Еда​​ в​​ детстве

The​​ food​​ on the childhood

 

Я бы хотел сначала рассказать о фантазиях по поводу еды.​​ 

Не потому, что люблю их, но они занимали большое место в моей жизни.

Меня ​​ невероятно поразил​​ «Онегин»​​ уже в мои 12 лет.​​ 

Вот эти строчки:

 

Конечно, не один Евгений

Смятенье Тани видеть мог;

Но целью взоров и суждений

В то время жирный был пирог

(К несчастию, пересоленный);

Да вот в бутылке засмоленной,

Между жарким и бланманже,

Цимлянское несут уже;

За ним строй рюмок узких, длинных,

Подобно талии твоей,

Зизи, кристалл души моей,

Предмет стихов моих невинных,

Любви приманчивый фиал,

Ты, от кого я пьян бывал!

 

Особенно отпечаталось в башке ​​ двустрочие:

 

Между жарким и бланманже

Цимлянское несут уже…

 

Тут рад, если пожрешь картошки, а там – бланманже! Жизнь столь примитивна и жалка, а строчки Пушкина кипят жизнью.​​ Меня ошеломил этот контраст.

Вот начитаюсь​​ «Онегина»​​ - и весь в мечтах с утра до вечера пью вино.

Эти же фантазии странным образом перекочевывали на любовь. ​​ Бегу кросс, а мечтаю о большой любви. ​​ Полюбить Татьяну – вот это да!

И еще – мысли о пироге: ​​ почему пересолили?

 

Почему такие фантазии? ​​ Тут я​​ просто​​ обязан упомянуть о жестокости того времени: 60-ых годов прошлого века,​​ ​​ -​​ жестокости,​​ ​​ навсегда поразившей меня. ​​ 

Все было отмерено! И эмоции, и еда. ​​ 

Не забуду, как дядя Ваня прямо потребовал, чтоб мне не давали второй тарелки манной каши. ​​ 

А тогда на завтрак я чуть не все школьные годы ел именно ее.  ​​​​ 

Я оказался у этого неприветливого дяди только потому, что тогда, в 1969-ом,​​ ​​ умирал​​ мой​​ отец – и я был вынужден ночевать у него. ​​ 

Утром я пошел в школу и поел каши. ​​​​ Тетя Маруся хотела дать мне еще каши, но ее муж запретил. ​​ Конечно, это сущий пустяк, но он потряс мое воображение! ​​ Такой бедности уже не было, но строжились по глупости.

 

Я не могу понять, почему такие пустяки играли столь большую роль.

Так смешно вспоминать, что его рассердило предложение тети дать мне еще каши!

Разве не странно, что 15-летнему подростку не дают наесться?

Почему дядя не хотел, чтоб я думал о нем хорошо?

 

Потом в​​ 1990-ые годы дядя​​ очень страдал: так сильно упал уровень жизни, так мало значила пенсия.

Неужели он не понимал, что в жизни любой может оказаться в тяжелой ситуации?

 

Кажется, главная забота взрослых​​ в 60-ые​​ была – не забаловать ребенка!

Тут уж и школа, и родственники явно перестарались.

Да, пусть недоедает, пусть при минус​​ двадцать​​ бегает в школу в одном свитере!​​ (именно этот свитер – на фото).​​ Ни фруктика, ни игрушки – ничего!​​ 

 

Мы жили, как на войне. Да, родители перенесли трудности военного быта на нашу мирную жизнь. Но ведь не было необходимости так накручиваться!

 

Как-то никому не приходило в голову, что жизнь может быть еще чем-то, кроме выживания.

 

Меня на всю жизнь поразили трудности нашего выживания. Я так и не могу понять причин этого. Зачем ​​ превращать свою жизнь в тяжелейшее испытание? Неужели так​​ надо?

При этом мне всегда объясняли, что я  ​​​​ слишком избалован и слишком хорошо живу.

 

С едой всегда было трудно.​​ Взять простой суп.​​ ​​ Я теперь понимаю: ​​ суп было трудно сделать потому, что мясо было очень дорогое. ​​​​ Мама получает в месяц 90 рублей, а кило мяса дороже трех рублей.​​ 

Почему я так думаю?​​ Да, пожалуйста, расскажу.

Уже в 8-м класса я после тренировки, просто не подумав, съел небольшой кусок мяса.​​ 

Я съел и пошел заниматься​​ уроками.

Мама вернулась с работы.​​ Как же я удивился, когда застал​​ ее​​ в слезах!

- Как ты мог съесть все мясо! - горько вздыхала она. - Почему ты не подумал обо мне? Я тоже хочу есть.

