Музыка​​ в​​ детстве

The​​ music​​ on the childhood

 

Из раннего детства помню только Бернеса.

Необычайно теплый голос.

Словно кто-то трепетно обнимет.

В 60-ые прошлого века так ценили эту безбрежную сердечность!

 

Темная ночь...

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Только звезды мерцают…

 

Это самая понятная песня: эти чувства были вокруг нас​​ – и вот они озвучивались.

Конечно, это песня солдата, что вспоминает о жене,​​ -​​ а что же она?

 

В темную ночь

Ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь…

 

Это​​ была​​ самая понятная песня:​​ иных чувств, кроме этих, казалось и не было.

Как ни глубоки были эти чувства, они все же были плохи тем, ​​ что альтернативы им не предлагалось и даже не предполагалось.​​ 

Кто же есть еще, кроме страдающего солдата?

Есть - холостяки!!

Вот он поет:

 

Ну что ж сказать нам, старый друг,

Мы в этом сами виноваты,

Что много есть невест вокруг,

А мы с тобою не женаты...

 

И я думаю:

- Как же это плохо быть неженатым!

В песнях часто звучала боязнь одиночества!

Это противоречило жизни: в моем детском кругу отношения жен и мужей слишком мало походили на идилличные.

 

Голос Утесова никогда не нравился: без теплоты и цельности, какой-то надтреснутый.

 

Странно, но Козловский и Лемешев звучали не так уж и часто.

«Я встретил вас», к примеру, мне было очень трудно понять: я не мог поверить, что такие отношения людей возможны.

«На заре ты ее не буди»​​ Лемешева звучало часто – и вызывало смех.

Так и говорили:

 

На заре ты ее не буди:

У нее в голове бигуди.

 

Звуки детства до сих пор со мной.

Я так и умру с ними.

Прежде были только звуки, а потом уже пришла музыка.

 

Так удивительно, что из детства​​ до сих пор​​ доносится много звуков.​​ 

Они почему-то перечат тем звучаниям, что вокруг меня.

Вот я слушаю – потому что меня заставляют слушать – что-то современное – и мне больно: я не понимаю этой какофонии.

А слушать надо!

Потому что очередной народный праздник – и недалеко на площади ухает.

Или сосед завел свою технику.

 

Мне уже и не представить, чтоб​​ в общественном транспорте​​ какой-то юноша не спел на гитаре! ​​ 

То ли он​​ блеет​​ в электричке, то ли на дороге, которую огибать нет сил.

И зачем​​ ему​​ учиться?

Взял,​​ да и запел!

Иной​​ ​​ юноша сядет рядом – и приходится слушать техномузыку его наушников.

 

Так мелодия уходит от нас.​​ 

А мир без мелодии пуст.

Я не хочу жить в пустом мире.

 

О, мое детство!

Что я​​ никак​​ не могу забыть, так это​​ ночной​​ грохот!​​ 

Эти ночные учения ​​ на военном полигоне​​ Луги​​ (кстати, интернациональной значимости для стран Варшавского договора)​​ были обычным делом.

 

Или ночью - стук в окно - и папу увозят на военные сборы.

Это воспринималось​​ мною,​​ как​​ продолжение войны!

Разговоры дядей – тоже о войне.

Звуки войны вокруг меня – и значит, сам война – близко.

 

А постоянный гул железной дороги?

Кажется, в любой поезд можно сесть и уехать из Луги навсегда.

 

Но главное, что было в звуках жизни:​​ мои​​ близкие их по возможности от меня скрывали.

Скрывали саму жизнь.

Как будто​​ этих​​ звуков​​ нет.

Как будто и жизни нет.

Папа и мама​​ старались со мной молчать, ​​ старались​​ не издавать​​ звуков: ​​ словно б​​ они​​ боялись​​ со мной говорить.

Они старались скрыть от меня жизнь, но она все равно звучала.​​ 

 

И вот в этом мире, где так мало человеческих эмоций от самих людей,​​ звучит песня.

Да все равно, какая.

 

Особенно нравилось, когда женщины часто пели про странные, чужие чувства!

 

Кораблям ​​ 

Не спится в порту...

Им снятся моря, им снятся ветра.

И,​​ как человек, тоскует корабль!

 

Это пела Пахоменко, тоненькая женщина, каких вокруг меня не было.

