МИЛЬОН ​​ ПРИЗНАНИЙ

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Признание Грете Гарбо.

 

Я люблю ваше имя: Грета Ловиса Густаффсон. На экране вы всегда в северном: пастельном, мягком, успокаивающем - освещении, вы как бы растворяетесь в нём, становитесь сказочной, недоступной. В блестящем платье вы превращаетесь в молнию, в оперении балетного похожи на лебяжий пух, снежную кипящую пену - и эти превращения заставляют говорить всё, что рядом с вами: вещи оживают, они откровенничают с вами о чём-то своём.

Меня побеждают тончайшие черты вашего лица, их льющееся обаяние. Во мне

сразу проснулось что-то родное и трогательное, когда опять увидел вас с каме-лиями, неловко прижатыми к платью, увидел точёные, поражающие ​​ хрупкос-тью плечи, спрятанную в улыбке мольбу.

Вы живёте для меня Маргаритой Готье, нежной, нестареющей - и уже я, а не

Арман Дюваль, несу на свидание замороженные каштаны, я тону в нежности

говорящих плеч - и голос, что плачет и молит, и приоткрытые тонкие ​​ губы

шепчут и доверяются только мне.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1974  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

 

Видишь ли, Марципан, я тебя люблю. Ты дрыхаешь на коврике, хитро кружком скрутился, голову накрыл лапкой, сопишь, как человек, - а сегодня опять чем-то объелся и домой залез через окно. Старый, поживший, а ​​ всё хулиган. Запомни, многоежка: тебе нельзя ​​ так много лопать. И что ты обнюхиваешь кусты, что ты трёшься о веточки - разве ​​ мало ​​ тебе ​​ чешу ​​ животик? Будь хорошим, Марципа, спи.

 

Я долго боялся мира взрослых. Помню, мы, дети, следили на болоте за солдатом и девицей. Большой юбкой она раскачивала ёлочки, он положил одну руку на её широкие, мужские плечи, а другой грозил нам кулаком, не оборачивась. Мы видели ​​ всё, что они ​​ делали ​​ там, во мху. Меня это разочаровало. Ничего интересного, решил я.

Подглядывание нас так сплотило, что мы постановили иметь свои деньги. Меня назначили кассиром, каждый сдавал по полтиннику в неделю - и уже через месяц ​​ мы ​​ купили ​​ подержанные ​​ боксёрские ​​ перчатки и тузили друг дружку в лесу. Я был идейным вдохновителем и разработал идею нашей организации так ​​ подробно, что ​​ мой ​​ брат завёл параллельно нашей тетради свою. На её обложке ​​ было ​​ написано: Совершенно ​​ секретно. Деятельность шайки. Под надписью Ганс Аденауер был нарисован череп со свастикой.

Я предложил изложить идею нашего сообщества в ​​ письменном ​​ виде, но ​​ поскольку мои ​​ друзья были двоечники и писать не хотели, наша деятельность ограничилась походами. В воскресное утро шли наугад в лес, пока не находили крохотное озеро, сдавленное кругом елей. Разводили костерок на песчаной кромке берега, прилаживали стоечки и кипятили молоко. Дождь упорно моросил с утра, ветви елей больше дымили, чем грели - и манная каша получалась невкусной.

Шайка распалась через полгода, и я снова остался один на один с миром

взрослых. Тогда-то я и задумался о девочках. Они мне часто нравились, но я не знал, что с ними делать. Делать то, что советовали парни, не тянуло, а своего подхода к этим особенным созданиям у меня не было. В пионерлагере после ​​ шестого класса мне понравилась умная, с невероятной косой девочка. Она казалась недосягаемо взрослой, хоть ей ​​ было ​​ только ​​ двенадцать, как и ​​ мне. Строгая, честная, настоящее чудо после девочек из нашего класса. Решился её пригласить на прощальном балу, но держался за неё осторожно, как за букет цветов.

Я видел женщин, много женщин, но даже не мог себе представить, как ​​ можно

их любить, в чём, собственно, это состоит. Во мне видели только ребёнка, и

потом, они так умно говорили обо всём, что мне неинтересно: о погоде, о ценах, о мужьях.

