ШКОЛА РЕАЛЬНАЯ​​ 

Real​​ ​​ scool​​ 

 

«Школа реальная»​​ – так я решил озаглавить эти заметки: после того, как первый набросок назвал ​​ «Школа романтическая».

Я бы не решился на эти печальные откровения, если б не одобрение создателя этого сайта Николая Чигиря, ​​ сына ​​ Алексея Ивановича, нашего физрука, которому я столь многим обязан.​​ 

 ​​​​ 

Учительница НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Гриненко Вера Николаевна​​ 

 

В ней, как и во многих учителях, мне нравилась строгость: строго причесана, строго одета. ​​ Поэтому так и ценишь улыбку, что вырывается из этой общепринятой строгости.​​ 

 

Из-за Веры Николаевны ​​ в школу бегал с радостью! ​​ Она увлекала, школа представала заманчивой, увлекательной игрой, полной интересного напряжения.

А сколько открытий было каждый день!​​ 

 

Я вдруг стал замечать, что она мне ставит ​​ одну​​ «пятерку»​​ за другой. ​​ Это меня неизменно поражало!  ​​​​ Я не мог понять, за что. ​​ Это намного позже я понял, что она тянула меня на отличника. ​​ 

 

С 5 класса я стал спортсменом и хулиганом. Почему-то это получилось одновременно! ​​ Правда, увлечение спортом затянулось на всю жизнь, а хулиганство прошло, как хоть и короткая, но опасная болезнь.

Я с ужасом вспоминаю, что мы, детки Тигельного двора, сплотились в шайку и вечерами в темноте бросали камни в офицерский дом: били стекла.​​ 

Окна  ​​​​ Веры Николаевны были справа – и я, зная это, старался бросать ближе к центру.​​ 

Мне так было стыдно перед своим учителем, - но, с другой стороны, я еще больше боялся показаться слабым перед своими друзьями.

Мы, хоть и дети, завидовали военным: ​​ у них были большие зарплаты, и жили они куда лучше.

 

Я уже тогда все дни проводил дома в полном одиночестве: мама приходила с работы очень поздно (работала на полторы ставки), а папа вообще редко бывал дома. ​​ Брат уехал учиться на фрезеровщика.​​ 

 

Именно с начальной школой связаны мои воспоминания о разладе в семье. А дело в том, что у брата уже была​​ «плохая компания». ​​ Он часто прогуливал школу – и меня ставили в пример.  ​​​​ В результате такой неумной тактики родителей отношения с братом не сложились: всю жизнь мы избегаем друг друга.​​ 

 

Только в воскресенье мама была дома – и я, вдохновленный Верой Николаевной на усиленные занятия,  ​​​​ весь день, лежа в кровати, занимался математикой или самостоятельно учился играть в шахматы по учебнику Панова (это не муж любимого учителя!). ​​ 

Вове ​​ почему-то очень не нравилось, что я так много занимаюсь. Появившись дома, он кричал маме:

- Не давай Генке так много заниматься: у него голова станет квадратной!​​ 

Я пишу о ​​ брате, потому что он учился в той же 5-ой школе, но был на шесть лет старше.

Я как-то спросил маму:

- А что такое мнимая величина?

- Не говори ему, мама, не говори! – почему-то испуганно закричал брат.

- Квадратный корень из минус одного! – ответила она.

Я так и подскочил от радости: мама – знает!! ​​ 

Так в мою жизнь вошли комплексные числа.

 

Скоро брат исчез: родители убедили его поступать в техучилище в Сестрорецк ​​ ​​ и я чуть не на все детство остался дома один.

 

Как забыть ​​ улыбку Веры Николаевны? ​​ Она вселяла в меня уверенность в себя, она всем видом говорила​​ «У тебя все получится!».​​ 

 

Второе – после математики - сильнейшее положительное впечатление ​​ детства – СПОРТ: именно в нем я реализовывался как человек, как личность.  ​​​​ Во время школьных занятий не было возможности для таких проявлений.

 

Учитель ​​ ФИЗИЧЕСКОЙ ​​ КУЛЬТУРЫ ​​ Чигирь Алексей Иванович

 

С 4-го класса ​​ я ​​ стал много заниматься спортом – и центр школьной жизни переместился на физкультуру.​​ 

Вот уж кому я благодарен: спорту и ​​ Алексею Ивановичу.

Поскольку у ребенка ​​ более всего развита эмоциональная память, то и уроки физкультуры вспоминаются чаще всего. Потому что хорошее приятно вспоминать.

И Чигирь, и его сын Николай - представители того доброго, что помню о школе. Тем особенно ценны.

 

А дело в том, что почти все учителя не умели подойти к ребенку, узнать его проблемы. Все только работали! В школе был постоянный эмоциональный голод – и его утолял только спорт.  ​​​​ Поэтому мне и не представить детство без ежедневных тренировок.

 

Эмоциональный ​​ голод ​​ - характерная черта всех 60-ых годов. Наши родители, наши учителя мало интересовались нашими проблемами. Столь жестокое было время (повторяю, чтоб не забыл современный избалованный читатель)!​​ 

Продукты и эмоции были очень ограничены.

 

И все же посещение школы было настоящим праздником. Благодаря большей частью математике, физике – и, главное, физкультуре!