Так и корабль может тосковать! Это уже совсем интересно!

Очень интересные чувства, но их нет в жизни.

Почему-то и в песнях принято было держаться подальше от реальной жизни.

Но в этих странных словах и песнях уже была помощь: я уже слушал их, чтобы мечтать.

Да, именно музыка помогла мне понять, что главное утешение – в мечте.

 

В мечте!

Когда​​ с детства преследует шум, утешает только мечта.

И что удивительного?

И в детстве, и сейчас живу в отдельной квартире, но фактически – в коммуналке.

Казалось бы, ничего страшного: так живут миллиарды людей, - но ты зависишь от соседа.

Сколько ж​​ дней, когда мой подмосковный сосед играет​​ этак семь часов подряд!

Конечно, я в это время на всю громкость слушаю​​ классическую музыку, сам пою, - но все же​​ мне неприятно, что​​ в моем восприятии музыке ясно установилось противостояние.

Пусть и не с конкретным соседом, но с тем ужасом мира, осознание которого смягчается только высокой музыкой.

 

И в нашем городке битлосы звучали постоянно, но только вечером и с магнитофонов во дворе.

Мы так и говорили друг другу: Пойдем слушать битлов!

Это были песни из другого, недоступного и непостижимого мира: о том царстве, где эти песни, я не мог и мечтать!

Вот песня, необычайно взволновавшая меня:

 

Michelle, ma belle

These are words that go together well

My Michelle

 

Michelle, ma belle

Sont les mots qui vont tres bien ensemble

Tres bien ensemble

 

I love you, I love you, I love you

That's all I want to say

Until I find a way

I will say the only words I know that

You'll understand

 

Конечно, эта песня заставляла меня плакать.

Я не понимал ее слов, но было​​ ясно уже во втором классе (1961​​ год), что речь идет о​​ ​​ любви.​​ 

И вот уже в начальных классах мечтаешь о любви, но понимаешь ее не как что-то физическое, но​​ как​​ особые отношения​​ с миром.

Тут стоит​​ подчеркнуть​​ невинность сексуальных фантазий​​ нашего поколения школьников: мы же на самом деле ничего не знали и не могли знать о женском теле!

Это сейчас за минуту можно просветиться в сети!

Но тут еще и мое первое знакомство с музыкой​​ иностранных​​ языков.

 

Но то, что связано с иностранными авторами и языками, не могло стать моей жизнью.

Кого же я любил?

Мой кумир определился сразу: Муслим Магомаев.

Так странно, что много лет впечатлял только он, хоть были и другие певцы.

Первый раз он поразил, когда, совсем лысый,​​ в 1962​​ году​​ пел​​ «Бухенвальдский набат»:

 

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте, гремит со всех сторон…

 

Он пел так страстно, что нельзя было сомневаться, что он – один из узников Бухенвальда.

Лысый и в белом свитере – такое забыть нельзя!

 

В своих песнях он выразил столь большую гамму чувств, научил стольким чувствам, прежде мне неведомым, что его эмоциональное воздействие на меня трудно переоценить.

И что еще важнее: он​​ -​​ единственный, кто мог передавать чувство любви, близкое к моему пониманию.​​ 

Так​​ «Мелодия»​​ - песня всей моей жизни:

 

Ты моя мелодия, я твой пpеданный Оpфей.​​ 

Дни, что нами пpойдены, помнят свет нежности твоей.​​ 

Всё,​​ как дым,​​ pастаяло, голос твой теpяется вдали…​​ 

Что тебя заставило забыть мелодию любви?

 

В этом куплете было чувство!

Эта песня была сочинена Пахмутовой специально для Магомаева: композитор знала о романтическом периоде в жизни певца.

Но оказывается, лирический герой способен и думать:

 

Ты​​ -​​ моё сомнение, тайна долгого пути,​​ 

Сквозь дожди осенние слышу я гоpькое​​ «Пpости».​​ 

Зоpь пpощальных заpево, голос твой теpяется вдали…​​ 

Что тебя заставило предать мелодию любви?

 

Третий куплет – надежда на возвращение:

 

Ты моя мелодия, я твой пpеданный Оpфей,​​ 

Дни, что нами пpойдены, помнят свет нежности твоей.

 

И, наконец, мольба:

 

Стань моей вселенною, смолкнувшие стpуны оживи, Сеpдцу вдохновенному веpни мелодию любви.​​ 

 

Найти дату первого исполнения песни я так и не смог!

