Геннадий ​​ Ганичев ​​​​ 

 

 

Восьмая соната Моцарта​​ 

 

 

Глава первая

 

 

Старый и больной, ​​ известный исполнитель Леонид Иванович Потехин готовился к концерту: повторял восьмую сонату Моцарта. За окном собрались сумерки, тяжко нависли над фортепьяно, а он в тревожной темноте всё играл сонату – играл так, словно б ему внимал универсум. ​​ 

Звезды горели ярко, руки дрожали от счастья.

Звезды смотрели в глаза – и не утешали, а требовали играть еще. Он слышал их аплодисменты.

 

От усталости Потехин перестал играть, долго сидел неподвижно, потом перебрался на стоящий в метре диван.​​ 

Он провалился в сон. Ему снилось, ​​ он играет в переполненном зале, почему-то прихотливо обвитом ​​ гирляндами облаков, – и другой, очень на него похожий человек с высоты смотрит на его игру.​​ 

Белый рукав рубашки этого человека светился в темноте – и вдруг разросся в яростный огонь. ​​ Квартира мгновенно превратилась в огненный ком. Он видел во сне, что яростно отбивается от языков пламени, но они медленно его одолевают.​​ 

 

Леонид Иванович проснулся от ужаса и, чтобы успокоиться, бродил по кухонке: ​​ два шага вперед, два​​ шага назад, - выглядывал в окно, - а потом старался уснуть.​​ 

Не смог.

Выбрался из дома на бульвар. Шум города вежливо отодвинулся и словно б хотел ему помочь прийти в себя.

 

Позвонил сын.​​ 

- Пап, как ты? Не спишь?

- Да, не могу. Сегодня концерт.

- Где ты сейчас?

- На нашем месте! ​​ 

Сын звонил ему среди ночи: он знал, что у отца бессонница. Сам сын был брокером - и ему приходилось вставать среди ночи, чтоб посмотреть движение валют на Гонконгской бирже.​​ 

 

Дома Леонид Иванович не знал, кто он, - и эта неизвестность его мучила: он никак не мог идентифицировать себя со старым, беспомощным человеком, что вот-вот умрет. Только фортепьяно давало ему ощущение жизни. Ему даже чудилось, стоит закрыть крышку рояля, как полнота сознания покидала его – и больше: словно б его сознание больше не знало о нем, словно б оно взрывалось, а потом медленно, торжественно оседало вековой пылью по обшарпанным стенам квартиры…

Как его мучала​​ эта естественная​​ прерывистость жизни!  ​​​​ Словно б какие-то ее куски переставали существовать, их отсутствие тлело далеким пожаром и напоминало о близкой смерти.

 

Но стоило Потехину выйти в ночь, как полнота жизни торжественно возвращалась к нему – и он с удивлением открывал в себе всю свою прошлую​​ жизнь! ​​ Он осторожно и тщательно собирал эти осколки собственной жизни, собирал себя в человека – и у него снова появлялось желание жить.​​ 

 

Он стоял среди деревьев – и они со своей привычной огромной благодарностью несли ему саму жизнь. Он и сам, ​​ вытянув ладони, бестрепетно отодвинул ужас жизни, собиравшийся в тени у его ног, он жадно дышал.​​ 

 

Потехин любил этот кусок бульварного кольца, потому что каждый раз встречал знакомого человека.​​ 

Но кто же был этот человек?

Это был он сам, но моложе.

 

Леонид Иванович хорошо знал этого человека, потому что видел его каждую ночь. Да, да, и сегодня! Это он совсем недавно с высоты смотрел на его!​​ 

Вот они идут рядом, вот они слышат дыхание друг друга, а ночь так огромна и светла.

