня кружится голова.

И так приятно кружится, что не хочется идти домой.​​ 

 

Главное ее достоинство – с ней можно было молча посидеть рядом.

В семье отношения складывались трудно: ни мама, ни папа, ни я не могли преодолеть взаимную чуждость,  ​​​​ - а тут можно было просто сидеть и чувствовать, что тебе желают добра.​​ 

 

В начале 10 класса умер отец – и я уже не был уверен, что надо  ​​​​ поступать в университет.​​ 

А когда в военкомате предложили поступать в Академию, я сдался.

Я и тогда пришел к ней.

Мы опять сидели – и каждый думал о своем.

Она сказала как бы между прочим:

- Ты уже решил поступать в военное?

Мне стало стыдно и страшно: я не был уверен, что прав.

 

Чаще всего вспоминаю именно Людмилу Николаевну. Вот иду - и вдруг чудится, она идет где-то недалеко. Если обернусь, увижу ее.

 

Но я не оборачиваюсь.

 

Теперь - Степанов Борис Васильевич!

Конечно, я мечтал, чтоб у меня был такой отец.​​ 

Я даже написал ему стихи:

 

Во всем, во всем завидую тебе:

Завидую твоей большой судьбе,

Завидую прекрасной седине.

Во всем, во всем завидую тебе.

 

Мне нравилось его любить. ​​ 

Не только потому, что дома – мой вечно пьяный папа! ​​ 

Я проходил мимо его директорского кабинета со священным трепетом: и умный, и красивый, и не пьет, и авторитет!!

Как у одного человека могло быть сразу столько хороших качеств?

А если он что-то скажет, то будто о тебе заботится.

Но все равно просить было страшно.

Да и все беды казались такими нормальными!

Ну, нет зимнего пальто, так бежишь до школы в свитере!

Подумаешь.

Потом​​ я часто бывал у него дома.​​ 

- Нет гречки! – строго вздыхал он. – На месте нашего правительства я бы подал в отставку.  ​​​​ 

Я в Питере в каком-то магазине ее выловил, привез и подарил – и это было единственный раз, когда он меня благодарил.

Меня держал строго. ​​ 

В ноябре 1986-ого я встретил его с женой: мы в Лугу приехали буквально на день, - и он строго меня отчитал, причем не мне, а моей жене:

- Генка с чего-то решил, что станет писателем! Будьте с ним строже!

Мнение моей жены его не очень интересовало. ​​ 

А уж мое,​​ тем более.​​ 

Я написал, а потом стал искать это событие в моем дневнике: ​​​​ 3 декабря 1986 года!

 

Теперь - Чигирь Алексей Иванович.​​ 

Мне очень нравится фото 1968 года, ​​ где он улыбается.

Я же таким его и помню.

Можете себе представить мое удивление, когда на седьмом десятке я получаю самое уважительное письмо от сына Чигиря!!​​ 

Да, жизнь не без чудес!

Чигирь в отношении нас взял отеческий тон, что мне ​​ было очень приятно: у меня были большие проблемы с моим отцом.​​ 

Мне очень нравилось, что он уравновешенный, спокойный, вселяющий уверенность.​​ 

Увы, среди моих родственников и ближайших, и далеких таких мужчин не было и нет.

В третьем классе мне удалили грыжу (1963​​ год)​​ - и я как-то разом открыл спорт.​​ 

Благодаря Чигирю.​​ 

Ну да, мне нравилось бегать и прыгать, - но теперь я делал это​​ для школы. ​​ Алексей Иванович​​ сыграл большую роль в моей социализации: он показал, что спортом можно заниматься и для других, и для себя сразу.

С 4-го по 10-ый класс я не представлял себе дня без тренировки.​​ 

Благодаря соревнованиям в Луге меня заметили - и два лета (8​​ и​​ 9​​ классы)​​ я провел в спортивных лагерях​​ Областной Детской Спортивной Школы (там тренером был Олег Николаевич Цирков).