В восьмом классе у меня, наконец, появилась девочка. Теперь мы вместе воровали яблоки и цветы, подолгу откровенно говорили, но целоваться она уходила к десятикласснику. Я был только духовником, только с интересом

слушал, как ей хорошо целоваться с другим.

Да хотел ли я взрослеть на самом деле? Тогда я был уверен: и взрослым

останусь в той же жизни, где мама и книги. Я хотел остаться ребёнком, но

слишком близко был мир взрослых. Вот из окна высунулась женщина в одном

бюстгалтере, вот мужчина с разбитой, перевязанной красным бинтом головой

проходит у моего подъезда, вот пьяный лежит в кустах и храпит. А то в

самом центре ​​ города, за памятником Кирову, вижу в траве мужика, лежащего

на женщине. Он даже не смутился, увидев меня, деловито застегнул ширинку

и ушёл, а она выскользнула из травы и убежала, и лицо у неё было лошадиное. Городские танцы были на открытой площадке. Мы, пацаньё, забирались на

крышу над оркестром и сверху смотрели на взрослых. Те скучали под бьющую в уши музыку, скучно дрались - с пьяными, осоловевшими мордами. И это было уготовано мне с неизбежностью! Затаив слёзы, я со страхом чувствовал, что взрослею.

В десятом классе я был влюблён, но только сейчас уверен в этом. Она вела

КВН, а я был капитаном команды нашей школы. Она задавала каверзные ​​ воп-

росы, но в её устах они казались интимными - и за два часа на сцене я привык к её смешному носику и беспомощному выражению лица.

Я был влюблён ещё раньше! В шестом классе пошёл на фильм «Жизель». В зале

пять человек, а на экране много-много девчонок в белых, растопыренных

платьицах и носились они почему-то по кладбищу. Но вдруг выходит она, кого люблю, и почти раздетая, с голыми, сильными и ​​ красивыми ​​ ногами. Сзади

кто-то, не выдержав балета, плюёт в пол и, уходя, хлопает дверью, но я едва

дышу от радости - и всё не пойму, почему она так раздета и доверчива. Если он такой, мир взрослых, то я хочу быть взрослым!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Кто не растеряется,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ когда ночь южная обнимет?

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Прикосновенье нежных, хрупких пальцев,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ туман ласкающий, легчайший лунный иней

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ приподнимают сердце над землёй -

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ и открывается такая тишь и небыль,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ что кажется, что это не земля,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ а мягкое серебряное небо.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Тбилиси,1978

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ НА ​​ КАТКЕ

Как-то, чтоб познакомиться и влюбиться, я пошёл на каток. Мне всегда ​​ казалось, катаюсь неплохо, но уже в раздевалке устоять на ногах не мог, и на

лёд меня вывели под руки.

На льду, припорошённом самым светлым, самым лёгким снегом я совсем забеспокоился. Нет, я не то, чтобы падал, но я и не стоял.

Тут я ​​ действительно понравился какой-то пятилетней девочке с разбитым

носом. Её личико чернело от йода, она медленно бежала за мной, оставив

маму у входа на каток. Я хотел заговорить, повернулся к ней - и упал. В глазах потемнело, высыпали звёзды, и поднимался я с трудом. Она подъехала совсем близко и разглядывала, как я отряхиваюсь. Мы смотрели друг на ​​ друга и улыбались, но тут её позвала мама. Девочка мне подмигнула и побежала к маме, ​​ а я стал кататься дальше.

И так раскатался, что влюбиться забыл.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1981

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Из тумана выйдут горы,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Упадут на спящий город.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Деревце во мне растёт,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ И Кура стремглав течёт.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Тбилиси,1980

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ПРИЗНАНИЕ ​​ ЗИМНЕМУ ​​ РАССВЕТУ

 

Ты ласковый ​​ и тёплый, и такой тихий, что каждый звук держишь в серебряных ладонях: и мягкий хруст шагов, и кружение редкого снежка. Фонари, как

звёздочки, выглядывают из леса. Под фонарём круг снега продавливает асфальт, застывает строгим конусом - и ещё тяжелее темнота, сдавившая свет плотным кольцом.

Вот из глубины притихшего леса растёт белый, с ясными глазами свет. Фонари, эти догорающие, нежные ​​ свечи, прячутся ​​ за соснами и ласково мигают. И оживает снег! Его сразу много, он мягко прижался к иголочкам сосен, округлил выскользнувшие из темноты прямые остовы домов.