Вопреки ​​ всему школа - праздник! Уж тут ни отец, ни брат не напьется! Не насмотришься душераздирающих выяснений отношений родителей!

Это было взаимное непонимание, ​​ легко переходящее во ​​ взаимную ненависть.​​ 

Без отца было тяжело, но когда он все же выныривал из небытия, начинались мучительные разборки.​​ 

Во время войны папа попал в штрафбат, мама вышла замуж за летчика, ​​ летчик погиб, мама и папа решили соединиться снова – и папа по неслыханной слабости характера не мог простить этого маме.

А мама часто плакала, но не развелась, несмотря на мои просьбы: считала, что​​ «надо терпеть».

Я же чувствовал себя этаким испытательным полигоном, я часто был в стрессе уже в детстве – и нормальная жизнь восстанавливалась только в спорте. ​​ 

 

Я описываю эти кошмары, чтобы подчеркнуть: спорт спасал именно от них.

 

Теперь я все же решусь рассказать о печальных сторонах существования в школе.

 

Учитель МАТЕМАТИКИ средних и старших классов Артамонова Нина Михайловна

 

Если в Вере Николаевне было что-то великодушное, располагающее, значительное, ​​ то Нина Михайловна ​​ поражала своей необъяснимой суетливостью. ​​ Там, где Гриненко улыбалась (другой и не помню), ​​ Нина Михайловна смотрела на меня, ребенка, испуганно-вопросительно, словно б ожидая от меня совета.

Один случай нас и вовсе рассорил.​​ 

 

Нина Михайловна ​​ хотела продолжить метод Гриненко, чем вызвала мое восхищение: она тоже объявила дополнительные занятия. ​​ Она очень любила эти факультативные занятия и старалась привлечь к ним как можно больше участников. ​​ 

 

Я все же решусь описать этот случай поподробнее: настолько он характерен.

Был дан трехчлен x5+ 5x3 + 4x, и надо было доказать, что он делится на 120. Напомню, x2 = x в квадрате. Легко заметить, что 120 = 1×2×3×4×5 – пять последовательных цифр, совершенное число. Начинаешь разлагать x5 + 5x3 + 4x и получаешь (x3 – 4х)(x2 - 1), потом (x2 - 4)x(x2 - 1), потом (x-2)(x-1)x(x+1)(x+2). Тоже пять последовательных цифр.

Я сделал это за 15 минут и понесся к Нине Михайловне, хоть меня мучили сомнения: а как быть,​​ если среди пяти чисел подряд есть простое число? Вот ​​ 6×7×8×9×10 разделится ли на 120? – спросил я себя.​​ 

- Да, очень легко! – ответил я сам себе. - Просто 7 не будет участвовать в делении, постоит в стороне.​​ 

Она похвалила меня – и для класса это было плохо: многие прекратили ходить, решив, что со мной соревноваться невозможно.​​ 

И сама учительница меня осудила:

- Вот вы решили быстро задачу - и на мой факультатив больше никто не ходит.

Мне поставили в вину, что я – не идиот!!​​ 

Спасибо большое.​​ 

Потом занятия математикой в школе стали совсем скучные – и сама Нина Михайловна уже не сердилась, если я не ходил на уроки.​​ 

 

Нина Михайловна не понимала, как важно, чтоб ребенок все делал с желанием, играючи! ​​ Факультатив не посещали именно поэтому! ​​ Как педагог, она совершенно меня разочаровала.

​​ 

А в 9-ом классе я сдал за 10-ый – и потом весь год не ходил на уроки: читал дома книги.

Не удержусь сказать, что я сам тщательно проработал темы​​ «Уравнения с параметрами»​​ и​​ «Интегралы»: я хорошо понимал, что от Нины Михайловны этого не дождешься, - ​​ так что позже мне было легко на первых курсах и на мат-мехе ЛГУ, и в военной Академии.​​ 

 

Да, Нина Михайловна посылала меня на математические олимпиады, - но наши отношения не были сколько-то теплыми.​​ 

 

Сейчас меня очень смешат мои мечты ​​ стать великим математиком, но тогда я просто бредил этим. Вот он,​​ мой любимчик,​​ «интеграл Пуассона»​​ или​​ «интеграл Гаусса», частный случай интегралов Эйлера:​​ ((изображение интеграла))

 

Это любимый интеграл всей моей жизни! Я вычислял его  ​​​​ вручную через сферическую систему координат: возводил в квадрат, - а там сумму квадратов x и y представлял через синус и косинус.

Огромную роль ​​ в развитии моего воображения сыграли числа​​ «пи»​​ и​​ «е».  ​​​​ Я до сих пор читаю с восторгом:​​ 

«​​ e - математическая константа, основание натурального логарифма, трансцендентное число. Иногда число​​ «e»​​ называют числом Эйлера или числом Непера».  ​​​​ А​​ «пи»?​​ 

 

Площадь круга:  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ((изображение формулы))

 

S - площадь круга ​​ 

π - число пи ​​ 

r - радиус круга.

 

И вот ​​ теперь – о моем призвании. Речь пойдет об ИСКУССТВЕ.

