-39-

ДНЕВНИК ​​ КИНО

 

 

1989

 

 

Важное:

Хичкок пишет письмо Трюффо

Лев Владимирович Кулешо́в

Депардьё

Пастернак

 

Январь ​​ 

 

1  ​​ ​​ ​​​​ Lettre d'ALFRED HITCHCOCK à FRANCOIS TRUFFAUT

 

Cher François,

Merci beaucoup pour votre lettre manuscrite.

Vous m'y parlez de votre prochain film. Ce que j'aimerais savoir, c'est comment vous trouvez les sujets de vos films! Pour le moment, c'est en vain que j'essaie d'en trouver un.

Vous êtes maintenant, comme vous vous en rendez compte, un homme libre de faire tout ce qu'il veut. Quant à moi, je ne peux faire ce qu'on attend de moi, c'est-à-dire un thriller ou une histoire à suspense, et cela me donne du mal.

Il y a tant d'histoires qui paraissent ne traiter que de néo-nazis, de Palestiniens en lutte avec les Israéliens, etc.

Et, comme vous le voyez, aucun de ces sujets ne présente de conflit qui possède une dimension humaine.

Comment peut-on avoir un Arabe de comédie? Cela n'existe pas, pas plus qu'un Israélite amusant. Je prends ces deux exemples, car on me les a mis sur mon bureau pour que les étudie.

Je me dis parfois que la meilleure oeuvre comique ou dramatique pourrait se jouer ici, dans mon bureau, avec Peggy, Sue et Alpha. Le seul inconvénient, c'est qu'il faudrait en tuer une, ce que je regretterais profondément.

En tout cas, François, bonne chance pour votre prochain film.

Je vous prie de croire en mon meilleur souvenir.

Bien affectueusement,

Hitch

 

(Correspondance, François Truffaut, Ed. Hatier, 1988)

 

4 ​​ Французское посольство: «Жить свою жизнь» Годара. ​​ 

Фассбиндер сказал, что смотрел этот фильм ... 28 раз!

И на самом деле, ​​ хоть фильму за двадцать лет, он потрясает.

Годар говорит о любви, за которую пристреливают.

Карина. Она очень мила, более женщина, чем актриса, так что ей и нужен режиссер, который бы ее любил и любил страстно.

Так Годар доказал миру, что он способен на пылкую любовь.

Это мило дополняют сухоту прочих его фильмов.

 

10  ​​​​ Мозжухин в «Отце Сергии». Подарок ТВ.

 

12  ​​​​ Николсон в «Пролетая над гнездом кукушки».

 

13  ​​ ​​ ​​​​ ДР Кулешова

 

Лев Владимирович Кулешо́в (13 января 1899, Тамбов - 29 марта 1970, Москва) – основатель русской школы кино.

 

Лев Кулешов в 1917 году написал о монтаже: «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».

 

Кулешов открыл и доказал необходимость двух фундаментальных принципов монтажа – «эффект Кулешова» и «географический эксперимент Кулешова».

Эффект Кулешова -появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Описан Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях.

 

Годы спустя американский кинорежиссёр Хичкок скажет об «эффекте Кулешова»: «Это настоящее искусство создания идей».

Эффект Кулешова приобрёл мировую известность и наряду с «географическим» экспериментом Кулешова стал хрестоматийным объяснением двух главных функций монтажа в кино.

«Географический» эксперимент Кулешова - при правильной организации действия актёров в соседних кадрах, после монтажа, действия героев будут восприняты зрителем, как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве. Описан Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях.

В 1919 году Лев Владимирович Кулешов возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным.

 

15 ​​ Lillian Gish:

 

I heard one day that she ((Гарбо)) had lost her only sister, and I sent her flowers and a note. Garbo [later] came to thank me, but she could not speak English. Tears came to her eyes, but I could not speak Swedish so I put my arms around her and we both cried. I knew how I would feel if I had lost my darling sister and could not get to her from a strange, far land.

 

26  ​​​​ ДР: ​​ Patrick Dewaere

Патри́к Деве́р (Девэ́р, Деваэ́р, фр. Patrick Dewaere; настоящее имя Патри́к Жан-Мари́ Анри́ Бурдо́, фр. Patrick Jean-Marie Henri Bourdeaux; начал актёрскую карьеру под фамилией матери, Мадо Морен, как Патри́к Море́н, фр. Patrick Maurin; 26 января 1947, Сен-Бриё, Бретань - 16 июля 1982, Париж) - французский актёр, певец и композитор. Вместе со своим другом Жераром Депардьё считается кинозвездой молодого поколения 1970-х годов. Совершил самоубийство на 36-м году жизни

 

Gérard Depardieu

 

Lettres volées

1988

 

À Patrick Dewaere

Cher Patrick,

En ce moment, on n'arrête pas de nous bassiner avec l'anniversaire de mai 68. Vingt ans après. Après quoi ! Une émeute de jeunes vieux cons, voilà ce qu'on pensait tous les deux, des batailles de boules de neige…

Cette drôle de révolution aura au moins permis de changer les uniformes des flics, et à Bertrand Blier de tourner Les Valseuses ! Ce fut un véritable pavé lancé à la vitrine du cinéma français. Avec Miou-Miou, nous avions fait sauter les derniers tabous. Les Valseuses ! C'était notre bohème à nous, un temps que les moins de vingt ans ne peuvent pas connaître. Qu'est-ce qu'on a pu faire chier Bertrand sur ce coup. On ne dormait pas, on débarquait au petit matin sur le plateau avec des têtes de noceurs, de débauchés. On était heureux comme des cons, comme des enfants faisant l'école buissonnière. C'était la grande voyoucratie, un mélange d'inconscience et d'insouciance. On piquait la D.S. et en avant la corrida nocturne. C'étaient de drôles de nuits. On avait l'impression de travailler, d'étudier nos rôles, de répéter pour le lendemain. Ben voyons ! (…)

Comme Romy Schneider tu confondais ta vie et le métier d'acteur. Tu supportais mal les duretés de ce milieu. Tu étais sensible, sans défense, presque infirme devant le monde. Je te voyais venir avec toutes ces mythologies bidons autour du cinéma, de James Dean ; cela te plaisait, ce romantisme noir et buté. Tu la trouvais belle la mort, bien garce, offerte. Il fallait que tu exploses, que tu te désintègres. Tu « speedais » la vie. Tu allais à une autre vitesse, avec une autre tension. Ce n'est pas tellement que tu n'avais plus envie de vivre, mais tu souffrais trop, de vivre. Chaque jour, tu ressassais les mêmes merdes, les mêmes horreurs dans ton crâne. A la fin, forcément, tu deviens fou. Dans Série Noire, tu te précipitais contre le pare-brise de ta voiture. J'ai toujours mal en repensant à cette scène. J'ai l'impression d'un film testamentaire. Tu te débats, tu te cognes contre tous les murs. Il y avait l'agressivité désespérée, l'hystérie rebelle de Série Noire. Il y avait aussi la résignation accablée du Mauvais Fils. Ces deux films, c'est toi. (…)

