Искусство​​ в​​ детстве

The​​ arts​​ on the​​ childhood

 

Если попытаться выделить ​​ главное в моей жизни,​​ особенно в детской,​​ то получится так:​​ «Жизнь - это чтение». ​​​​ И брату, и отцу нравилось к ужасам жизни добавлять увесистые порции скотства, мне внушали, что, если и можно быть кем-то в этой жизни, ​​ то только свиньей​​ – и только чтение доказывало, что есть и другая, более достойная жизнь.

Только сейчас мне не кажется странным, что реальная жизнь не давала той чистой радости, что чтение.

 

Я читал лет с шести: как только переселился в Тигельный дом к родителям. Что ни прочту - все про меня!​​ 

Так разволнуюсь!

Мой первый серьезный автор - Новиков-Прибой.​​ 

 

Новиков-Прибой,​​ ​​ вот конец его рассказа​​ «Шалый»:

«Шалый, взвизгнув, с яростью зверя набросился на боцмана, схватил его поперек, приподнял и бегом, точно с малым ребенком, помчался почему-то к более отдаленному борту. Произошла отчаянная схватка: один, почувствовав весь ужас смерти, вырывался, колотился, словно в истерике, кусаясь, размахивая руками и ногами; другой, оскалив зубы, крепко держал его в объятиях, сдавливая как железными тисками, заглушая его предсмертный вопль злорадным сатанинским хохотом.

Продолжалось это несколько мгновений. Матросы, случайно вышедшие на верхнюю палубу, и старший офицер безмолвно стояли, точно в оцепенении, широко раскрыв глаза. Никто из них не двинулся с​​ места для защиты боцмана. И только тогда, когда два сцепившихся человеческих тела рухнули за борт, Филатов, подняв вверх руки, закричал нечеловеческим голосом:

- Спасайте!.. Бросьте буек!.. Судно остановить...

И снова, сверкнув молнией, еще сильнее загрохотал гром, сливаясь с ревом бури в один грозный аккорд.

На палубе поднялась суматоха, беготня, а там, за бортом в бушующих волнах, быстро отставая от корабля, то утопая, то выныривая, два человека, продолжая еще некоторое время борьбу, скрылись навсегда в темных пучинах моря...».

Вот мой детский вкус.

Я хорошо помню, как меня волновали эти жестокие картины.

 

«Цусиму»​​ я тоже прочел очень рано. Кажется, это первый большой прочитанный роман в моей жизни.

 

А​​ Куприн, ​​ его​​ «Киевские типы»?​​ Так поразила заметка​​ «Рупь или в морду»:​​ ​​ 

«Не так давно один субъект мрачного вида и внушительного телосложения практиковал еще более оригинальный способ​​ ((зарабатывать деньги)). Он на людной улице подходил к какому-нибудь хорошо одетому господину, провожавшему даму, и говорил ему с таинственным видом:

- Мусью, на два слова.

И когда недоумевающий прохожий, оставив свою даму, отходил в сторону, босяк самым решительным тоном высказывал категорический ультиматум:

- Рупь или в морду!».

Это нравилось, потому что​​ это было​​ похоже на Лугу​​ в 1963 году! ​​ В десять лет меня сразили эти откровения.

​​ 

А​​ «Ленька Пантелеев»?

Дома сражение родителей, а потому сижу в подъезде под тусклой лампочкой и мечтаю.

Я почему-то очень хорошо помню это одиночество подъезда.

Очень поразило, что и герой писателя сидит в подъезде!

Так неожиданно мы как бы оказались рядом – и я почему-то не могу этого забыть.

Моя мама была медичкой – и очень смешили строчки:

 

Поищи жену в медичках,

Они тоненьки, как спички,

Но зато резвы, как птички.

Все женитесь на медичках.

 

Теперь от литературы – к самой жизни.​​ 

Занятия​​ в школе​​ чередовались: то утром, то позже: во вторую смену ходили ​​ не меньше, чем в первую. Факультативов никаких не было, общение с учителями было бездушно регламентировано​​ - и поэтому особенно приятно вспоминать​​ учителя физики​​ Панову, что придумала для нас дополнительные занятия:​​ ​​ не​​ только потому, что видела, что учить физику нам приятно, - но и потому, что за нами, детьми, почувствовала недетские проблемы.