Снег ещё прозрачный, как оттаявшая голубизна, я только угадываю, что он

может быть ​​ белым, но вот распрямляются, расступаясь, сосны, небо лёгким

взмахом отрывается от светло-голубой земли в ворохе сладких снежинок - и длинные ​​ скатерти дорог разбегаются к горизонту, и в проснувшейся белизне весело запели коричневые калитки и разноцветные стены ​​ домов. Порыв ветра ​​ всё ​​ выбелил, белизна вспыхнула и закричала - и поплыли нити проводов и сучья сосен, и начался день.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ПРИЗНАНИЕ СНЕГУ ​​ 

 

Этот светлый ​​ снег такой, будто падал всегда. Он идёт и летом, только незаметно; я всё равно чувствую, как он садится на плечи. Оттого ​​ в ​​ летнем

раскалённом воздухе всегда много белизны.

А то снег притворится дождём - и думаешь: разве бывают дни без дождя? Что будет, если снег оставит нас?

Осенью капли снега ударяются о плечи, как камешки, мёртвый свод облаков

ложится на ​​ землю ​​ - и мне чудится, ты - из снега и дождя, будто до тебя

один шаг и встретиться нам до боли легко.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Гул самолёта, ​​ постояв, исчез,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ зашелестел, зашевелился лес.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Танцуют величавый полонез

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ вдоль берега растрёпанные сосны.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ В костре предлетней, маленькой луны

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ сгорает воздух, сучья, тени, сны.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Павловск 1976

 

Здесь, в театре, когда тёмный зал кажется ​​ доверчивым, откровенным ​​ собеседником, я наедине с тобой. Почему-то сейчас мне особенно ясно, как тебя

люблю. Обрывки впечатлений многих лет, собравшись в одну реку, хлынули ​​ в

меня - и ​​ мне ​​ очень ​​ легко, очень ​​ тепло. Встреча с тобой - всегда радость, всегда открытие самого себя.

В остром, обжигающем ​​ луче прожектора, на ​​ его пронизывающем острие, ты

вся как бы в огне - и я прикасаюсь к пламени, вхожу в него вместе с тобой, перевоплощаюсь в тебя. Мне так близка твоя тайна, будто я сам на сцене.

Ты очень ​​ земная: на лбу крупные капли пота, говоришь красивому, как картинка, партнёру о любви, а сама даже не хочешь его обнять. Твой голос живёт во мне, тысячи ниточек, тысячи мелочей связывают нас в одно. В этой близости забываются все другие чувства, у ​​ меня ​​ никого не остаётся, кроме тебя, - и потому так страшен конец спектакля, так страшно от тебя уйти.

Это не сон и не явь, а какое-то другое бытие, эта призрачная встреча живее самых настоящих, она успокаивает, она даёт силы. Я высоко над тобой, но ясно вижу каждую чёрточку скуластого, выразительного лица, твои пальцы так гибки, словно касаются меня.

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1980

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Весеннее меню влюблённого.

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Мокрая курица в дожде и в листьях,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ кислая капуста с рыжиками и рябчиками,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ свежий лёд с раками и ручейками,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ мягко взбитые мухи с перчиком и помидорами,

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ фигушки в масле.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1978

 

Приехал увидеть старый ​​ дом. Опять некрашеные заборы, а под ними трава; всё та же, с серебристым отливом. Яблоки выглядывают с земли, и у моего окна раскачиваются ветви моей сосны. Голые кусты пахнут сиренью, возле калитки устало пробежала собака. В воздухе много чистых тонов, и снежок (сегодня как раз Покров) светлый, украшающий землю.

Тигельный двор. Здесь я жил до переезда, в первом классе. У этого подъезда прежде был садик, где мы всё лето гоняли в футбол. Тут было три тополька вместо ворот, а в углу беседка с болельщиками. А здесь был длинный, метра на три, стол. Тут мужики ​​ долбили в домино, перекидывались в очко, ​​ буру и секу. Тут был сад и добрая традиция воровать из него белый ​​ налив. Под этим камнем я в четвёртом классе спрятал украденные у мамы десять рублей. Украл просто так, даже не знал, на что истратить, но мама очень плакала.