Je te le dis maintenant sans gêne et sans en faire un drame, j'ai toujours senti la mort en toi. Pis, je pensais que tu nous quitterais encore plus vite. C'était une certitude terrible que je gardais pour moi. Je ne pouvais rien faire. J'étais le spectateur forcé de ce compte à rebours. Ton suicide fut une longue et douloureuse maladie. Quand j'ai su que c'était fini, je me suis dit : bah oui, quoi. Rien à dire. Je n'allais tout de même pas surjouer comme les mauvais acteurs. Et puis je te l'avoue, moi, bien en face, je m'en fous. Je ne veux pas rentrer là-dedans. Je suis une bête, ça m'est égal, la mort connais pas. Je suis la vie, la vie jusque dans sa monstruosité. Il ne faut jamais faire dans la culpabilité, se dire qu'on aurait dû, qu'on aurait pu. Que dalle. Il y avait un défaut de fabrication, un vice, quelque chose de fêlé en toi, Patrick. (…)

Malgré tout, malgré moi, je crois que cette lettre, c'était pour te parler de la disparition de mon chat. Il faut subitement que je te parle de lui. Quand il est mort, je me suis mis à chialer comme une pleureuse de tragédie. Je ne pouvais plus m'arrêter de pleurer. (…) J'avais toujours pensé à un chat en pensant à lui. Un chat est un chat. Quand j'ai pensé « Il est malade », j'ai pensé à un être. Ca m'a fait un mal terrible. (…) Je l'ai enterré dans mon jardin. Le matin, je le retrouvais avec sa tête sur ma poitrine. Dès que je sentais sa présence, j'étais en paix. J'avais ce chat à qui parler. C'est complètement con. On ne peut pas expliquer la complicité. (…)

Des moments de paix, d'abandon, nous en avons eus aussi ensemble, Patrick. Un vrai repos des guerriers. Avec toi, j'aurais aimé avoir une aventure. Te braque pas. Pas l'espèce de sodomie à la godille des Valseuses. Là, ils font ça par ennui, parce qu'ils en ont marre de déambuler. Les mecs se serrent à force de traîner ensemble. Ils s'enfilent parce qu'ils commencent à douter d'eux-mêmes. C'est le problème de la délinquance mal exprimée. On retrouve toute cette misère, toute cette frustration dans le courrier des lecteurs de Libération, dans les récits de taulards.

L'homosexualité, c'est sans doute beaucoup plus subtil que ce qu'on en dit. D'ailleurs, je ne sais pas ce que c'est, à quoi ça ressemble. Je sais seulement qu'il existe des moments. Ils peuvent se produire avec une femme, un homme, une bouteille de vin. Ce sont des états de grâce partagés.

Ils me font penser à une prise réussie au cinéma. Il y a toujours une part d'irrationnel dans une prise réussie. On travaille des heures, on passe son temps à refaire, à reprendre, à modifier, puis soudain c'est la bonne. On ne comprend pas pourquoi, mais c'est l'éclaircie, c'est la bonne. Je ne peux pas m'empêcher de penser, Patrick, que si tu n'étais pas parti, c'est peut-être toi que j'aurais embrassé dans Tenue de soirée.

 

Душераздирающе! Революция 1968 года – игра в снежки! «Я всегда чувствовал в тебе смерть».

 

Февраль ​​ 

 

4  ​​​​ Лив Ульман в «Страсти».

 

6  ​​ ​​​​ «Агирре, гнев божий» Герцога.

Первый раз вижу Клауса Кински в большой роли. ​​ Всё портит погоня режиссёра за «большой» идеей.

Не идею, а образ надо ставить во главу фильма.

Фильм ​​ постоянно «срывается» во фреску, всё застывает.

 

10 ДР Пастернака

 

БОРИС ПАСТЕРНАК

 

«ВАКХАНАЛИЯ»

 

Город. Зимнее небо.

Тьма. Пролёты ворот.

У Бориса и Глеба

Свет, и служба идёт.

Лбы молящихся, ризы

И старух шушуны

Свечек пламенем снизу

Слабо озарены.

А на улице вьюга

Всё смешала в одно,

И пробиться друг к другу

Никому не дано.

В завываньи бурана

Потонули: тюрьма,

Экскаваторы, краны,

Новостройки, дома,

Клочья репертуара

На афишном столбе

И деревья бульвара

В серебристой резьбе.

И великой эпохи

След на каждом шагу -

B толчее, в суматохе,

В метках шин на снегу,

B ломке взглядов, - симптомах

Вековых перемен, -

B наших добрых знакомых,

В тучах мачт и антенн,

На фасадах, в костюмах,

В простоте без прикрас,

B разговорах и думах,

Умиляющих нас.

И в значеньи двояком

Жизни, бедной на взгляд,

Но великой под знаком

Понесённых утрат.

 

-=

 

«Зимы», «зисы» и «татры»,

Сдвинув полосы фар,

Подъезжают к театру

И слепят тротуар.

Затерявшись в метели,

Перекупщики мест

Осаждают без цели

Театральный подъезд.

Все идут вереницей,

Как сквозь строй алебард,

Торопясь протесниться

На «Марию Стюарт».

Молодежь по записке

Добывает билет

И великой артистке

Шлёт горячий привет.

 

-=

 

За дверьми ещё драка,

А уж средь темноты

Вырастают из мрака

Декораций холсты.

Словно выбежав с танцев

И покинув их круг,

Королева шотландцев

Появляется вдруг.

Всё в ней жизнь, всё свобода,

И в груди колотьё,

И тюремные своды

Не сломили её.

Стрекозою такою

Родила её мать

Ранить сердце мужское,

Женской лаской пленять.

И за это быть, может,

Как огонь горяча,

Дочка голову сложит

Под рукой палача.

В юбке пепельно-сизой

Села с краю за стол.

Рампа яркая снизу

Льёт ей свет на подол.

Нипочём вертихвостке

Похождений угар,

И стихи, и подмостки,

И Париж, и Ронсар.

К смерти приговорённой,

Что ей пища и кров,

Рвы, форты, бастионы,

Пламя рефлекторов?

Но конец героини

До скончанья времён

Будет славой отныне

И молвой окружён.

 

-=

 

То же бешенство риска,

Та же радость и боль

Слили роль и артистку,

И артистку, и роль.

Словно буйство премьерши

Через столько веков

Помогает умершей

Убежать из оков.

 

Сколько надо отваги,

Чтоб играть на века,

Как играют овраги,

Как играет река,

 

Как играют алмазы,

Как играет вино,

Как играть без отказа

Иногда суждено,

Как игралось подростку

На народе простом

В белом платье в полоску

И с косою жгутом.

 

-=

 

И опять мы в метели,

А она всё метёт,

И в церковном приделе

Свет, и служба идёт.

Где-то зимнее небо,

Проходные дворы,

И окно ширпотреба

Под горой мишуры.

Где-то пир, где-то пьянка,

Именинный кутёж.

Мехом вверх, наизнанку

Свален ворох одёж.