- Но кусочек был небольшой, мама!

- Ты - эгоист!

Наверно, так было на войне, которую прошла мама: мясо делили поровну - и до​​ конца братской дележки никто к​​ нему не прикасался.

Казалось​​ ​​ бы, чего проще наделать холодца и есть его вволю,​​ -​​ но мама, как и многие мои родственники, не любила рациональных решений. Всё​​ должно быть ​​ трудно!

 

Мне очень нравился рыбий жир, ​​ но почему-то его перестали давать уже в 10 лет. ​​​​ Мне сказали, что я уже взрослый – вот и все.

 

Так трудно было после тренировки не поесть вдоволь мяса, рыбы вообще не было, а колбаса была ужасной.

Что же мы ели мясного? ​​ Вдоволь поесть можно было только холодца из свиных ножек.

Ножки варились 5-7 часов! Помню, мама оставляла их вариться на всю ночь.​​ 

Ходило и нехорошее выражение, привлекшее мое юное внимание своей простой рифмой.​​ 

Переведем ​​ его скромно:

 

Пипец!

На холодец!​​ 

 

Я говорю это современному читателю, который не имеет представления о таких ежедневных лишениях.

И с одеждой, ​​ и ​​ с обувью были постоянные мучительные проблемы!

 

Да, так бедно мы жили. К счастью,​​ яблоки я ел круглый​​ год.​​ 

Арбуз - только раз в год: где-то осенью.

Виноград? Не ел.

Мандарины или апельсины штучку-две давали только раз в год: к Новому году.

Как я был поражен, когда в каком-то нашем фильме​​ ​​ в начале 80-ых увидел, что в Москве продают бананы!

Я их начал есть только в 90-ые.

Рыба? Только треска.

Картошка, капуста, каши, суп - это была основная еда - и уклониться от нее было невозможно.

Селедка​​ «под шубой»​​ - только на праздник.

О балыке ходили легенды.

Так все и говорили:

- Откуда у меня балык? Я, что, в райкоме работаю?

((Районный комитет КПСС ​​​​ Коммунистической​​ партии​​ Советского Союза))

 

Мама не знала, что и делать:​​ денег не хватало даже на еду.​​ Уж про одежду я и не говорю!

Помню, мама​​ договорилась со школьной столовой, где я после занятий мог обедать за сущие копейки.​​ 

И что?​​ Морально ​​ я этого не выдержал: я не смог там питаться. Мне всего лишь надо было пред всеми признать, что я беден - и я этого не смог. Я предпочел куцые обеды мамы.​​ 

Но почему​​ «куцые»? Картошки ешь, сколько хочешь.

 

Есть в школьной столовой.​​ Ну, что тут было такого? От школьников таких же, как я, оставался суп - и я мог его есть вволю.​​ 

А я не смог. ​​​​ Я видел, что мы живем куда хуже других, - но мне было невыносимо признать это перед одноклассниками.

 

Конечно, я съедал все мамины супы, но все же у меня не было ощущения, что она умеет готовить. Но как ее в этом обвинить? Мама часто делала то, что​​ приходилось делать, - и ее пальто, как и ее супы, мне не нравились. И вообще ешь,​​ не чтобы порадоваться еде, а​​ чтобы потом пойти читать!

Да, мама готовила плохо​​ – и что? ​​ Как​​ ​​ могла. А детстве столько было невыносимого, что​​ и вообще не до еды! ​​ Мама очень старалась. ​​ Это​​ ​​ качество мамы я понял только сейчас, когда мы в съестном раю.

Она сшила для зимы пальто на вате – и​​ качество этого пальто ужаснуло соседку. Она мне сказала очень обидные слова: «Твоя мама тебя не любит».

 

Если ​​ честно,​​ ​​ прежде всего и больше всего​​ мне нравилась свобода. Вот ​​ захочу сладкого - и сделаю себе блины. Налью дешевого кефира, разбавлю водой, туда муки, немножко соли и сахару, размешать - и пеки!​​ 

Сливочное масло дорогое,​​ так я на маргарине. ​​ Зато​​ ​​ дешев сахарный песок.​​ 

Мне нравилось, что все делаю сам.​​ 

Блинами можно легко наесться до отвала!

 

Мама просто не справлялась с готовкой еды: настолько трудно было на работе в госпитале. Увы, все мое детство - пустоватые щи, да пшенная каша.​​ 

Не наелся? Свари картошки.

Когда ​​ я пошел в школу, еще был​​ только​​ один выходной - и по воскресеньям мама делала голубцы. Ну,​​ господа! ​​ Это​​ ​​ мне казалось верхом гастрономических радостей.