 

- Почему этот юноша молчит? – спрашивал ​​ Потехин ​​ себя. – Он хочет сказать что-то важное, но не решается. ​​ Или он – посланник восьмой сонаты Моцарта: он всегда со мной, всегда во мне. ​​ Он появился, когда на концертах я стал играть именно эту сонату.​​ 

 

- Это не просто отдых, но и счастье, - думал он, - найти себя в ночи, в другом человеке, в мире. А работа – это фортепьяно, это дыхание зала, это когда ты растворяешься в мерцающих душах, что слушают ​​ тебя. ​​ Иногда этот призрачный юноша идет рядом по тротуару, иногда чудится мне вдали, но он со мной – всегда, но он во мне – всегда. Это подчеркивает​​ фантастичность моего существования, - но для чего? Разве я проживу дольше, чем предначертано? Или он – знак вечности?​​ 

 

И вдруг сознание близости счастья пронзило Леонида Ивановича: он влюблен в этот мир! И как не любить мир, когда он сейчас, в ночи, предстает огромным залом – и в нем звучит восьмая соната Моцарта?​​ 

 

 

Глава вторая​​ 

 

 

Его сын Григорий Леонидович ​​ вовсе не мог уснуть: таким тяжелым оказался день. В иные дни желание счастья особенно не давало ему покоя. Он ясно понимал, что это желание глупо, но ничего не мог противопоставить своим порывам.​​ 

Он жил один – и очень страдал от этого. ​​ Внешне, однако, он процветал: был брокером, у него водились клиенты, - но он слишком хорошо понимал всю ненадежность своего положения. Он бы хотел чего-то поспокойней! Чтобы те же деньги, но без таких волнений.​​ 

 

И среди всей этой неизбежной дряни жизни как он любил думать об отце!

- Или надо постареть, как папа, - думал он, - и тогда придет покой? ​​ Почему мои мысли, мои фантазии – против меня? Они мне не нравятся.  ​​​​ Я на бирже, много работы, нервно, - а мне чудится, будто иду через чьи-то огненные улыбки. Мне тяжело работать! Или меня увлекают видения какой-то женщины, я не знаю, кто она, - но мне уже чудится, что я ищу с ней встречи. ​​ Вот мы уже встретились - и вдруг ужасные​​ крики с улицы всё обрывают: я уже сам разрываюсь от ужаса. ​​ Такие чувства на работе, когда в голове надо держать много цифр!​​ 

Не от отца эти мысли, эти чувства?

А после работы? ​​ Почему шум в метро заставляет меня съеживаться от ужаса? ​​ Почему ощущение, что больно от других, сразу зачеркивает всё хорошее во мне? Разве мне нравится ужасаться?! Нисколько.​​ 

Все мои ужасы - не от меня. Откуда они? Есть я, а есть и мои ужасы. Как ни ясно ​​ вижу их несовместимость, во мне они уживаются и дополняют друг друга. Я только работаю, но мое сознание играет роли ужасных людей. Я привык прятать кошмары, но я устал от них.​​ 

Отец!  ​​​​ Ему кажется, непонимание близких выросло до неба, когда он стал знаменит. Он уже и не надеется на людей, но только машинально чтит встречи с ними. Но для меня он остается единственным, остается любимым отцом. Наверняка, и его, как меня, мучают кошмары, но мы никогда не заводим речь об этом: слишком больно.

 

Он остановился, когда в глубине аллеи увидел отца. ​​ Два полуночника, они частенько встречались вот так, нос к носу, в заснувшем, тихом городе.

- Привет! Придешь на концерт?

- Конечно, папа. Обязательно. ​​​​ Ты что играешь? Напомни.

- Восьмая соната Моцарта.​​ 

-​​ Соната? А что во второй части?​​ 

- Шопен.​​ 

-​​ Даже так!​​ ​​ Так ты решил повторить знаменитый концерт Рихтера?​​ 

- Да. Почти​​ тот же материал. ​​​​ 

- А что? – засмеялся​​ Леонид Иванович. – Я не гениален, но тоже​​ не кот наплакал.

 

Они стояли в ночи и улыбались друг другу - и их потрясала огромность этого события.

 ​​​​ 

Глава третья

 

 

А утром опять выглянуло солнце. ​​ Столько радости и света было в этом послании вечности, что Леонид Иванович ​​ зажмурился от счастья. Это так радостно – жить! ​​ Само солнце, чудится, разбудило его и вежливо попросило жить и не грустить. ​​ Не грустить ни в коем случае.