А здесь утром по росе бегал в школу. Как нежен свет! Портфельчик бьёт по ноге, свет, чудится, едва касается моих кудрявых ​​ волос, я осторожно раздвигаю руками радостный, неподвижный воздух. Солнечный свет догоняет сбоку, щекой чувствую, какой он ласковый и яркий.

Вот мой лес. Холодное, огромное солнце бьёт в лицо сквозь ели. Моя полянка с тремя соснами. Солнце за моей спиной, оно приблизилось и обняло меня. Иду ​​ на просветы. Если они яснеют, то холодает, кора сосен твёрже; если наливаются, спеют синевой, то теплеет.

Кладбище сразу за асфальтом, тихо. Ветер ​​ запутался в соснах и устал. С городской свалки поблизости пахнет тлеющей гнилью, осторожно дымит крематорий. Вот родные могилы. Дедушка и бабушка, над ними молодая сосна. Дедушка смотрит недоверчиво, а бабуля готова закрыть глаза и уснуть.

По глиняной тропинке вдоль оград протискиваюсь к своим. Фото старательно вымыто дождями, папа смотрит далеко за лес, а мама на дедушку. У обоих

одинаковые тени под подбородком, и это их сближает. Ветер обжигает лицо, бьёт по высокой траве, по цветам, радостно, как дети, выглядывающим ​​ из

оград. Пахнет мокрой ​​ землёй, яблоко на столике сверкает красноватой кожурой. Ветер бушует вверху, в вершинах сосен.

Шум растёт медленно, ветер не смеет приблизиться ко мне. По крутому, исхоженному обрыву спускаюсь в густой ельник. Стихает, лес расступается, но ​​ вот шёпот тяжёлых, высоких елей усиливается - и внизу вижу озеро. Стальная вода столь безмолвна, что оно кажется замёрзшим. Протяжно шелестит ​​ трава, осока уже не достаёт до взлетевших ветвей сосен. Шум поезда начинается с леса у горизонта. Шум вежливо обходит меня стороной, но вот взрывается ​​ над ​​ озером - и тревожно белеет вода. В усиливающемся ветре ясно слышу стук ​​ копыт. Кони! Это примчалась моя юность. Образ медленно разгорается: кони ​​ мчатся ​​ сквозь ​​ меня. В ​​ ритме расплывчатых образов что-то спасительное и ясное. Холод пятится за озеро, в уснувший лес, ветви сосен мягко раскачиваются - и озеро чудится летним, блестит ласково, призывно. Сейчас наплаваюсь, а потом изо всех сил прижмусь животом к горячему песку, и долго- ​​ долго не открою глаз, и всё станет столь же ярким и доверчивым, как эти вольные кони моей юности.

Но пора возвращаться в город. Дорога незаметно переходит в асфальт. Там, куда он уходит, маленькое, розовое солнце, оно ещё греет мне лицо. Уже в окнах тусклый, горячий свет. В темноте оживают предчувствия, я знаю, что встречу всех, кого хочу встретить. В этом, со снесённой крышей сарае я и ​​ Аркаха занимались культуризмом. Горе сделало нас друзьями: у меня умер отец, а его брата - милиционера убили в деревне из двустволки. Новый Год мы ​​ отмечали вместе: пили лимонад, потом я пел песни под пластинки, заглушая певцов, а он пошёл в сарай тягать гири. В полночь мы разделись до трусов и при минус пятнадцати обежали квартал.

Темно как раз настолько, что дома призрачны и тихи. Это прикосновение к

детству; его боль делает ​​ всё нереальным. В первой, лёгкой темноте много

чёрных, точно прочерченных линий, их число быстро растёт, они всё гибче и

подвижнее - ​​ и лёгкие, чёрные громады уже виснут надо мной, воздух переполнен движением. Но вот оживают фонари - и всё просто темнеет.

Переход у железной ​​ дороги. Столб синевы над шпалами так плотен и тяжёл, что небо прижато к чёрной земле, но ближе к вокзалу темнота неожиданно раздвигается высоко вверх - и кружатся, кружатся звёзды.