Двери с лестницы в сени,

Смех и мнений обмен.

Три корзины сирени.

Ледяной цикламен.

По соседству в столовой

Зелень, горы икры,

В сервировке лиловой

Сёмга, сельди, сыры,

И хрустенье салфеток,

И приправ острота,

И вино всех расцветок,

И всех водок сорта.

И под говор стоустый

Люстра топит в лучах

Плечи, спины и бюсты

И серёжки в ушах.

И смертельней картечи

Эти линии рта,

Этих рук бессердечье,

Этих губ доброта.

 

-=

 

И на эти-то дива

Глядя, как маниак,

Кто-то пьёт молчаливо

До рассвета коньяк.

Уж над ним межеумки

Проливают слезу.

На шестнадцатой рюмке

Ни в одном он глазу.

За собою упрочив

Право зваться немым,

Он средь женщин находчив,

Средь мужчин нелюдим.

В третий раз разведенец

И, дожив до седин,

Жизнь своих современниц

Оправдал он один.

Дар подруг и товарок

Он пустил в оборот

И вернул им в подарок

Целый мир в свой черёд.

Но для первой же юбки

Он порвёт повода,

И какие поступки

Совершит он тогда!

 

-=

 

Средь гостей танцовщица

Помирает с тоски.

Он с ней рядом садится,

Это ведь двойники.

Эта тоже открыто

Может лечь на ура

Королевой без свиты

Под удар топора.

И свою королеву

Он на лестничный ход

От печей перегрева

Освежиться ведёт.

Хорошо хризантеме

Стыть на стуже в цвету.

Но назад уже время -

B духоту, в тесноту.

С табаком в чайных чашках

Весь в окурках буфет.

Стол в конфетных бумажках.

Наступает рассвет.

И своей балерине,

Перетянутой так,

Точно стан на пружине,

Он шнурует башмак.

Между ними особый

Распорядок с утра,

И теперь они оба

Точно брат и сестра.

Перед нею в гостиной

Не встаёт он с колен.

На дела их картины

Смотрят строго со стен.

Впрочем, что им, бесстыжим,

Жалость, совесть и страх

Пред живым чернокнижьем

B их горячих руках?

Море им по колено,

И в безумьи своём

Им дороже вселенной

Миг короткий вдвоём.

 

-=

 

Цветы ночные утром спят,

Не прошибает их поливка,

Хоть выкати на них ушат.

В ушах у них два-три обрывка

Того, что тридцать раз подряд

Пел телефонный аппарат.

Так спят цветы садовых гряд

В плену своих ночных фантазий.

Они не помнят безобразья,

Творившегося час назад.

Состав земли не знает грязи,

Всё очищает аромат,

Который льёт без всякой связи

Десяток роз в стеклянной вазе.

Прошло ночное торжество.

Забыты шутки и проделки.

На кухне вымыты тарелки.

Никто не помнит ничего.

1957

 

10 Анни Жирардо живьем во Французском Посольстве.

Выступила перед фильмом с её участием.

Она протискивалась по проходу к сцене и задела меня, сидевшего сбоку.

Конечно, знай я, что она идет сзади к сцене, я бы подвинулся.

Я даже было поморщился, пока не увидел, что это она.

Худенькая, слабенькая, а в тот вечер еще и едва живая от усталости.

Само воплощение хрупкости.

Сказала только несколько слов, чем всех разочаровала, но зато получилось очень прилично: совсем корректно и нисколько артистически.

Как артистка, она всегда меня убеждает, но не восхитила ни в одной роли.

Так что в моей душе почтение, а не любовь.

 

Ее выступление в посольстве ничего не добавило к моему пониманию её таланта. Как и многие советские артистки, она совершенно расплывается в сердечности, то есть её игра более убеждает в том, что она хороший человек, чем в том, что она хорошая актриса.

 

Я ведь невольно сравниваю её с ​​ Эдит Клеве, чудесно сыгравшей Клитемнестру. Идеи Штайна не прозвучали бы без её мощи.

 

Март

 

Апрель ​​ 

 

4  ​​​​ «Ностальгия» Тарковского.  ​​​​ 

 

5  ​​ ​​​​ Документальный фильм о Бергмане в рамках «Недели английского телевидения» на нашем ТВ.  ​​ ​​​​ 

Смотрим, затаив дыхание.

Каким доверчивым он предстает!

 

8  ​​ ​​​​ Моро в «Диалоге кармелиток».

Вот и попробуй ее разгляди!

Зато она прекрасно блюдет Целое фильма.

 

22  ​​​​ День Рождения Владимира Набокова.

Его диалог с Бедным.

 

"И есть уже на свете много лет

Тот равнодушный, медленный приказчик,

Который выдвинет заветный ящик и

Выдаст мне на родину билет"

 

На эти строки, написанные Набоковым в Берлине в 1927 году незамедлительно откликнулся Демьян Бедный, слова которого оказались пророческими:

 

​​ "Что ж, вы вольны в своем Берлине "фантазирен".

Но, чтоб разжать советские тиски,

Вам - и тебе, поэтик белый, Сирин! -

Придется ждать до гробовой доски!"

 

Фантазирен – fantasieren = фантазировать

 

Май ​​ 

 

20  ​​​​ Ингрид Тулин.

В «Шепотах» яснее рисунок роли, легче увидеть, как она работает.

Может, это из-за чеховской канвы всего фильма.  ​​​​ 

В «Белой стене» она подчеркнуто обыденна,

но как эта «обыденность» врезается в сознание.

Фильм видел в 78м, но чудится, вчера.

Моему тогдашнему сознанию этот фильм нужен как хлеб: меня «построили» именно такие фильмы.

Я смотрел этот фильм и ужасно волновался.

Речь-то шла ни о чем, но она прекрасно играла обычную жизнь.

Нравится, что она – без самоидеализации.

 

Вот в Карине чувствуется, что она высокого мнения о себе, что она себя позиционирует.

А Тулин так прячет игру, что самое простое переживание – блистает.

 

22  ​​ ​​ ​​​​ Брандауер в «Полковнике Редле».

Не мой артист, хоть и мастер.

Мощь простоты.

Жизнь, переполненная работой и любовью.

 

24  ​​​​ В США на экраны вышел фильм Бэтмен.

Человек-паук.

 

​​ 28  ​​ ​​ ​​​​ «Маленький солдат» Годара.

 

30  ​​​​ ПОПЫТКА ФИЛОСОФСКОГО ДНЕВНИКА

 

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин

18 [30] мая 1814[2], село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария.

Русский мыслитель и революционер из рода Бакуниных, один из теоретиков анархизма, народничества. Стоит у истоков социального анархизма. Некоторыми называется одним из основоположников национал-анархизма.