​​ 

Так почему я все же не стал математиком, ни шахматистом, ни физиком, ни химиком? ​​ 

Чтобы это объяснить, вернусь к спорту. ​​ Спорт очень важен тем, что он первый доказал мою бездарность. ​​ Может, это и звучит странно, но человеку рано важно почувствовать, что он может. ​​ Для Луги я, может, и был хорошим спортсменом, но в областном спортлагере мне постоянно приходилось признавать свою бездарность. ​​ Например, в спринте я был​​ откровенно слаб, а​​ «полторашку»​​ (полтора км) бегал совсем уж средненько.

А футбол? За команду хорошо играл в защите, ​​ но дальше меня не пускали. ​​ 

И в высоту взял только 1.75.​​ 

Да, я ходил в​​ «перспективных»​​ спортсменах в многоборье и метании копья, - но, увы, победы обещал приносить только в слишком туманной перспективе.

Я ​​ с чего-то решил, что моей коронной дистанцией станут 800 метров. ​​ Бред!! ​​ Быстро выяснилось, что бегаю хорошо только на районном уровне, но не на областном.

Так вот: ​​ то же самое ​​ позже, в 20 лет, произошло и с математикой: ​​ в ЛГУ я ​​ слишком уж ясно увидел, что никаких особенных способностей у меня нет и в помине. ​​ 

А я-то по глупости уже решил, что отдам свою жизнь теории вещественной переменной: по коридорам математического факультета скромно расхаживал сам Натансон, создатель этого направления, - как вдруг я, тот же самый человек, понял, что я – бездарен!

Да, мне было уже 22 года, умерла моя мама, - а мне пришлось резко повернуть жизнь: не заниматься же всю жизнь тем, в чем ты бездарен!!

Понять это очень больно, но уж лучше позже, чем никогда.

 

А шахматы? ​​ Хоть я ​​ играл увлеченно, хоть легко получалось играть на двух досках, не глядя, я все же остро чувствовал свою ограниченность и ​​ в шахматах. В 10 классе я стал играть в шахматы по переписке - и быстро проиграл все партии!

А ​​ что до математики, то я не поступил в специнтернат: не сдал экзамен. Да, жить с родителями было трудно, - но что меня ждало в интернате?

А что до литературы, то она преподавалась столь скучно, что мне и в голову не приходило мечтать о занятиях ею.

 

Да, в моем детстве были образы физики и математики,​​ образы​​ города Луги с не совсем пристойными нравами, - а вот образов искусства не ​​ было. ​​ Что тут скажешь? ​​ Дикая, страшная жизнь.

Только сейчас, на седьмом десятке, ​​ я решаюсь признаться, что после школы покидал Лугу с огромным ощущением ужаса. Позже я навещал родной город много раз, но всегда остро стоял вопрос преодоления этого ужаса.

Луга мне внушила это чувство - и жизнь не смогла ничего в этом изменить, - но все же Питер и Москва научили любить искусство, а жена Люда доказала, что на свете не одни звери.

 

То, что сейчас Россия поднялась с колен, мне кажется огромным подарком жизни: в юности я не мог на это надеяться. От нас все скрывали - и мы думали, это от слабости. Этот идеологический советский идиотизм приучал к двойной морали, то есть я просто был обречен в том советском обществе.

 

Учитель ФИЗИКИ ​​ Людмила Николаевна Панова

 

Панова привлекала своей​​ духовной​​ весомостью: в ее душе было что-то значительное - и она умела это показать. Она не была красивой, но ходила легко и выверяла каждое движение. Мне очень нравилась эта значительность: когда человек не суетится, когда он уверен в своих знаниях. И уж, конечно, она ничего не делала ради оценки.

Она ​​ хорошо преподавала физику - и тут я могу только ее похвалить. ​​ 

Приятно было думать, что сегодня будет ее урок! ​​ Конечно, не помню, что именно она говорила, ​​ но что на ее уроках было интересно, это помню слишком хорошо. ​​ 

Но ​​ еще ​​ важнее было чувствовать в ее преподавании нечто домашнее, успокаивающее, ​​ ведь дома разыгрывалась драма со смертью отца.

С февраля по октябрь 1969 года, со второй половины 9 класса и до второй четверти 10-го фактически дома нельзя было находиться из-за ужасных криков отца: ему умирать от рака было очень больно. Приходилось странствовать по родственникам, а они не всегда были ко мне расположены.

 

Людмила Николаевна посылал меня на городскую физическую олимпиаду, но в физике я уже не чувствовал себя столь уверенно, как в математике.​​ 

 

А сколько мечтаний было связано именно с физикой 20 века!

Огромную роль в моем увлечении физикой сыграла книга Кузнецова​​ «Биография Эйнштейна». Образ этого ученого прошел через всю мою жизнь. Над его формулой ​​ ((изображение формулы м с квадрат))

 

я​​ думаю всю жизнь: настолько она содержательна.

Вот самая важная формула 20 века: ​​ закон ​​ взаимосвязи ​​ массы и энергии: ​​ энергия = массе умноженной на скорость света в квадрате. ​​ 

Ни одна физическая формула не произвела на меня столь большого впечатления, как эта.​​ 

 

Искривление пространства, квантовая теория – как это увлекло ​​ в 15 лет!! ​​ Поразили и книга Норберта Винера​​ «Я – математик», и книга Роберта Юнга​​ «Ярче тысячи солнц». А  ​​ ​​​​ Макс Планк, кванты! ​​ Зато сейчас наткнешься в сети на выражение​​ «квантовая энтропия полей Дирака в черных дырах»​​ - и вспомнишь детство!