Очень светло, луна ярче солнца. Сосенки ровной стеной сжали залитую светом дорогу, ведущую меня сквозь ясный сон. Луна, как пламя. Очертания деревьев так тверды и точны, будто они вырезаны из картона. Знакомая ​​ полянка. На эту замёрзшую, замолчавшую до весны эстраду я забирался ночами бабьего лета и от всей души пел в темноту любимые песни. Темнота с жадностью проглатывала звуки и ждала новых - и я снова горланил в её огромный, тёплый рот.

Тени - густая синева, танцующая возле меня. Долгий, задушевный свет луны смягчает темноту, делает её живой и тёплой. Деревья чудятся живыми людьми, идущими со мною шаг в шаг.

 

 

В хрупкости белых ночей что-то от тебя, они во имя твоё с их редкой нежностью. Нева останавливается, поднимаются в воздух прозрачные дома, их очертания зыбки и легки, как облака, улицы превращаются в Млечные Пути, и бессонница, как твои лёгкие руки, кружит со мной по городу, и наша разлука сближает нас.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1981

 

 

Эта самая ​​ первая, её звали Женечка. Каждый вечер я забирался на расшатанный, с отвалившейся краской забор и кричал: «Женечка, выйди!». Я ​​ любил просто потому, что ​​ весна ​​ получилась дружной, все повлюблялись - и я. У неё уже был парень: невысокий, тёмноволосый старшеклассник, - ​​ но отчаиваться мне и в голову не приходило: на то и любовь.

Я с радостью взялся любить: подглядывал с чердака, как она поднимается по лестнице с блестящим ​​ портфельчиком, как ​​ вздрагивает её большущий бант. В очереди за пирожками пробивался к ней поближе и всё смотрел, как она прячет ​​ ладони ​​ за ​​ чёрный ​​ фартучек, как, приоткрыв рот, разглядывает, что на витрине. Она всегда брала кисель и два пирожка.

Зимой мы ​​ начали вместе ходить на секцию лёгкой атлетики в спортзал с низкими, плохо побелёнными потолками. На тренировке она бегала ​​ задумчиво, робко, неловко покачиваясь и неловко сгибаясь. Я её жалел, но всё не мог понять, что её так корёжит. Её пышные волосы рассыпались, падали на лицо - ​​ и ​​ я ​​ больше не видел её огромных, чёрных глаз, она была уже не неприступной девочкой с балкона, а просто девчонкой: голенастой, в тёмных ​​ трусиках, в выцветшей ​​ футболке. Она ​​ валилась с коня, сбивала планку на начальной высоте, подтягивалась на перекладине всего раз - и ​​ я, конечно, сразу её разлюбил.

Но весной на меня опять нашло: снова провожал её из школы, подарил ​​ старый бинокль, Жюль ​​ Верна, отцовский заброшенный планшет, тайком ​​ нарванные у соседки георгины. Творилось со мной что-то невероятное: я отказывался бегать за хлебом в магазин и забросил учебники.

Сколько ещё продолжалась эта любовь? Я не помню. От неё осталось ничего, кроме этих строк.

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ПРИЗНАНИЕ ПАПЕ

 

Приехал к ​​ брату. После холода электрички не прийти в себя, несусь через

шпалы, с разбега перепрыгиваю замёрзшую лужу. Вот и дом, где я жил столько лет! Низ скрипучей ​​ калитки ​​ затянут проволокой, вместо сирени, в мае раз-росшейся в целое сладко пахнущее море, мерцает вечерний снег.

Не стой, прижавшись ​​ к ​​ холодному ​​ стеклу ​​ веранды, войди в оставленный дом. Прежде тебе всегда открывала мама, но эта дверь в твоё детство уже не откро-ется ​​ никогда. Призрачный дом виден насквозь, мёртвая белизна разлита по стенам, в большой комнате окаменевший воздух прячет лица тех, кого ты так любишь. Войди. После их смерти тебе весь мир - пустой дом.

Дверь отворяется тихо. Папа, ты на раздвинутом столе, покрытом съехавшей набок толстой, чёрной скатертью, одолженной у соседки. Ты выглядываешь из маленького, наскоро сколоченного гроба, углы которого рассохлись и перехвачены гвоздями, детским, сморщенным от страданий личиком. На голове красивая, в цветочках, повязка, она поддерживает ​​ челюсть. Ты ​​ умер только что, ещё ​​ узнаю твоё лицо. Ты спрятался за дешёвыми цветами и читаешь мои мысли. Я в десятом классе, кудри во все стороны, в затасканной куртке, грызу ногти и удивлённо смотрю на тебя.