Из самых сильных впечатлений вспоминаю, как в 8-ом классе Чигирь повез нас на кросс в Парголово.​​ 

Я до сих пор помню, как трудно было бежать ​​ по сильно пересеченной местности, да еще в ветреный день поздней осени!​​ 

Бежишь, а шиповки бегущего впереди мелькают рядом с твоей головой! Зато какая радость преодолеть ​​ свою слабость и добежать до конца!

 

Я очень хорошо помню Чигиря как раз потому, что в детстве много мечтал о спортивной славе.​​ 

Сидишь на уроке - и вдруг чудится, бежишь 800 метров - и тебе хлопает весь стадион!

Сейчас ужасно смешно вспоминать об этом.

 

Вернулись​​ после кросса​​ в школу - и при всех Чигирь меня похвалил.​​ 

Странно, но это было утешением. ​​ 

Именно ​​ утешением, а не гордостью!​​ 

И совсем не потому, что я бежал кросс как-то особенно хорошо, но в это время я, как и моя мама, уже знал диагноз моего отца: рак.

И областные соревнования прошли под знаком этой близящейся смерти.

В последние классы спорт стал великим утешением - и я часто общался с Чигирем.

 

А как он меня послал​​ зимой​​ во Всеволожск со школьной шахматной сборной Луги!

Так вот разом взял, да и поверил в меня.

 

Учитель пения​​ Дейч Мария Лазаревна.

Да как ее забыть! ​​ 

Я не мог петь при всех: всю жизнь мучает страх толпы, - и она не знала, что со мной и делать.

- Хотите двойку по пению получить? – строжилась она.

А строжится – красивеет.

И так пилила и пилила, ​​ пока я не запел.

Спел песню, а она:

- Этого мало. ​​ Для ​​ хорошей оценки вы должны спеть пять песен!

Я спел все пять.

- Все! Пятерка.

 

А в старшем классе я пел перед хором нашего класса тогдашний​​ политический​​ шлягер «Ленин – всегда живой».​​ 

 

Она на фото кажется какой-то подрастрепанной и смешливой. ​​ 

Я-то помню ее строгой. ​​ 

Ноги ​​ в черных чулках, вызывающе торчащие из-под черной юбки.​​ 

И глаза – черные, и брови – черные!  ​​ ​​​​ 

Волшебница, одним словом.​​ 

Ногти​​ ​​ накрашены, а сама как мрачно зыркнет.  ​​​​ 

Строгая волшебница.​​ 

Мне нравилось, когда она сердилась на меня: пальчики сразу такие красивые ​​​​ - и ​​ вся искрится.​​ 

А губы? Тоже накрашены.​​ 

Мне, конечно, страшно было к ней приблизиться.

Как​​ гаркнет:

- Вы будете петь, Ганичев!?

А мне и страшно, и приятно сразу. ​​ 

​​ 

Вот сидим – и Мария Лазаревна кричит нам:

- Поем:

 

У дороги чибис,

У дороги чибис,

Он кричит, волнуется, чудак:

- Ну, скажите, чьи вы,

Ну, скажите, чьи вы,

И зачем, зачем​​ 

Идете вы сюда?

 

Мне особенно нравилось, как она нервно дергала ручонкой. Думала, что не запоем?

Мне до сих пор нравится, как она задорно играла пальчиками с острыми коготками.

 

Вот прошла вся жизнь - и кого я вспоминаю с благодарностью? Моих учителей!

Конечно, будучи писателем, я бы мог рассказать обо всех, но все же это было бы несправедливо: представить всех одинаково.​​ 

Я рассказал только о тех, кого любил всю жизнь.​​ 

Да и не стоит превращать школьный сайт в демонстрацию своих художественных наклонностей.

 

Час ночи, 4 февраля 2014 года.

​​ 

Воспоминания "Школа романтическая" и "Школа реальная" написаны для школьного сайта Николая Чигиря.

sh05memory@yandex.ru