Родился в родовом тверском имении Прямухино в семье губернского предводителя дворянства Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны, урождённой Муравьёвой (1792-1864). Крещен 20 мая 1814 года в сельской Покровской церкви при восприемстве Михаила Александровича Полторацкого и бабушки Любови Петровны Бакуниной. Его мать приходилась троюродной сестрой декабристам Муравьёвым: Никите, Артамону, Сергею и Матвею. Она была на 24 года младше своего мужа. В молодости она слыла «модницей» и «светской львицей». Выйдя замуж, она жила душа в душу со своим мужем и слыла строгой, почти деспотичной матерью. Она сама, как и её муж, занималась воспитанием и обучением детей - обучала их словесности и музыке. Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было 11 детей. Наиболее известны три младших брата Михаила Бакунина: Павел Бакунин, Александр Бакунин и Алексей Бакунин.

 

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за дерзость, допущенную в отношении начальника училища - генерала И. О. Сухозанета. Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

 

Кружок Станкевича

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в литературный салон своей родственницы Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и не безоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским. В 1839-1840 годах знакомится с Герценом, Огарёвым.

 

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля. Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

 

Отъезд за границу

 

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме Авдотьи Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с современными сочинениями немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям с просьбой разрешить поездку в Берлин и просит дать на неё денег. Его отец дал своё согласие на эту поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место поединка в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

 

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbücher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbücher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

 

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу.

Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился. ​​ Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы.»

 

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

 

Павел Александрович Бакунин (1820-1900) - общественный деятель, писатель-философ. Брат Михаила Бакунина, Александра Бакунина и Алексея Бакунина

 

Июнь

 

7  ​​ ​​​​ ПОПЫТКА ФИЛОСОФСКОГО ДНЕВНИКА

 

ДР Чичерина

 

Бори́с Никола́евич Чиче́рин.

26 мая [7 июня] 1828, Тамбов - 3 [16] февраля 1904, Москва.

Русский правовед, один из основоположников конституционного права России, философ, историк, публицист и педагог. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Почётный член Московского университета (1900). Гегельянец. Разработал первую модель атома, в которой атом представляется сложной структурой с составным положительно заряженным ядром и составленными из отрицательных элементов оболочек. Почётный член Русского физико-химического общества (по рекомендации Менделеева). Член Физического отделения Общества любителей естествознания (по рекомендации Столетова).

Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина. Видный представитель российской школы государствоведения.

 

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода Чичериных; был старшим сыном - в исповедной ведомости Преображенского кафедрального собора Тамбова за 1843-1844 год семья была указана в следующем составе: поручик Николай Васильевич Чичерин 41 год, жена его Екатерина Борисовна 35 лет. Дети их: Борис 15 лет, Василий 13 лет, Владимир 12 лет, Аркадий 11 лет, Андрей 9 лет, Сергей 7 лет, Пётр 5 лет, Александра 4 года. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул, приобретённом в 1837 году. Получил домашнее образование.

 

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Императорского Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х - начале 1850-х годов познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета жил в родовом селе.

 

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

 

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-1861 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. Осенью 1858 года в Лондоне встречался с Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора.

 

Вспоминая о встрече с Чичериным, Герцен писал:

Чичерин подходил не просто, не юно, у него были камни за пазухой; свет его глаз был холоден, в тембре голоса был вызов и странная отталкивающая самоуверенность. С первых слов я понял, что это не противник, а враг; но подавил физиологический окрик, и мы разговорились… Он был почитатель Французского демократического строя и имел нелюбовь к Английской, не приведённой в порядок, свободе. Он в императорстве видел воспитание народа, и проповедовал сильное государство и ничтожность лица перед ним… Он был гуверменталист, считал правительства гораздо выше обществ и его стремлений, и принимал императрицу Екатерину II почти за идеал того, что надобно России.

Чичерин был приглашён в учителя к наследнику при Александре II: с 1863 года до смерти цесаревича Николая Александровича в 1865 году преподавал ему государственное право. Во время путешествия в свите наследника престола в 1865 году, в Риме он познакомился с Алексеем Васильевичем Капнистом и его старшей дочерью Александрой, спустя 6 лет, 25 апреля 1871 года, ставшей его женой: венчание состоялось в церкви мученицы Татьяны Московского университета.

 

С июня 1861 года Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права, с 1865 года - ординарный профессор. В своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 году и переиздана в 1899 году) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». Однако после своего пребывания в Париже Чичерин писал о том, что Россия для своего дальнейшего политического развития не должна полностью закрываться от европейского опыта. Он хотел продолжать жить на родине и работать на благо неё, критикуя эмиграцию, однако не исключал пользу от усвоения западного опыта.

 

В период его преподавания в Московском университете между студентами активно велось обсуждение социалистических и иных радикальных идей. Чичерин в своих «Воспоминаниях» писал, что студенты предпочитали лекциям чтение книг западных мыслителей. Первоначально его консервативно-либеральная позиция вызвала неприятие со стороны учеников, однако последовательное изложение Чичериным своих взглядов убедило студентов в том, что он не являлся простым консерватором и был вовсе не против реформ.

 

В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения и поселился в родовом имении Караул, работал в тамбовском земстве. В конце 1871 года был избран в совет директоров Тамбово-Саратовской железной дороги; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им были написаны и изданы в Москве: «История политических учений» (ч. 1-2, 1869-1872), «Наука и религия» (1879), «Мистицизм в науке» (1880).

 

В Москве бывал наездами. В начале 1882 года был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признаёт необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума избрала Б. Н. Чичерина почётным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

 

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888-1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годов.

 

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» - он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II - Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

 

В период обучения Чичерина в Московском университете он попал под влияние знаменитого в то время историка-западника Грановского. Он внёс большой вклад в формирование политических воззрений ученика. В период революций 1848 года Чичерин поддерживал движение народных масс, в особенности во Франции. Однако результаты революций заставили его пересмотреть свои взгляды. Борис Николаевич пришёл к выводу, что полноценное изменение политического строя возможно только эволюционным путём, а акты отдельных субъектов исторического процесса лишь дестабилизирует систему. Однако даже после неудачи отгремевших революций Чичерин сохранил убеждённость в неизбежности прихода Европы к демократии, однако последняя, по его мнению, в дальнейшем также должна была смениться новым строем. Постепенно он отошёл и от идей социализма, считая их либо демагогией, либо попыткой манипулировать недовольными массами. Это вылилось и в прямую критику Чичериным Герцена в его совместной с Кавелиным статье «Письма к издателю». Там вновь утверждается идея приоритета решения насущных проблем России над пространными и «мечтательными» проектами Герцена. Авторы указывают на то, что его идея общинного социализма иллюзорна, так как в действительности русский крестьянин не готов к подобному способу жизни. Критиковали они Герцена и за его симпатии к революционному способу изменения хода истории. Полный разрыв с Герценом произошёл после их встречи в Лондоне в 1858 году. После этого в журнале «Колокол» был напечатан «Обвинительный акт» Чичерина, в котором он в резкой форме отозвался о Герцене. Он вновь критиковал его за симпатии к революционному способу изменения государственного строя, а кроме того, за его реальную бездеятельность. Сам же Чичерин полагал, что его стратегия - это работать на благо России, проводя постепенные изменения изнутри.