Это не мой папа: мой кричал от боли, - а этот так тихо спит, что всё слышно: как у двери стоит мама в тяжёлом, чёрном платье, в шерстяном, сбившемся платке.

Голоса прохожих заставили меня вздрогнуть, и я опять шепчу в моём сне про тебя.

Папа, тебе не идёт трезвость. Стакан бражки - и твоё лицо разглаживается, ты улыбаешься и похож на лисёнка, и соломенная шляпа сползает тебе на глаза. Ты у себя в мастерской, гипсовые кошечки-копилки заняли весь угол комнаты. Я протягиваю тебе похвальную грамоту ​​ за ​​ четвёртый класс. Ты кладёшь ​​ начатую беломорину на подоконник и осторожно, за уголок, берёшь грамоту. В первый раз вижу, как теплеют твои глаза, как пушистые ресницы ​​ добавляют глазам тепла. «Молодец. Учись!» От волнения ты отворачиваешься и смотришь в большущее, жаркое окно. Папа, мой папа. Раз в году, в летние каникулы, ты появлялся дома, и мы бродили по городу, и ты мне покупал мороженое. Раз мы даже вместе сходили в кино. Скоро и этой нежности не стало.

Ух, как тяжело все молчат! Ты знал, что умрёшь. Измучал маму своей болезнью, превратил её в привидение. Она стоит рядом, у неё тёмное лицо. Окна дома  ​​​​ неподвижны и вызывающе ярки. Чей это сияющий взгляд, папа? Меня привели к тебе и сказали, что ты мёртвый. Будто я сам ​​ этого не знал, будто б ты ​​ умирал ​​ не на моих глазах.

Кто-то злобно и настойчиво барабанит по стеклу. Я отрываюсь от книги, открываю дверь - и ​​ санитарки в халатах, забрызганных холодной грязью, чертыхаясь, втаскивают носилки. А на них ты: скорчившийся, раздавленный болью.

Да зачем ты так, папочка? Зачем? Я всё равно буду мечтать, что ты вернёшься улыбчивым, в соломенной шляпе. И ты ненавидел этот дом, и все мы: все были одиноки в его холодных стенах - так ​​ что, кроме ужаса, найду здесь?

Чёрная, обгоревшая сосна протыкает притихшее небо. Вспыхнул свет на веранде, подо мной загорелся квадрат снега. Выходит брат:

-Здорово. Что шатаешься под окнами? Заходи, а то соседка в стену стучит.

Я послушно киваю:

-Здравствуй. Иду.

Порыв ветра подхватил снег с сарая и изо всех сил бросил на стекло, но веранда горит так же призывно и ярко.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1985

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ ПРИЗНАНИЕ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧНОЙ.

 

Меня любят смелые женщины. В ​​ этом ​​ есть ​​ что-то ​​ фатальное, они ​​ словно

чувствуют, что одному мне никак.

Я сидел во «Фрегате», ставшем мне вторым домом, и ​​ был общителен просто

потому, что другим ​​ здесь и нельзя быть. Она сама подсела и заговорила. Я

не робкий, но мне всё-таки не по себе от таких ​​ смелых. Уже через пять

минут, когда мы ​​ танцевали, она ​​ так жадно принялась меня целовать, что я

испугался.

-Ты всегда такой? - удивлённо спросила она.

-Сам не знаю.

-А мне сегодня плохо, - и она стала рассказывать, как ей трудно живётся.

Теперь я заметил, что она даже не скрывала своего отчаяния. Её плечи были холодными, а глаза горели; доверчивость показалась вымученной, она не ​​ вызывала ничего, кроме жалости. В янтарном тумане я, наконец, разглядел тонкие черты её лица, так и звавшие дотронуться до них. Её профиль вырисовывался заманчиво и так влёк, словно б я её очень любил.

Я уже хотел сказать, что люблю её, но она, словно почувствовав, перестала

гладить моё лицо:

-Мне надо домой. Напишу открытки к Новому Году.

-Я тебя провожу.

-Не сегодня.

Я вышел из бара вместе с ней. Нас встретил голубой блеск снега. Безликий

свет фонарей превратил её лицо в белое, неживое пятно.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1985

 

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 1974-1985