Но я ​​ не в силах отделить эту песню ​​ ни от моего детства, ни от всей моей жизни.

И как одна песня может выразить так много чувств?

Но так оно и есть.

Для меня в этой песне – оправдание советского строя.

Как композитор, заядлая коммунистка, передала чувство божественности?

Всю жизнь эта песня вызывает мои бурные эмоции, она не стареет в отличие от меня самого.

 

Да, это советская песня, но в ней есть и гордость, и величие, и ощущение огромности дара! ​​ 

Эта песня божественна – и сочинена она советским композитором Пахмутовой.

Она не верит в Бога, эта обвешанная заслуженными орденами, милая старушка, - но она мне, мальчику, рассказала об Его существовании!

 

В своих многочисленных песнях композитор Пахмутова мучила советским партийным пафосом - и вдруг эти настоящие чувства!​​ 

Да, туча​​ ее​​ средних песен были для политиков, для верящих в систему, - но кто бы ​​ мог подумать, что она способна и на более высокое понимание искусства!​​ 

Так музыка обнаруживала​​ «двойное дно»​​ каждого советского человека: одни чувства - для партии, другие - для себя.

 

Не только в музыке советская система создала очень высокие образцы искусства, сейчас кажущиеся недосягаемыми.​​ 

А музыка системы была сердечной, мелодичной - и учила чувствовать.

Современная музыка все, что угодно, только не учит: она - только звучит.

 

«Мишель»​​ битлосов тоже вспоминается всю жизнь, но там нет этого творческого подъема, нет всепобеждающей силы любви. Там только власть момента!

 

Магомаев​​ пел мои юношеские восторженные мечты о какой-то необычайной жизни.​​ 

Он был для меня​​ единственным​​ божеством​​ до 67 года: до​​ «Гамлета»​​ Козинцева, до Смоктуновского!

Он​​ безраздельно​​ царил в моей душе!

 

Магомаев был моей первой звездой.

После него исполнители эстрадных песен не нравились: кто больше, кто меньше.

Потом впечатляли и Пинк-Флойд, и Сели’н, но уже без такого трепета.

Или я рано начал стареть?!

 

Если ​​ советская музыка ​​ несла классовые черты, то современная оглушает своей примитивностью, навязчивостью ​​ и глупостью.

Установка на то, что музыка – агрессивный шум.

Правильно!

Ты живешь среди людей, которые не знают Шнитке, но нуждаются в шуме.

И вообще, зачем сейчас человеку настоящая музыка?

Да он запросто сочинит сам для себя то, что ему нравится: это позволяют технические средства.

 

Но разве не то же было в детстве?

Миллионы людей просто не выключали радио ни днем, ни ночью!

Это были тонны музыки, но эта​​ «музыка» ​​​​ оставалась лишь фоном: никому ​​ не приходило в голову о такой​​ «музыке»​​ думать.​​ 

Неужели и сейчас то же самое?!

 

Метро​​ ​​ по звукам напоминает тревогу детства, но все же этот скрежет больше​​ говорит обо всем мире, чем о ​​ моем​​ лично​​ воображении​​ и житейском опыте: метро – в каждом крупном городе мира, - и чаще всего только оно и помогает ориентироваться, и спасает.

 

Мир​​ в течение всей моей жизни был​​ переполнен​​ агрессивными​​ звуками – и они диктовали​​ стиль поведения: надо ​​ быть очень осторожным и замкнутым: и в транспорте, и вообще в жизни!

Странно, что звуки современной музыки – из этой же технологической сферы тревоги.

Эта музыка без мелодии, но с жесткой, бесчеловечной пружиной ритма.

Разве не таков наш мир?

 

Да, метро​​ ​​ по звукам напоминает тревогу детства,​​ -​​ но как же смешно, что жители городка, где живу, обожают канонады взрывов.

О, тут никаких учений нет и в помине: просто собрались веселые люди.

Как в детстве, они любят бабахнуть в полночь,​​ да еще чтоб хлопнуло раз двадцать, - и непременно поздно:​​ когда все то ли спят, то ли собираются это сделать.

 

Мне с детства не приходилось жить в сколько-то тихих домах – и уже, хотя б отчасти, я б и должен привыкнуть к шуму.