Из философских книг ​​ поразила ​​ «Сущность христианства» ​​​​ Людвига Фейербаха.

 

Я вспоминаю Панову и потому, что за всю мою жизнь у меня не было преподавателей, которые бы меня потрясли.  ​​​​ Да, меня учили многие, но никто не изменил мою жизнь, никто существенно не помог. А я ждал именно этого, потому что близкие люди мне не помогли.​​ 

Потому Панова и вызывает восхищение, что только она обратила внимание на мои ужасные, совсем не детские проблемы.​​ 

 

Увы, я оказался в самом слабом классе, так что Панова у нас проподавала немного. Больше я ходил к ней на факультатив.

Замена ей​​ была​​ слишком неравноценной: ​​ очень красивый учитель физики Анатолий Анатольевич.​​ ​​ Он пришел в школу сразу ​​ после пединститута (говорили​​ «педуха»)​​ – и​​ мог вещать только по учебнику. На всех навел ужас. Я сразу перестал ходить на его занятия.

Он был в модном, облегающем костюме, а рассказывал о физике, совсем в нее не веря. Получалось и комично, и трагикомично. ​​​​ Если сказать яснее, было противно.

 

Учитель ЛИТЕРАТУРЫ ​​ Валентина Александровна Киндюк.​​ 

 

Может показаться странным, что я, профессиональный писатель, не поставил учителя литературы на первое место, - но и на самом деле преподаваемая в школе литература не занимала столь большого места.

Потому что преподавалась формально.

Да, я много читал, потому что у мамы была большая библиотека (ее пришлось продать в годы, когда у меня не было своей жилплощади), но поговорить о прочтенных книгах было не с кем.

 

Валентина Александровна, дорогая вы моя! ​​ Вы ​​ были добрым, сердечным человеком, но в преподавании литературы мне-то ​​ хотелось совсем другого! ​​ Вы говорили, словно б читая по учебнику:​​ «от»​​ и​​ «до».​​ 

Поэтому, простите, вы были мне неприятны.

Я даже не верил, что вы любите литературу.

Но вы, верю, ​​ ее любили! ​​ Так наладчик линии любит свой конвейер. ​​ А ведь это совсем мало, если речь идет о человеческих душах.

Особенно ​​ в старших классах.

Вы ведь больше скрывали, ​​ чем информировали!

 

Добрая, застенчивая, вы учили кротости, но вы знать не знали, что есть искусство, вдохновение, что литература много сделала для истории России.

Почему моя жена, что родилась в трех тысячах километров от ​​ Москвы, ​​ уже в школе слышала о Пастернаке и ​​ Булгакове? ​​ Почему ваше преподавание пахло мертвечиной?

 

Вы преподавали литературу, но вы ее не любили. Конечно, любовь как бы и не очень обязательна, но для меня ее отсутствие было трагедией.

Не вы заронили во мне любовь к литературе, но само чтение! Сама привычка думать над книгой. ​​ И – сама Жизнь.  ​​​​ Ее ужасный, скотский напор.​​ 

 

Да, я все же благодарен вам: ​​ вы были очень корректны!

А когда я на выпускном экзамене прочел наизусть​​ «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», вы даже поставили мне​​ «пятерку»!

И что?

Да, вы честно отрабатывали свой хлеб, - но разве не стоило иметь свое мнение? Не верю, что оно у вас было.

 

Как же поразительно, что Валентина Александровна не сделала ничего, чтоб мы стали ближе! Да ​​ мы ничего и не знали друг про друга.

Если б она хоть раз хоть кого-то спросила, что у меня дома! Почему не было принято интересоваться реальной жизнью людей, с которыми провел ​​ целые годы?

Поэтому я и не знаю моих одноклассников.

О моей трагедии Валентина Александровна знала и даже однажды перед классом упомянула, что у меня умер отец.

 

Хорошо помню, что встречался с Сашей Захаровым и Васей Прокофьевым.  ​​​​ Я им завидовал: Вася был очень воспитанным, - а Саша уже в 16 все знал о взрослой жизни.

Сердечно вспоминаю Игоря Тарасова. Это был мой единственный друг.

С Ольгой Муратовой (тоже не наш класс) мы пересеклись на КВН-е: она была Снегурочкой от нашей школы, а я чем-то вроде капитана команды.

 

Как классная руководительница,  ​​​​ Валентина Александровна была никем. ​​ Мне на самом деле неприятно это говорить: я-то хотел совсем другого. ​​ Можно было б на ее месте рассказать и об искусстве, и свозить класс в тот же Петергоф!​​ 

Потом в 80-ые прошлого века я ее посетил – и мы хорошо поговорили.  ​​​​ Она даже заставила меня взять три рубля, чем уж совсем покорила.