 

Идеологию Чичерина можно классифицировать как консервативный или охранительный либерализм. Он не был против отмены крепостного права, однако указывал, что она существенно повлияла на положение русского дворянства. Борис Николаевич признавал, что в европейских странах опорой власти должен быть и служит средний класс, обладающий определённым уровнем образованности. Однако в России, в эпоху столь существенных изменений, необходимо сохранение сильной самодержавной власти, опорой которой должно в данный момент оставаться дворянство. При этом, Чичерин также говорил о том, что в дворян нужно производить лиц, исходя из определённого имущественного ценза.

 

Чичерин - представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации «История областных учреждений Московского государства XVII века» и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции», обе - 1858) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х - начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

 

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

 

Общество Чичерин рассматривал как совокупность самостоятельных и полноценных личностей. Для него личность представлялась выше, первичные общности, из чего и вытекала незыблемость её прав. Кроме того, из этого следовало ещё и то, что жизнь общества детерминирована не абстрактными законами, а свободными волевыми действиями каждого субъекта как имеющего доступ к Абсолюту, развёртывающемуся в каждом человеке благодаря наличию у него души. С другой стороны, полноценная самореализация человека возможно только в рамках общества.

 

Философия, логика, религия

Чичерин является автором книги «Наука и религия», где последняя подвергается философскому анализу, его также можно считать одним из основоположников философии религии в России. Автор осуждает сложившееся в обществе второй половины XIX века отношение к религии, в рамках которого религия и наука противопоставляются. Чичерин показывает, что религия сочетает в себе в том числе и рациональную составляющую, которая выражается в виде конкретных догм, которые с развитием человеческого разума также претерпевают определённые изменения. Он также раскрывает сущность подхода, с помощью которого философ должен изучать религию. Она, по его мнению, не может быть инструментом, источником познания, к ней нужно подходить с рациональными инструментами, однако в процессе познания религии не следует и подчёркивать отрицательное отношение к ней (что было популярно в тот период), но проникаться её сущностью, понимать особенности религиозного мировоззрения и действовать с опорой на них.

 

Чичерин считал логику основной наукой, которая выводит законы для всех остальных наук. Он пытался создать новую логику, которая основывалась бы на четырёх началах: соединение и разделение, единое и многое. По его мнению, законы логики возникают не в процессе наблюдения, а создаются непосредственно разумом. Он утверждал, что законы можно вывести a posteriori, а также a priori «из понятия о разуме, как деятельной силе, как оно определялось в учении о способностях. Последний вывод есть чисто-рациональный, он должен быть положен в основание; первый служит подтверждением». Сами же формально-логические законы Чичерин трактует в духе традиционной логики, допуская при этом и метафизическое истолкование этих законов. Так, о законе тождества он говорит, что этот закон "выражает не просто повторение, или чистое тождество с собою, но тождество в различии". Сам он, в то же время, переоценивал роль законов формальной логики говоря, например, что "на законе противоречия основано сообщение движения в пространстве. Оно возникает из того начала, что две разные вещи не могут быть одновременно в одном и том же месте". Утверждая, что "истинно то, что соответствует действительности", Чичерин всё-таки признаёт, что дух есть "движущее начало развития". В своём основном труде по логике, "Основание логики и метафизики", он открыто признаёт, что "разум, как мерило, даёт только отвлечённо логические определения; одна религия даёт полноту истины и бытия".

 

Размышляя о природе религии, Чичерин говорит об изначально абстрактном характере религиозного чувства. Человек испытывает потребность в приобщении к чему-то высокодуховному, Абсолюту, который именно в его разуме приобретает конкретный образ. В разуме происходит и формирование атрибутов религии как специфической сферы человеческой деятельности (догм, сюжетов, культа и др.).

Так как религия сочетает в себе чувство и рациональность, именно с помощью философии как особого вида духовной деятельности человека можно познать рациональную часть религии. Чичерин, желая выяснить пределы возможностей разума в вопросах религии, пытается построить с помощью рациональных, логичных умозаключений религиозную систему, прибегает к философской теологии. Ему удаётся доказать с помощью «умозрения» многие религиозные категории, дать философские определения религиозным понятиям. При этом ставится вопрос о соотношении философии и религии. В противоположность Гегелю, Чичерин убеждён, что последняя превосходит философию, так как откровение отличается конкретикой, что совершеннее абстракции. Но религия, предполагающая религиозное чувство, подвержена субъективизму. Следуя гегелевскому представлению о развитии истории, Чичерин делает вывод о том, что в настоящее время (в то время, когда он жил) перед религией стоит задача доказать свою значимость через противостояние нападкам со стороны её противников. Именно это побуждает религиозную мысль развиваться, находя новые основания для соперничества с оппонентами.

 

В своей книге Чичерин отстаивает значимость не только религии, но и философии, критикуя сторонников практической науки за отказ от этих сфер духовной жизни как «пустых» и «бесполезных». Он полагает, что такая область научного знания как история философии есть не что иное как история развития человеческого разума.

 

Теория познания

Чичерин полагал, что познание можно характеризовать как процесс отражения в сознании человека образов объективных явлений. Он выделял два способа познания: реализм и рационализм. В первом случае философ предполагал движение от частного к общему, во втором - напротив, от общего к частному. Однако в философии должно произойти смешение двух этих путей познания, потому что лишь их сочетание может построить полную картину явлений мира. Кроме того, существуют две необходимые категории, без которых познание невозможно - это время и пространство. Первое позволяет рассматривать события в их правильной последовательности и протяжённости. Пространство же понимается Чичериным как некая бесконечная и неделимая среда, в которой заключены все объекты и происходят все явления. Кроме того, пространство заполняется материей, из которой состоят не только материальные объекты, но и всё пространство в целом. Она, однако же, может быть постигнута только умственно, не эмпирически.

 

Политология

Борис Николаевич Чичерин считается основателем российской политологии - науки об управлении государством и политическими процессами. Он впервые в России задумался о том, что политический деятель должен быть профессионально обучен, а для этого необходимо и появление соответствующей науки. Политология, по мнению учёного, зиждется на изучении исторического опыта, общества, истории философии и правовых основ государства. Чичерин писал и о специфике методологии данной науки. Она, как и другие социальные науки, занимается изучением главным образом действий конкретных субъектов и групп людей, которые, хотя и действуют согласно некоторым закономерностям, в общем имеют свободу воли и совершают субъективный выбор, а потому и сама эта наука не может оперировать абсолютными данными и аксиомами.

 

В рамках развития разработанной им же науки, Чичерин определил несколько первооснов, необходимых для управления государством. По его мнению, политик, участвующий в управлении государством, необходимо должен опираться на исторический опыт данной страны. Кроме того, важнейшим аспектом политической деятельности является право. Государство одновременно даёт гражданину поле свободы благодаря закону и при этом само является источником этого закона. Именно он и является главным связующим элементом между человеком и государством.