А может, уже и привык?

Но тут важно следить, чтоб шум оставался шумом, а ​​ не преследовал меня.

Проблема еще и в том, что современный шум не отличишь от современной музыки.

 

Да, дом, в котором ты живешь, - это непременно​​ огромный дракон​​ ​​ - и​​ ты​​ слышишь​​ его шумное дыхание, - но важно, чтоб это чудище, этот дракон, издающий ужасающие звучания,​​ тебя не проглотил.

Наличие квартиры никак не защищает от шума соседей:​​ ты уже целиком зависишь от них.

Если музыка с площади орет весь день, ​​ то и твоя музыка должна звучать: просто для того, чтоб ты не сошел с ума.

Классика музыки в моей жизни всегда побеждала повседневный шум.

 

Этой грубой музыке жизни уже в детстве противостояла музыка по радио.

Россия – это ведь такие городки, как Луга,​​ – и там нет филармоний.

 

По радио, на которое приходилось ориентироваться буквально во всем, звучало много классической музыки.

Так удивительно после суровых, непонятных слов о политике, очередного осуждения ​​ американского империализма ​​ услышать​​ «Ой ты, зимушка-зима»​​ в исполнении Руслановой.

Зыкина​​ особенно любима стала в 70-ые, уже после школы, а когда я учился в​​ школе,​​ вне конкуренции была Русланова.​​ 

 

Ой ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела.

Все дорожки, все пути,

Негде молодцу пройти.

 

А разве плохо пели родственники, когда еще собирались?

 

Когда б имел​​ златые горы​​ 

И​​ ​​ реки, полные вина,

Все отдал бы за ласки-взоры,

Лишь ты б владела мной одна.

 

А​​ как​​ сейчас ​​​​ поют?

Человек​​ кричит в микрофон – и мы на самом деле вообще не знаем, есть ли у него голос.

Но гораздо хуже, что новая музыка притупляет способности к мышлению.

Такой любитель музыки просто не найдет работы – и будет за это злиться на весь мир!

Я так много говорю о современной музыке, чтоб дать почувствовать читателю, что именно она заставляет идеализировать детство.

 

Не менее невероятно произошло и​​ мое​​ знакомство с французским языком: с каким-то концертом​​ в Советский Союз​​ приехала Мирей Матье.

Она пела ​​ по телевизору​​ «Прости мне этот детский каприз»​​ так страстно, что эта страсть прочертила всю мою жизнь!

 

Pardonne-moi​​ ce​​ caprice​​ d'enfant

Прости мне этот детский каприз,

Pardonne-moi, reviens moi comme avant

Прости меня, предстань передо мной как прежде,

Je t'aime trop et je ne peux pas vivre sans toi

Я очень люблю тебя и не хочу жить без тебя.

 

Конечно, я тогда не понимал слов, но это опять же заставляло мечтать о любви.​​ 

Чтобы женщина пела так страстно!

Это поражало.

Так тяжелая социальная жизнь ​​ с помощью музыки превращала меня в страстного мечтателя!

 

Есть и еще одно сильное впечатление, связанное с иностранными языками.

Приходилось засыпать под радио: и​​ потому,​​ что это был единственный источник информации, и потому, что близкие любили его слушать.

Вдруг среди поднадоевших звучаний я услышал нечто, потрясшее меня: мелодия была настолько необычной, что я, ребенок, затаил дыхание.​​ 

Через много лет я узнал, что это был Шуберт:

 

Auf​​ dem​​ Wasser​​ zu​​ singen

Петь на воде

 

Mitten im Schimmer der spiegelnden Wellen

Посреди​​ мерцания​​ сверкающих​​ волн

Gleitet, wie Schwäne, der wankende Kahn;​​ 

Скользит, как лебеди, качаясь лодка;

Ach, auf der Freude sanftschimmernden Wellen​​ 

Ах, на радость сверкающим волнам,

Gleitet die Seele dahin wie der Kahn,

Скользит душа с нею, подобно лодке.

 

Так музыка может быть красивой! – открыл я.

Как же я скажу, что в моем детстве не было высокой классической музыки?

Значит, она была.

Конечно, я слов не слышал: так увлекла меня мелодия.

Текст такой слабый, сочиненный графом-дилетантом, - но мелодия потрясла на всю жизнь.​​ 

Как такое бывает?