Поэтому критиковать ее как человека для меня немыслимо. ​​ Я только не вижу в ней профессионала.​​ 

 

Разве только она? ​​ Самой страшной и самой запретной темой для учителей была обыкновенная жизнь. Поэтому я так и любил занятия физкультурой и​​ «труды»: тут хоть не было этого постоянного умалчивания. И дома о​​ жизни​​ запрещалось говорить! Поэтому я рос с вечным страхом перед реальной жизнью - и скоро сама жизнь доказала, что мой страх не был беспочвенен.

 

Что меня сейчас поражает больше всего: в школе не было установки на информацию! Нас не учили миру вокруг нас. Эта же установка была у всех тогдашних СМИ. Школа была чудовищно оторвана от жизни, но и саму жизнь СМИ не объясняли.

 

Валентина Александровна ​​ в начале урока говорила вкрадчиво, осторожно, но скоро обретала уверенность в себе. ​​ Она никогда не задавала нам вопросов. Я не запомнил ее фраз: настолько казенными они были. ​​ Правда, и слов Пановой не помню, но по очень важной причине: молчание было важнее слов.​​ 

 

Любимым делом в занятиях литературой было учение стихов наизусть. О, тут я всегда зарабатывал​​ «четверки»:​​ «пятерки»​​ не получались: ​​ Валентина Александровна считала, что читаю недостаточно выразительно. ​​ «О, Волга, ты – любовь моя»​​ Некрасова,​​ «Я к вам пишу»​​ из​​ «Онегина», ​​ «А судьи кто»​​ Грибоедова – это мы ​​ до сих с женой бесконечно цитируем друг дружке.​​ 

 

В 8-м классе Валентина Александровна попросила всех записать фразу:

- Слава нашим отцам!

Я не удержался и громко, упрямо переиначил:

- Отцам-пьяницам!

- Г-в, дайте дневник! – потребовала она и там жирно написала​​ «Оскорбил класс страшным ругательством».

Я понял, что диалог невозможен.​​ 

Она ни разу не поговорила со мной по-дружески. ​​ Ни разу!! Так сказать,​​ «классный руководитель».​​ 

 

Учитель ХИМИИ ​​ Мария Ивановна Реховская​​ 

 

Как благодарен Марии Ивановне! ​​ Она ​​ по-человечески меня пожалела - и мне это до сих пор приятно: из-за смерти отца в октябре 1969, месяцев за восемь до окончания школы я был в ужасном состоянии - и органическую химию просто не учил. Она сжалилась: поставила​​ «четверку».

Мария Ивановна ​​ посылала меня на городскую химическую олимпиаду – и то, что я ее выигрывал или ​​ оказывался вторым, было для меня потрясением: я-то твердо знал, что химию знаю плохо.  ​​​​ Значит, те, кто со мной соревновался, совсем уж ничего не знали!

 

Реховская меня неприлично притягивала: она была такой большой, теплой и мягкой в моем воображении. Это были только мои мысли, конечно!  ​​​​ Тогда не было порнофильмов, и вообще секса как бы и не существовало: нам только по-идиотски объясняли, что мы -​​ «дети». При этом в старших классах иные мои одноклассники и ​​ ровесники уже открыто сожительствовали.​​ 

Я с завистью думал:​​ 

- Живут же люди! ​​ Надо ж, какие умные!

Для меня-то атмосфера в классе казалась столь бесчеловечной, что я не мог и помышлять о романе с одноклассницей.

 

Я ​​ хорошо помню один парадокс, смущавший меня своей неприличностью: Людмилу Николаевну я любил, но прижаться к ней не хотелось. Марию Ивановну я не любил, но прижаться к ней хотелось очень.​​ 

Реховская была по типу настоящая мама! Это ​​ моя мама нудно, изнурительно вразумляла меня, что надо работать, что жизнь тяжела, а увидишь Марию Ивановну – и так хочется от души ее обнять!!

 

Однажды мы сидели совсем близко: она чему-то меня учила - и я неожиданно для себя самого прижался к ней. Это продолжалось какое-то мгновение - и ​​ резко отодвинулась именно она. Я не мог помышлять о сексе с ней, но прижаться хотелось на очень долго.

 

В этом контексте я не удержусь от упоминания о Дейч Марии Лазаревне, нашей изящной учительнице пения: она казалась мне слишком решительной: до жестокости.

Мне чудилось, если ее обниму, она расцарапает мне все лицо своими длинными острыми ногтями.

Так что, возможно, и хорошо, что она​​ рано​​ исчезла с моего социального горизонта:​​ после начальных классов:​​ зато приятно сохранилась в памяти.

​​ 

Преподаватель БОТАНИКИ, зоологии, биологии Иван Федорович Белов.

 

Биологию вел Белов: невероятный рассказчик: его, как иного артиста, хотелось слушать бесконечно. ​​ А еще мне казалось, он в классе – как на своей кухне: до того по-свойски. Как будто в домашних тапочках! И такой милый дядечка: постоянно улыбается, и зубы красивые.

 

Я вспоминаю с благодарностью, как он послал нас сделать статьи о животных по Брему. Помню, прихожу в библиотеку - и там мне выдают том Брема: увесистый, настоящий. ​​ Книга издана – до революции!!

 

Как-то я​​ после долгих колебаний его спросил:

- А что такое гомосексуализм?

Он, такой умный, прикинулся ​​ идиотом - и я перестал его уважать.