 

Значительные изменения в политическом строе страны пробудили у Чичерина интерес к явлению политических партий, партогенезу. Он полагал, что существование неких политических объединений, члены которых имеют схожие политические взгляды и требования, и призванных защищать те или иные интересы, является неотъемлемым элементом политической системы. Кроме того, появление в стране политических партий свидетельствует о её высокоразвитости. Именно Чичерин впервые в России начал говорить об этом политическом институте. Разделяя политические партии на виды, Борис Николаевич выделил охранительные (реакционные, консервативные) партии, либеральные (прогрессивные) и революционные. При этом явное предпочтение он отдавал первым. По его мнению, лишь охранительные партии, состоящие по большей части из представителей высших слоёв, стремятся сохранить необходимые институты прежней государственности. Либеральные же партии действуют на основе отрицания прежних институтов, но не склонны к радикальным мерам, подобно революционным. Кроме того, либеральные партии менее склонны к практической деятельности и занимаются больше теорией.

 

Размышляя об основных направлениях политической мысли - консерватизме и либерализме, - Чичерин пришёл к выводу, что только их сочетание даёт плодотворный и наилучший результат (в этом проявилась приверженность философа диалектической модели исторического развития). В его трактовке, консерватизм выступает в первую очередь не за сохранение абсолютно всех традиционных институтов, а за порядок, который возможен при сохранении таких институтов как армия, церковь, сильная государственная власть. В то же время, государство не может существовать без прогрессивных изменений, которыми его может обеспечить либерализм, который, кроме того, провозглашает свободу личности и верховенство её прав. При этом классический либерализм доказал, по мнению Чичерина, свою несостоятельность, так как он преуменьшает роль государственных институтов.

 

Размышляя об устройстве общества, Чичерин выделил четыре его основных института - семью, церковь, гражданское общество и государство. Каждый из них по-разному позволяет личности раскрыться во взаимодействии с другими. Первичным союзом для личности является семья, в которой она органически связана с другими личностями и реализует свою свободу. По мере взросления растёт субъективная сила личности, и она постепенно создаёт вокруг себя определённое пространство, где осуществляет свою свободную деятельность, подчиняясь определённым внешним и внутренним ограничителям. Встраивание человека в систему общественных отношений происходит благодаря морали и праву. Первая реализуется через ещё один важнейший институт - церковь, второе исходит из законов. Именно на основании законности человек вступает в отношения с другими личностями: формируется гражданское общество. Связующим элементом всех этих институтов является государство. Главным его признаком, по мнению Чичерина, является обладание верховной политической властью. Государство, способное обеспечить максимальную свободу личности - это правовое государство. Именно в нём, на основании верховенства закона, одновременно охраняется свобода граждан и ограничивается произвол власти по отношению к ним. Чичерин отводил власти важнейшую роль. Она воспроизводится в разной степени во всех четырёх институтах общества с разной силой. Наиболее полным её воплощением является сильное правовое государство, которое имеет право на легитимное насилие с целью обеспечения законности.

 

Модель атома Чичерина

Модель атома была разработана Чичериным на основе анализа экспериментальных данных о плотностях элементов и их распределении в периодической системе элементов. Исследуя уменьшение удельного объема атомов щелочных металлов, Чичерин пришёл к выводу о неоднородности распределения вещества в атомах и впервые сделал вывод о существовании ядра атома. Чичерин предположил существование оболочек атомов и обосновывал то, что эти оболочки заряжены отрицательно, в то время как ядро атома носит положительный электрический заряд. Эти выводы он сделал на основе анализа двух форм коронного разряда, при котором металлическое острие подсоединялось либо к катоду, либо к аноду электрофорной машины. С помощью своей модели Чичерину удалось численно описать плотности всех известных в то время химических элементов. Во время её создания ещё не были открыты (или предположены) ни электрон, ни протон. Работы Чичерина, публиковавшиеся с 1887 по 1892 год в Журнале Русского физико-химического общества, были представлены 4 февраля 1888 года на заседании этого общества Менделеевым (эти работы были собраны и изданы отдельной книгой в 1911 году).

Тексты

 

Областные учреждения России в XVII веке. - М., 1856. - 594 с.

 

Опыты по истории русского права: Сб. статей. - М., 1858. - 389 с.

 

Очерки Англии и Франции. - М., 1858

 

Несколько современных вопросов: Сб. статей. - М., 1862. - 265 с.

 

О народном представительстве. - М., 1866. - 553 с.

 

История политических учений.

Ч. 1: Древность и средние века. - М., 1869.

Ч. 2: Новое время. - М., 1872.

Ч. 3: Новое время. - М., 1874.

Ч. 4: XIX век. - М., 1877.

Ч. 5: [XIX век]. - М., 1902.

 

Конституционный вопрос в России. - СПб., 1906. - 84 с. (Рукопись 1878 года).

Герье В. И., Чичерин Б. Н. Русский дилетантизм и общинное землевладение: Разбор книги князя А.

 

Васильчикова «Землевладение и земледелие». - М., 1878. - 250 с.

 

Наука и религия. (1879)

 

Положительная философия и единство науки. (1892)

 

Основания логики и метафизики.(1894)

 

Курс государственной науки. В 3 томах (1894, 1896, 1898)

 

Мистицизм в науке. - М., 1880.

 

Собственность и государство.

Часть 1. - М., 1882. - 468 с.

Часть 2. - М., 1883. - 457 с.

 

Политические мыслители древнего и нового мира. Вып. 2. - М., 1897

 

Философия права. - М., 1900.

 

Россия накануне двадцатого столетия. - Берлин, 1900

 

Польский и еврейский вопросы. Изд. 2-е. - Берлин, 1901

 

Очерки философии права. (1901)

 

Вопросы политики. (1903)

 

Вопросы философии. - М., 1904.

 

Система химических элементов. - М., 1911.

 

Политические мыслители древнего и нового мира. Аристотель. - Прага, 1922.

 

О началах этики. Оправдание добра, нравственная философия Вл. Соловьева. - Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Философские науки. - 1989. - № 9.

 

Мемуары

Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина / с предисл. В. И. Невского. Т. 1-4. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1929-1934.

Воспоминания. - М.: Изд. МГУ, 1991.

Воспоминания: [в 2 т.]. - М.: Изд. им. Сабашниковых, 2010.

Воспоминания. (Московский университет.) - М.: Правда, 1990.

 

10  ​​​​ А тридцать лет назад был закрытый показ парижского Дома Christian Dior для советской элиты в посольстве Франции.

 

10 июня 1959 года рейсом французских авиалиний в Москву прилетел Christian Dior. 12 манекенщиц модного дома, который к тому времени возглавлял "наследник" месье Диора Ив Сен-Лоран, спустились по трапу самолета, и шоу началось.

​​ Все началось с четырехдневного показа мод в ДК "Крылья Советов", фасад которого был украшен соответствующей афишей, и который на эти дни окрестили "святилищем соблазнов".

Ну а после 4-дневного марафона на подиуме, который смогли посмотреть 11 тысяч советских граждан, произошел тот памятный "выход в люди". Модели в элегантных платьях, шляпках, перчатках, в туфельках с заостренными носикам и обязательно на каблуках, отправились  ​​​​ на историческую прогулку по Москве, которую снял фотограф Ховард Сочарек (Howard SOCHURECK)» Он же сфотографировал менее известный закрытый показ мод, проходивший в Французском посольстве.