 

По​​ ​​ радио ​​​​ звучало много классической музыки; например,

«Бахиана»​​ Любоса и​​ «Тореодор, смелее в бой»​​ - сотни раз.

Казалось бы, ​​ «Бахиана»​​ - высокий стиль, - но контекста к этой классике не было.

Так звучали и матерные песни Высоцкого, но я же не мог знать, что у него есть и серьезные сочинения.

​​ «Тореадор, смелее в бой»​​ ни о чем мне не говорил, кроме как о какой-то там Кармен, даме с проблемами.

- Да таких женщин кругом полным-полно! - думал я.- Что о них петь?​​ 

 

Песни Кристалинской я​​ любил, но​​ мало понимал.

 

Ты не грусти, может быть,​​ еще встретимся,​​ 

Я от тебя не сбегу никуда,​​ 

Сколько в пути ни пробуду я месяцев,​​ 

А возвращусь хоть на вечер сюда.​​ 

 

И опять во дворе​​ 

Нам пластинка поёт​​ 

И проститься с тобой​​ 

Всё никак не даёт.​​ 

 

Казалось бы, тут ​​ все ясно, но​​ я-то​​ таких чувств я вокруг себя не видел.​​ 

Я жил среди мужчин и женщин, не склонных к сантиментам!

Может, их и хотела бы иметь моя мама, - да ведь времени не было: приходилось работать на полторы ставки!

 

Больше всего в​​ этих​​ песнях убеждала женская любовь.

Тут особая роль принадлежит Майе Кристаллинской: эта задушевность волновала​​ совсем иначе, чем​​ исполнение​​ Бернеса.

Все же она пела не о войне, а про нашу жизнь!

 

Почему-то то, что я знал по жизни вокруг себя, в музыку не попадало.​​ 

Странно, но ​​ Татьяна​​ Ларина мне оказывалась куда ближе, чем героини песен Майи.

 

Была, конечно, и пионерская музыка.

Лучший будильник, что звучит в душе всю жизнь, такой:​​ 

 

Встань пораньше,

Встань пораньше,

Встань пораньше,

Только утро замаячит у ворот,

Ты увидишь, ты увидишь,

Как весёлый барабанщик

В руки палочки кленовые берёт.

 

Такой чудесный Окуджава!​​ В этой пионерской песне столько надежд, гордости, стремления, самой жизни!​​ 

Она как бы говорила то, что должны были б сказать учителя ​​ или родители:

- Будешь хорошо учиться​​ ​​ и у тебя​​ будет все хорошо.

А ритм какой хороший!

Он помогает жить.

 

Приезд Монтана и Синьоре в Россию в нашем городке никак не отразился. ​​ Песню

 

Задумчивый голос Монтана

Звучит на короткой волне…

 

Я услышал довольно поздно.

 

Увы, музыка моего детства была классовой.

Даже и Шнитке туда проникал только в виде веселых песенок.​​ 

Может, и звучал Шостакович, - но попробуй, вылови эту​​ серьезную​​ передачу!

И еще ведь надо, чтоб кто-то сказал, что на свете есть такой композитор.

Мне не сказал о нем никто!

Только в двадцать лет я стал ходить в Филармонию и был потрясен исполнением Мравинского.

По радио ​​ звучали​​ тонны музыки, но эта​​ «музыка» ​​​​ оставалась лишь фоном.​​ 

Никому ​​ не приходило в голову о такой​​ «музыке»​​ думать.​​ 

Мне тоже.

 

Была и музыка тренировок.

Это сейчас бегают с плейерами, а тогда их не было.

Вот бегу - и растущую боль в ногах заглушает идиотская мелодия на мотив песни с припевом

 

Ты хорошо поработал всю неделю,

Ну, а теперь веселись, гуляй и пой!

 

Эта мелодия - ниже человеческого​​ уровня!

Ты начинаешь гримасничать вместе с ней – и забываешь про чугунные ноги.​​ 

С​​ такой дурацкой песней​​ хорошо преодолевать бессмысленность боли.​​ 

 

С​​ одной стороны, этот идиотизм, а с​​ другой​​ ​​ - пение Муслима Магомаева.​​ 

Этот страшный​​ разрыв ​​ так поражает!​​ 

 

Написано в Берлине для сайта Николая Чигиря​​ в ноябре​​ 2014 ​​​​ года