 

Его ​​ дочь Оля оставляла очень приятное впечатление: было видно, что она станет умной и скрытной женщиной. Она заставляла думать о себе – и тем невольно поднимала и без того высокий авторитет своего отца.​​ 

 

Преподаватель НЕМЕЦКОГО ​​ ЯЗЫКА ​​ Михайлова Екатерина Федоровна

 

Да, Екатерина Федоровна была очень внимательна, очень мила. С ней я выиграл ​​ олимпиаду по немецкому языку, - но именно поэтому я всю жизнь на нее обижен. Почему? Потому что она ставила оценки формально.  ​​ ​​​​ 

 

Дорогая Екатерина Федоровна!  ​​​​ Олимпиада была в 7 классе, а потом немецкий язык уже вовсе ​​ вами не преподавался! ​​ 

Вы приходили, тихонько отсиживали, ​​ давала формальные задания и уходили.​​ 

И ​​ ТАК  ​​​​ ПРОШЛА  ​​​​ ВСЯ  ​​​​ ШКОЛА!!

За ​​ все годы вы ни разу не попробовала поговорить с нами ​​ по-немецки! Мы получали только формальные оценки! Никто, кроме меня, не учил язык - и они получали​​ «три».​​ 

Да, мне​​ «учитель»​​ ставила​​ «пять», - но формальность​​ «учебного процесса» ​​​​ меня разозлила на всю жизнь.

Разве это можно назвать​​ «учебой»? Кому нужно такое идиотское​​ «обучение»?​​ 

 

И так всегда! Нас держали за идиотов! ​​ Так вот обида осталась на всю жизнь.

Поэтому я попал в жизнь совершенно неподготовленный.

Этого формализма было слишком много, слишком.​​ 

 

Уже в школе жизнь предстала настоящим адом: ​​ все были формальны: и отец не хотел быть отцом, и брат не хотел быть братом, и большинство учителей ​​ только формально отрабатывали свой кусок хлеба. Да, по-человечески их можно понять, но все же – повторюсь - такой формалист в школе – это трагедия для учеников.​​ 

 

Ну да, я получил​​ «пять»​​ по немецкому языку в школе, потом в военной академии, потом на матмехе, потом на филфаке ЛГУ. Только последний экзамен был серьезным: в 1983 году: с филологов требовали знания. И опять же это был именно литературный немецкий: контакты с иностранцами были строго запрещены. Когда после ЛГУ ​​ я захотел работать с ​​ немецким языком в Интуристе, меня даже не допустили до экзаменов: настолько плохой была анкета.​​ Такое значение в те годы придавалось биографии. ​​ Ушел из военного заведения – социально ненадежен.

Да, я каждый день слушаю на немецком новости или хороший литературный текст, но все же плохо, что у меня нет теплых воспоминаний от занятий немецким языком в школе.

 

Была такая традиция в нашей семье: на день рождения я мог попросить что-то мне купить; конечно, недорогое. В 12 лет я попросил​​ «Учебник шахматной игры»​​ Панова, а в 13 -​​ «Учебник заочного обучения немецкому языку».​​ 

Как сейчас помню эту синюю, увесистую книгу! ​​ Опять поразил своих родителей.

Мне нравились, кстати, и дни рождения потому, что это нам напоминало, что мы – семья. ​​ Почему-то ни одного нового года мы не встретили вместе!

Меня всю жизнь это поражает.

Сейчас уже все и называется иначе. ​​ Я купил не от хорошей жизни: занятия в школе были очень формальными.

Неизгладимое впечатление, к примеру,​​ произвела фраза:​​ «Sascha ist ledig, Nina ist ​​ heiratet. Саша холост, Нина замужем». ​​ Конечно, если б в школе было б хоть​​ какое-то общение на немецком, такой книги покупать не стоило б.​​ 

 

Екатерина Федоровна​​ не ​​ была глупой, но ​​ она не поняла, что мне нужна не ее​​ «пятерка», а знания.

 

ДИРЕКТОР  ​​ ​​​​ Степанов Борис Васильевич

 

Странно, но Борису Васильевичу я более обязан эмоционально, чем знаниями. ​​ Нас он не учил. ​​ Мне было приятно, что он есть – и не приходило в голову требовать большего.

Если честно, для меня он был​​ каким-то идеальным​​ представителем власти.

Да, серьезно: директор школы мне уже казался большим начальником.  ​​​​ Это обусловливается моей средой, где не было​​ «начальников».

Когда все же моя тетя (из уважения имени не назову) стала партийным​​ начальником, она сразу стала привилегированной – и ее уровень жизни сразу стал выше нашего – и она давала понять, что мы пониже, чем она. ​​​​ А ее дочь стала директором обувного магазина – и иным женщинам-родственникам доставала зимние сапоги: очень щедрый подарок по тем временам.

 ​​​​ 

В целом, я больше обязан не самому Борису Васильевичу, ​​ а его сыну Юре, моему шахматному сопернику в течение 30 лет.​​ 

Ни Юра, ни Борис Васильевич не интересовались тем, что я пишу, а если честно, просто не принимали меня всерьез.

Странный парнишка, но все же свой.​​ В юности мне была неприятна эта холодность, но сейчас я нахожу ее нормальной.

 

Все же спасибо, Борис Васильевич, что вы были!