 

20  ​​​​ «Монпарнас, 19».

Не кино.

 

Июль

 

5  ​​​​ «В США на экраны вышел ситком Сайнфелд».

Ситком – сериальчик на потребу.

«Ситуационная комедия или ситком (англ. situation comedy, sitcom) - разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Ситком появился ​​ на радио в США в 1920-х годах.

К ​​ 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.

Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат - как правило, 30 минут, включая титры и рекламу (если она есть).

Первые ситкомы, как правило, снимались в студии, перед публикой, поэтому для них характерен закадровый смех».

Увы, это наше будущее.

7 Открытие XVI Московского кинофестиваля.

 

World Press Photo. Первая интересная выставка фотографии.

 

10 ​​ ДР Пруста

 

Marcel Proust

 

À l'ombre des jeunes filles en fleurs

 

"Je n'étais pas situé en-dehors du Temps, mais soumis à ses lois, tout comme ces personnages de roman qui, à cause de cela, me jetaient dans une telle tristesse quand je lisais leur vie, à Combray, au fond de ma guérite d'osier. Théoriquement on sait que la terre tourne, mais en fait on ne s'en aperçoit pas, le sol sur lequel on marche semble ne pas bouger et on vit tranquille. Il en est ainsi du Temps dans la vie. "

 

28 ​​ ТВ: «Пепел и алмаз» Вайды.

Конечно, не «Пейзаж», ​​ но какой смысл!

Без скидки на историю «Пепел» очень холоден.

 

Август ​​ 

 

15  ​​​​ «Французский канкан» Ренуара. ​​ 

Жалкий лубок! ​​ 

20  ​​ ​​​​ Сон: снимаю фильм с Джейн Фонда.

Страшно серьезный, никакой эротики.

 

Сентябрь  ​​ ​​​​ 

 

1 ​​ Штрауб. Жених, артистка и сутенер. 1968.

 

4  ​​​​ «Новая волна» в Германии.

 

5  ​​​​ «Ваал» Шлендорфа.

 

7  ​​​​ Ранний Брехт.

 

8  ​​​​ Шигула и Фасбиндер.

 

10  ​​​​ «Смятение в раю» Любича.

 

12 ​​ Шлендорф ​​ снял по Юрсенар: «Выстрел из милосердия».

Так естественная эта грубость военных нравов.

Эта повесть вдохновляет писать о войне. ​​ 

14  ​​​​ «Германия осенью». Подлинное открытие немецкого кино. Пьяный и голый  ​​​​ Фасбиндер.

И что?

Это – от искусства, а не от жизни: нагота «художественно» оправдана.

Жизнь переполнена насилием – идея фильма.

Что может быть понятней?!

 

15  ​​ ​​​​ «Отчаяние» Фасбиндера.

Богарт чудесен, но не меньше удивляет стилистический вкус режиссера.

 

16  ​​ ​​​​ «Катцельмахер» Фасбиндера.

Этот фильм кажется слабым! Идея жалости не стала живой.

 

18  ​​​​ МК (Музей Кино):

 

«Великий диктатор» Чаплина. Самый слабый его фильм.

 

«Мой американский друг» Вендерса.

Каков Бруно Ганц! Вот это открытие.

 

Бунюэль в жизни. Его особенно много: его мыслей и образов.

Его фильмы разрывают реальность.

 

19  ​​ ​​​​ «Волшебная флейта»: Ингмар Бергман и Моцарт. ​​ 

Уэллес мелькнул в коротком фильме Пазолини.

 

«Куросава» Маркера.

Красят перед съемкой листья.

Что-то такое мелькало в прозе Антониони.

Я тут не мог не вспомнить нечто похожее из моей жизни: как надраивалась наша часть перед приездом генерала!

В воркутинской степи, выброшенные из мира, мы драили все, что можно, чтоб сиятельный дядя нас не изругал.

 

20  ​​ ​​​​ Посмотрел ​​ Hitchcock’а  ​​​​ Хичкока «Очарованный. Spellbound»: тут и Дали, и Фройд. ​​ Какой Михаил Чехов! ​​ 

 

23 ​​ ДР Роми

 

«Прохожая из Сан-Суси» (фр. La passante du Sans-Souci) - французская драма 1982 года режиссёра Жака Руффио по сценарию Жака Кирснера. В основу сюжета фильма положена одноимённая новелла Жозефа Кесселя. По просьбе актрисы Роми Шнайдер, сыгравшей в фильме сразу две роли - супруги главного героя Лины и его приёмной матери Эльзы, кинолента имеет посвящение «Давиду и его отцу». Речь идёт о трагически погибшем в 1981 году сыне актрисы и её бывшем муже, актёре Гарри Майене, покончившем жизнь самоубийством в 1979 году. Фильм, появившийся благодаря непосредственному участию Роми Шнайдер, стал последним для актрисы, которая умерла спустя несколько недель после его премьеры. Юный актёр Венделин Вернер, сыгравший Макса Баумштейна в детстве, впоследствии получил признание в качестве математика.

 

Фильм памяти красивой женщины.

 

23  ​​ ​​​​ Два года со дня смерти Фосса!

 

Роберт Луис Фосс, ​​ Боб Фосс, Bob Fosse.

Американский ​​ кинорежиссёр, хореограф, сценарист. Родился 23 июня 1927 года в Чикаго (Иллинойс).

С 13 лет выступал с собственными танцевальными номерами на эстраде. Во время войны гастролировал в музыкальном шоу по военным базам Тихого Океана.

 

В начале 1950-х молодой исполнитель переезжает в Голливуд мечтая стать вторым Фредом Астером. Он начинает сниматься в музыкальных фильмах «Give A Girl A Break», «The Affairs of Dobie Gillis», «Kiss Me, Kate» и других. Тогда же он впервые пробует себя как хореограф и постановщик. Эти опыты привлекли внимание продюсеров из Нью-Йорка.

 

В 1954 году Фосс осуществляет свою первую постановку мюзикла на Бродвее «The Pajama Game» («Игра в пижаме»). За ней следуют «Steam Heat», «Damn Yankees» и другие постановки, которые сделали Фосса звездой Бродвея и одним из самых востребованных постановщиков. Фосс разработал свой узнаваемый стиль и хореографическую манеру джазового танца, со своеобразной подчёркнутой сексуальностью.

 

C конца 1960-х начинается кинематографическая карьера Фосса. В 1969 году он ставит первый музыкальный фильм по мотивам своей постановки на Бродвее «Милая Чарити» («Sweet Charity»). В 1972 году он снимает получивший всемирную известность фильм «Кабаре» («Cabaret»). Другой значительной вехой в творчестве Фосса стала автобиографическая картина «Весь этот джаз» («All that Jazz»), которая была отмечена премией «Оскар» и Главным призом МКФ в Каннах.

 

Скончался ​​ 23 сентября 1987 года от инфаркта миокарда во время пребывания в Вашингтоне и подготовке постановки мюзикла «Милая Чарити».