Факт, что вечером предстоял концерт, делал жизнь Потехина величавой. На этот день он - король! Стоит ​​ забыть о смерти, об аллергии, о проблемах с желудком и – быть музыкантом!​​ 

 

В это время его сын Григорий Леонидович ехал на работу в метро. На линии случился какой-то сбой – и нашего биржевика закрутило в вихре тысячной толпы. Неожиданный​​ прилив ужаса выдернул его из полусонного, добродушного состояния и заставил нервничать, злиться, колотиться о других, таких же, как он, растерявшихся людей.

 

- Я сейчас взорвусь, мне больно, - подумал он. - А еще и толкучка - обычная до метро, но сегодня особенно мучительная для меня. Мне больно, мне больно, мне больно. ​​ Что за​​ буря поднимается во мне? Почему мне уже чудится, что среди толпы есть человек, что хочет меня убить? ​​ Вот он стреляет в меня – и я падаю на колени. Как мне вырваться из​​ вихря жутких видений? Мне чудится, будто я кого-то убиваю.

 

- Просим сохранять спокойствие. Посадка через несколько минут, - этот огромный монотонный голос тяжко загружался в его сознание.

 

Вот людским потоком его понесло в раскрытую дверь вагона, вот толпа его закружила, сжала, потом, казалось, перевернула и снова поставила на ноги.

 

 

Глава четвертая

 

 

- Да что со мной? – Леонид Иванович нервно расхаживал за кулисами. - Весь день тихо, горько плачу об ушедшей жизни, я весь день в слезах. Зачем? Сколько раз, в грезах об этом концерте, я в ночи просыпался от страха, - но во мне начинала звучать Восьмая Моцарта - и за окном торжественно поднималось зарево - и оно отодвигало мысли о смерти.​​ 

Скорей бы работа, скорей бы спасение от ненужных, осаждающих мыслей.​​ 

 

По привычному знаку администратора Леонид Иванович вышел на сцену. Конферансье уже спешил ему навстречу. Потехин остановился у инструмента и, улыбаясь, посмотрел в зал. Он никого не видел, но точно знал, что в зале сидят его сын и тот юноша, его юность. ​​ 

 

Его сын Григорий Леонидович очень любил концерты отца, потому что в зале его кошмары его не доставали; тут он был уютно укутан музыкой.

Отец стал играть – и сын растаял в нежности, словно б кто-то обнял его. В этом была и мощь музыки, и ее спасительная сила, и – нежность, нежность, нежность! ​​ Ее огромное облако обняло Григория Леонидовича и уже вежливо не отпускало до конца концерта.​​ 

Он видел чьи-то сияющие глаза – и не мог понять, куда они зовут. ​​ Что-то ему подсказало посмотреть вправо, на первый ряд балкона – и он увидел мать.

- Неужели это мама? – подумал он. – Это ее ситцевое платье. И она тут, на концерте? ​​ Таких платьев больше не носят! ​​ Неужели она не понимает? Мама, скажи, неужели мы все трое можем встретиться только здесь? ​​ 

Ее глаза ответили «да».

 

- Кем же я был, когда играл? – привычно подумал ​​ Потехин, когда раскланивался с публикой. – Вот работа закончена, и я опять - никто, - и этот привкус небытия - как прививка яда. Всю жизнь выбираешься из этой бездны, чтоб опять в нее провалиться: иначе не почувствовать жизнь.​​ 

Что было со мной? ​​ Музыка вышла​​ из меня и бушевала​​ вокруг.​​ ​​ Меня не было, был Моцарт, свет, счастье.​​ 

И опять спасла меня только музыка: я играл​​ стенам, полю, небесам, людям, цветам, мирозданию – всему и всем!​​ ​​ Я​​ ушел​​ в небеса,​​ я​​ растворился​​ в мире,​​ примирился​​ с ним. ​​ Чувство причастности к жизни​​ было​​ столь огромно, что от радости​​ я​​ чудом не​​ сошел​​ с ума.

А в​​ ​​ зале​​ была моя юность.

 

- Как тебе? – спросил он сына.

- Мне понравилась.​​ 

- Тебе нравится торжественная часть наших отношений, - засмеялся Потехин.

- Это точно, - согласился сын. – На то и придумана музыка, чтоб мы с тобой всегда были вместе.

 

2018-2020