Вы и сейчас для меня живете.

Недавно я узнал, что и Юра умер. ​​ Поразительно! Он совсем не производил впечатление слабого или больного человека.​​ 

​​ 

ЗАВУЧ ​​ Елена Александровна ​​ Алексеева

 

Елена Александровна ​​ никогда ​​ нам не преподавала, но была чем-то вроде доброго ангела школы. Вот возьмет – да и приятно мелькнет. Она казалась самим воплощением корректности: спокойная, выдержанная, рассудительная, она была воплощением настоящей женщины в отличие от тех, что порой пьяными валялись в траве.

В других классах о ней говорили совсем иначе, но я вот возьму, да и не поверю чужим словам.

 

Учитель ​​ ИСТОРИИ Нина Степановна Кузнецова

 

Здесь я решусь и сказать самое важное про мой город. Я это рассказываю здесь как раз потому, что на занятиях в школе этого сказано не было!! Что ж удивительного, что все так и говорили:​​ «Пьяная Луга».

Что говорится в Википедии?​​ 

 

Лу́га (фин. Laukaa, Лаукаа; иногда тоже Ylä-Laukaa, Юля-Лаукаа) — город (с 1777 года) в России, административный центр Лужского городского поселения и Лужского муниципального района Ленинградской области, город воинской славы России (с мая 2008 года).​​ 

 

Я не выписываю из Википедии всю статью, но горячо прошу читателей в нее заглянуть: чтобы понять, насколько глубоко мой город связан с российской историей. ​​ Так трудно было это рассказать на уроках истории?!

 

Мы жили в Тигельном дворе. Вот справка:

Тигель - ​​ от немецкого слова​​ «Tiegel горшок».  ​​​​ Это ёмкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов. Тигли — это неотъемлемая часть металлургического и лабораторного оборудования при литье различных металлов, сплавов, и пр. Отличительной особенностью тиглей является применение для их конструкции огнеупорных материалов и высокоустойчивых к различным воздействиям металлов и сплавов. Тигель имеет обычно коническую (усечённый конус) или цилиндрическую форму. Разновидностью тиглей являются также плавильные чашки, плавильные лодочки.​​ 

Вот что еще в словаре:

Tile​​ 

Old English tigele, from Latin tegula, from an Indo-European root meaning ‘cover’

 

Ничего из​​ этого сказано не было!! ​​ А ведь Тигельный завод – это градообразующее предприятие Луги!!

 

Про наше вторжение в Чехословакию она сказала:​​ «Вошла армия советских политработников». ​​ Я не очень поверил.

Она, как и Киндюк, рассказывала ​​ «от»​​ и​​ «до», ​​ - и мне было скучно, хоть я не пропускал ​​ ее уроков. ​​ 

С пониманием социальной жизни у меня были особенно большие проблемы – и Нина Степановна ничему меня не научила.

На экзамене она справедливо поставила мне​​ «тройку», потому что я сказал, что численность компартии больше численности профсоюзов.  ​​​​ 

Она вообще давала понять, что считает меня распущенным, если не хулиганистым парнем – и я бы даже сейчас не решился с ней спорить.

 

Нина Степановна была типична.​​ 

Вот посмотрит строгим взором – и что мне делать: застрелиться?

Мне казалось лицемерием говорить хорошо о жизни: ​​ моя жизнь была ужасной.

Занятия историей были особенно скучны не мне одному, - и разве ложь способна кого-то надолго объединить?

Потому и не сложились отношения в классе, что царила ложь.​​ 

 

Да, иные учителя мне неприятны, как преподаватели, а на их человеческие качества я не покушаюсь: наверно, в обычной жизни они были хорошими.​​ 

Тут уж не шло и речи о том, чтобы я увлекся: нет, мне просто было скучно, ​​ особенно когда дело касалось жалкого вранья о современности.

 

От детства у меня осталось твердое убеждение, что люди более всего боятся фактов, а выше всего ставят свои слабости.

А что же государство?  ​​​​ Я решил, что его задача - позволить им лелеять эти свои слабости, купаться в них.​​ 

Вольно или нет, но и учителя включались в советскую идеологическую гонку: и они учили всему, кроме реальной информации, реальных знаний о мире. Из нас выращивали идиотов, и нам же при этом объясняли, как это хорошо.

 

Ничего хорошего! В реальной жизни мы получали по морде, потому что ее не знали.

Историчка ​​ ничего не объясняла из происходящего вокруг: она только добавляла тумана в и без того глупую ​​ мою башку.

 

Что еще меня ужасает в той советской школе, так это полное нежелание хоть как-то нас цивилизовать, привить любовь к искусству.

Я с огромной благодарностью вспоминаю старичка-историка, что превращал уроки в фейерверк мыслей. Он казался немножко не от мира сего: говорил без нарочитой самоуверенности, неловко подтягивал штаны, словно забыв надеть ремень, - но он рассказывал о том, чего я не знал.

Как жаль, что он скоро исчез: ​​ он буквально очаровал меня неформальностью рассказа. Как он рассказал о первой мировой войне! ​​ До сих пор вспоминаю.

 

Нина Степановна говорила то же, что ​​ и радио - и это было скучно, обидно, противно, потому что не просто не совпадало с реальной жизнью, но противостояло ей.