 

Особенно много проблем было почему-то вокруг еды и после школы! И это при том, что мои родственники не были бедными.

Когда​​ в 20 лет​​ я ушел из Академии и приезжал в Лугу, брат мне прямо говорил:​​ 

- Ты ездишь сюда только для того, чтоб поесть.

Конечно, он уже делал вид, что вовсе забыл о словах мамы: она, будучи убежденной коммунисткой-идеалисткой, потребовала давать мне приют в обмен на получение им квартиры после ее смерти.

 

Из Луги позвонили в Питер - и там мне перекрыли приятное знакомство: дядя​​ Леша потребовал, чтоб я больше к ним не приходил.

- Мы не дворяне! - строго сказал этот вечно пьяный дядя.

- Но я прихожу не к вам, а к тете! - заметил я.

- Все! Разговор окончен. Больше не приходи.

Я больше не заявлялся, а эта сердобольная ​​ тетя, жена​​ дяди,​​ умерла черед несколько лет.​​ 

Кстати, ​​​​ о​​ ее смерти мне не сообщили - и теперь я даже не знаю, где ее могила на лужском кладбище.

 

Как ни редко я приезжал в Лугу, получалось навязчиво.

Приеду – у брата стоит прекрасно накрытый стол, и Вова серьезно говорит:

- Видишь, к нам придут родственники. ​​ Так что ты поешь супу и не приходи домой до позднего вечера.

Когда он говорил​​ «родственники», он имел в виду настоящих родственников, а не бродяг, вроде меня.

​​ 

В​​ начале​​ 1980-х я понадобился брату​​ (я был похож на него лицом – и​​ потому я​​ сдал за него экзамены по математике и немецкому языку. Так он получил неполное техническое высшее образование – и это помогло ему​​ в работе на «Химике»: химическом заводе в Луге)​​ - и мы вроде​​ как сблизились. И что? Опять​​ конфликт из-за​​ еды!

Живу у Вовы. Как-то утром звонит моя тетя и строго отчитывает, что без спроса поел супу!

- Валентина Ильинична! - я пытаюсь извиниться. - Я приехал в полночь. В электричке провел три с половиной часа! Суп ​​ был готов! Почему мне нельзя было его поесть?

- Потому что ты не у себя дома, Гена!

Хорошо! Опять к брату не езжу.

Этот случай меня особенно поразил! Тетя, она – директор Дома престарелых, а Галя – завскладом. ​​ И вот ​​ директор находит время на работе, чтоб позвонить и уличить племянника, что он, будучи дома у завсклада, съел тарелку супа!

Директору неприятно, что у ее завсклада съели тарелку супа!!

Конечно, мне не понять столь большой неприязни ко мне: я все же учился в университете!

Но мои родственники навсегда решили, что я – только лентяй – и уже по мере сил со мной боролись.​​ Особенно неприятно было им узнать, что я учу иностранные языки: тогда это считалось пустым времяпровождением, ведь все контакты с иностранцами были запрещены.

Конечно, это прощено тыщу раз, - но это унижение забыть невозможно.

​​ 

Именно этот случай заставил меня​​ на следующий год​​ снять номер в отеле в центре Луги.​​ 

А потом я не ездил: закрутила перестройка.​​ 

А что потом?​​ Мы всей семьей приехали в Лугу в декабре 1992-го. Вова вел себя столь странно, что больше​​ жена не ездила в Лугу.​​ 

 

Я стал избегать родственников.

В середине 80-ых годы появилось единственное доброе воспоминание о Луге: в народном театре поставили мою инсценировку по повести Васильева​​ «А завтра была война». Мою пьесу авторской версии предпочла Наталья Николаевна Никулина, режиссер театра. Немыслимо себе и представить, чтоб она​​ или кто-то​​ корили​​ меня едой! А ведь я жил у​​ нее​​ и ее​​ знакомых.

 

И последний штрих: в 1993-м я возвращался из Праги с чехом Павлом. Мы заехали к Вове. Как же Павел возмутился, когда ему дали кофе, а мне нет!

Да, это было больше двадцати лет назад, но это говорит о наших отношениях с Лугой.

 

Итак, тема еды в детстве закрывается только в мои сорок лет.​​ 

Это еще надо дожить!!

Эта тема куда актуальнее, чем кажется: современное обилие продуктов после детства, полного лишений, - настоящий рай.​​ 

И​​ ​​ сейчас​​ никто тебе не скажет, что ты кого-то объедаешь.

 

Итак, тема​​ «Еда в Луге»​​ затянулась до моих сорока лет.

 

Как я был бы рад услышать, что я неправ!