 

1969 - «Милая Чарити» «Sweet Charity»

 

1972 - «Кабаре» «Cabaret»

 

1974 - «Ленни» «Lenny»

 

1979 - «Весь этот джаз» «Вся эта суета» «All That Jazz»

 

1983 - «Звезда «Плейбоя»» ​​ «Star 80»

Сценарист

1979 - «Весь этот джаз»/«Вся эта суета» «All That Jazz»

1983 - «Звезда "Плейбоя"» «Star 80»

 

Не так много фильмов, но все – шедевры.

 

Октябрь ​​ 

 

5  ​​ ​​​​ «Вечное возвращение» Кокто.

Словно б «вечно» возвращаюсь к этому фильму, хоть вижу его в первый раз. Хорошо стилизованный кошмар.

Зал Французского Посольства удивленно выпячивал бока, пока я смотрел этот фильм.

 

В моей «Деве Марии» я много думаю о Кокто, чьи фильмы и помогают замахиваться на такие сюжеты.

​​ 

7  ​​ ​​ ​​ ​​​​ Первые фильмы кинематографа в Музее Кино:

«Путешествие на север» Люмьера,

«Политый поливальщик» Мельеса,  ​​​​ 

Feuillade,

Deed,

Linder.

8  ​​​​ «Амок» ​​ Фассбиндера. ​​ 

 

9  ​​​​ «Бременская свобода» Фассбиндера.

Всесокрушающий лиризм.

 

10  ​​​​ Сильнейшее зрительское впечатление: «Безумный Пьеро» Годара. Я проваливаюсь в такой фильм, как в сладкую болезнь: все забудешь – и летишь в эту желанную бездну. Так хорошо! ​​ 

 

Ноябрь  ​​​​ 

 

10  ​​​​ В Музее Кино:

Сеннет,

Фатти,

Чаплин,

Китон,

Ллойд.

Первозданность движения: его видишь впервые, оно без лоска.

Кино повзрослело – и стало разменной монетой. ​​ 

 

12  ​​ ​​​​ Одзу. Поздняя весна. ​​ 

Подлинный лиризм. ​​ Не европейский, с раздутым восторгом, а вот такой ежедневный.

14  ​​ ​​ ​​​​ Книга ​​ «Трюффо о Трюффо». Москва, 1989.

Странно думать, что даже ​​ фильм «Две англичанки и «Континент» задуман рационально, что все образы сначала записываются на бумагу. ​​ 

 

15  ​​ ​​​​ «Паучий замок» Куросавы.

 

16  ​​​​ «Модерато кантабиле» Брука.

Чудесная Жанна Моро. Бельмондо блекнет в этом ровном сиянии.

«Лифт на эшафот» когда-то мне понравился, но тот фильм примитивен рядом с поэтикой Брука.

То, что происходит с ее персонажем, - тайна – и столь «жгучая» (Стефан Цвейг), что фильм оседает в душе.

Такой красоты я у Дюрас не вычитал, Брук раскрыл текст, сделал его огромным.

Кошмарная копия в Музее Кино, но уж хоть такая.

 

17 ​​ Бергман. «Волшебный фонарь». Хорошо.

 

18  ​​ ​​​​ Пересмотрел «Дилинджер мертв» - и не восхитился.

Теперь этот яркий ужас не впечатляет.

 

19  ​​ ​​​​ Бунюэль. Моё последнее дыхание. Москва, 1988.

Все-таки написано небрежно!

Он словно б избегает острых тем.

Но упаси боже думать, что он столь же небрежен в фильмах!

Хоть они часто – связки притч, их целостность поражает: эпизоды вспоминаются именно в предложенной им последовательности.

 

20 ​​ ДР  ​​​​ Гиппиус, Зинаиды Николаевны

 

Георгий Адамович:

«Электрические стихи», - говорил Бунин, и действительно, эти сухие, выжатые, выкрученные строчки как будто потрескивают и светятся синеватыми искрами. Однако душевная единственность автора обнаруживается в том, что стихотворение Гиппиус можно без подписи узнать среди тысячи других. Эти стихи трудно любить - и она знала это, - но их трудно и забыть. В статьях - хотя бы в тех, которые подписаны псевдонимом Антон Крайний, - по общему мнению, сложившемуся еще задолго до революции, будто бы сказывается ее необыкновенный ум. И в самом деле, она была необыкновенно умна. Но гораздо умнее в разговоре, с глазу на глаз, когда она становилась такой, какой должна была быть в действительности, без раз навсегда принятой позы, без высокомерия и заносчивости, без стремления всех учить чему-то такому, что будто бы только ей и Мережковскому известно, - в разговоре с глазу на глаз, когда она становилась человеком ко всему открытым, ни в чем, в сущности, не уверенным и с какой-то неутолимой жаждой, с непогрешимым слухом ко всему, что за неимением другого, более точного термина приходится назвать расплывчатым словом «музыка».

 

20  ​​ ​​ ​​​​ «Носферату» Мурнау. 1922.

Квинтэссенция немецкого духа?

 

21  ​​ ​​​​ Депардье. «Украденные письма».

Сейчас известный актер уже не может не написать о себе: слишком раскрытый мир, слишком соблазнительно писать, если тебя знают.

После Юрсенар этот язык кажется примитивным.

 

24  ​​​​ Ербье. Деньги. 1928. По Золя.

 

25  ​​​​ Арто и Бери. Французы восстанавливают свои шедевры.

 

27  ​​ ​​​​ «Тень сомнения» Хичкока. Параллельные сцены.

 

Декабрь ​​ 

 

5  ​​​​ «Спящий» Перека.

 

8  ​​ ​​​​ «Страсти Жанны» и «Вампир»  ​​​​ Дрейера.

«Страсти» восхитили еще в 1974.

Жанна не играет, а лишь изображает, но это так срежиссировано, что веришь, помнишь, любишь. ​​ 

 

27 ​​ ДР Депардьё. Ему 41.

 

Из «Украденных писем» актера:

 

Его дружеское письмо Дэверу

 

lettre d'amitié de Gérard Depardieu à Patrick Dewaere

 

«Des moments de paix, d'abandon, nous en avons eu aussi ensemble, Patrick. Un vrai repos des guerriers. Avec toi, j'aurais aimé avoir une aventure. Te braque pas. Pas l'espèce des Valseuses. Là, ils font ça par ennui... L'homosexualité, c'est sans doute beaucoup plus subtil que ce qu'on en dit. D'ailleurs, je ne sais pas ce que c'est, à quoi ça ressemble. Je sais seulement qu'il existe des moments. Ils peuvent se produire avec une femme, un homme... Ce sont des états de grâce partagés. Ils me font penser à une prise réussie au cinéma. Il y a toujours une part d'irrationnel dans une prise réussie... Je ne peux pas m'empêcher de penser, Patrick, que si tu n'étais pas parti, c'est peut-être toi que j'aurais embrassé dans Tenue de soirée. »

 

Gérard Depardieu « Lettres volées », Editions Jean-Claude Lattès, 1988, ISBN : 2709607433»»