 

Учитель ​​ ГЕОГРАФИИ ​​ Галина Павловна Зайцева.

 

Я у нее учился откровенно плохо – и мне приятно, что она была со мной подчеркнуто корректна.

Как и со всеми.

Хотя почему​​ «плохо»? ​​ На ​​ «четверки»​​ выруливал.

Вообще-то милая, эта географичка любила напускать на себя серьезности – и очень мне нравилась в таком состоянии.

Как-то ​​ она строго сказала​​ всему классу:

- Не занимайтесь онанизмом: детей не будет!

Я аж подпрыгнул от удивления: о таком можно говорить в школе!!  ​​​​ Я ведь уже привык к тому, что в школе от нас прятали реальную жизнь.

​​ 

Но за все годы учебы в школе о сексе была сказана только эта одна-единственная фраза.

 

Кстати, припомню и такую историю. ​​ Был в школе и лектор! Рассказывал о чем-то умном - и о Германии. Мы с​​ Толей​​ Ефимовым подошли к нему после лекции и весьма многозначительно спросили о проституции.

Он весомо ответил:​​ 

- Знаете, ребята, она есть, но она спрятана под большими деньгами.

Меня так поразила серьезность ответа, что до сих пор вспоминаю с благодарностью.

 

Девочки нашего класса мне не нравились, но были и увлечения, никак не реализовавшиеся: общих вечеров танцев не было. Были школьные КВН - тоже вне класса.

Да, моя школа дала только немножко знаний, но ни в чем меня не увлекла.​​ 

 

Да, такой была наша школа.

Я все же решусь сказать, что в 1970 году покидал и школу, и Лугу с искренним чувством ужаса: я боялся там остаться, я боялся ненависти брата и непонимания мамы.

Но не только этого!

Как-то в 10-ом классе нас привезли на станцию Толмачево и привели на химическое производство. ​​ Ясно дали понять, что ждут нас уже в качестве рабочих, - но при этом они не поняли, как ​​ нас напугали:  ​​​​ мы увидели людей-призраков: они выходили, замотанные в странные белые одежды, они излучали ужас.​​ 

И сам воздух фабрики прямо обещал смерть!

 

В школе я впервые ощутил всю тяжесть, весь ужас одиночества. Поскольку школа была единственным социальным институтом, в котором я пребывал, то от школы я и ждал хоть какой-то правды, хоть какой-то ясности.

Ничего ​​ такого и близко не было: ​​ меня учили не понимать, от меня просто нагло скрывали информацию.

Да, я тогда не понимал это столь ясно, как сейчас, но чувствовал еще острее.

 

В школе мне особенно трудно было привыкнуть к самому себе: ведь со мной никто не говорил, никто не объяснял мне самого себя.

Мне часто было больно, но я никому не мог сказать об этой боли.

Три ипостаси этого мира: насилие, ​​ похоть, унижение – их я познал в школе.

В школе никогда не звучало слово​​ «свобода».  ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 

Все же школа не была тюрьмой! А многое мне и прощалось. Вообще не учил органическую химию и астрономию: так был подавлен смертью отца, - но меня просто пожалели.

Тогда ​​ нам лгали из идеологических соображений, а сейчас сама эпоха переполнена ложью. Зачем думать, если есть сериалы и шоу? Тогда скрывали информацию, а теперь ее столько, что ​​ человек не в состоянии ее понять.

 

Но что же мои одноклассники?

Они мне нравились.

Космачевского Сашу и Толю Ефимова я никогда не забывал.

А скольких еще!

 

Сейчас, оглядываясь на всю жизнь, я могу сказать откровенно и определенно, что школа учила плохо и мало.

Может показаться, что я слишком бескомпромиссно пишу о своем детстве, - но тут я прошу помнить, что ни на кого и ни на что ​​ обиды нет: я не верю, что мог бы как-то изменить мою жизнь. ​​ Я всегда чувствовал себя беспомощной шестеренкой сложных исторических процессов. ​​ Да и разве не лучше принять то, что есть?

Более того: та борьба, что переполняла мое детство, никуда не ушла: мое детство готовило меня к взрослой жизни.

Да здравствуют сложности жизни, ​​ да здравствует ее борьба! Нас создают наши проблемы; стоит помнить об этом.​​ 

Да, школа подготовила меня к жизни. Да, социальная жизнь - сумасшедший дом - и начинается он в школе.

 

Все мои учителя показывали, что их жизнь тяжела, что работать им было трудно, - и только Панова поднималась​​ над этой жалкой, угрюмой повседневностью. И тогда, слыша кругом обвинения​​ советской власти, я не верил им, потому что проклинали​​ власть​​ пьяницы! Моя жизнь была тяжела, потому что мой папа - пьяница, - так рано решил я. Поэтому я завидовал всем детям, у которых​​ «настоящие», непьющие отцы. Кого же мне было винить, кроме отца? Сейчас мое экономическое состояние весьма удовлетворительное, потому что я нормальный человек: ни наркотики, ни пьянка меня не привлекают.

 

26 февраля 2014 года

 

Воспоминания​​ «Школа романтическая»​​ и​​ «Школа реальная»​​ написаны для школьного сайта Николая Чигиря.