 

А что же дома?

Дома – книги.​​ 

Хоть​​ иной раз идти​​ ​​ домой было​​ просто страшно. ​​ 

Помню,  ​​ ​​​​ прихожу домой в третьем классе, а папа спит пьяный на полу.

Прямо в дорогом костюме.

Но все же он был дома: это уже достижение!

А чаще я сидел совсем один. ​​ Очень ​​ трудно уже в третьем классе быть совсем одному. Придешь домой - и никого! Мама придет только вечером.

Что остается?

Книги.

Мне​​ ​​ даже больше​​ нравилось заниматься во вторую смену: тогда одиночество не так досаждало.

 

Я учился с огромным интересом, но как раз это и​​ осложняло отношения с одноклассниками.

Если на почве спорта легко было найти общение, то чтение не создавало друзей.

Спокойно говорю об этом: да, моя страсть к познанию выглядела для других махровым эгоизмом.

Но почему?

Разве я не делал того, о чем просила мама? И бегал в магазин, и поливал огород, и вычищал у свиньи, - но это вызывало, скажем мягко, неприязнь.

Почему, почему,​​ почему?

Не понимаю.

Мне уже в детстве казалось, что людям не нужны позитивные чувства, что для реальной жизни они оставляют только борьбу.

Так​​ и​​ меня​​ мои близкие своей естественной жестокостью – привычной и неосуждаемой​​ мною​​ -​​ из жизни вытолкнули в литературу.  ​​​​ 

Уже в первых классах мог читать по 15 часов в день: ​​ ​​ на каникулах или в выходные.​​ 

Мне​​ уже тогда​​ очень нравилась интенсивность: если бежишь, так бежишь; если читаешь, так читаешь.

Рано вошло в привычку все делать увлеченно.​​ 

​​ 

Математика сразу предстала очень красивой. ​​ Так все ясно и четко, а в жизни – все наоборот: все непонятно и противоречиво, все – для того, чтобы тебя запутать.

 

Библиотека мамы была огромной: томов 500. ​​ Странно, что позже мама завещала ее мне, не понимая, что в скитаниях мне никак ее не сохранить.

Поэтому библиотеки больше нет.

Главным человеком ее жизни был Ленин. Мама – из глухой деревни – и революция, как она считала, дала ей все.

А что, собственно,​​ «все»?

Она пошла по комсомольской части, а во время войны была медсестрой.

 

Ее библиотека – главная ценность моего детства.​​ Помню,​​ ​​ был Лев Кассиль: 8 томов.​​ Я его запомнил только потому, что он был первым​​ советским детским писателем.​​ 

Я решил прочитать​​ целиком его собрание сочинений, а ведь это ​​ за три тыщи страниц. ​​ 

И что? Прочитал!! ​​​​ Очень удивил себя.

Сразу оценил полезность чтения и для школы: ​​ правила синтаксиса можно не учить: достаточно прислушаться к тексту, чтоб почувствовать в нем паузу.

Если пауза, значит, знак!​​ 

 

Меня выталкивала в книги скудость эмоциональной атмосферы нашей семьи.​​ 

Кого же тут винить?​​ 

Все мы были и есть по-человечески бездарны.​​ 

У нас был шанс любить друг друга, а мы этого даже не заметили.

 

Но что же​​ другие​​ близкие, что школа?

Мама со своей стороны старалась меня развить духовно: водила на вечера самодеятельности,  ​​​​ очень радовалась, что я много читаю из ее библиотеки.

Сводила на гастролирующий цирк!!​​ 

Очень запомнились фокусы с распиливанием тела.​​ 

Однажды она пробовала организовать от своего госпиталя поездку в Новгород: всего за 90 км - и что? Это оказалось невозможно: шоферу не заплатили, - и через пару километров он остановил автобус и​​ заявил, что он неисправен. Таково было отношение к культуре (оно таким и осталось).​​ 

 

Мама была склонна к искусству, но на уровне госпитальной самодеятельности: там она работала медсестрой. Так что​​ таких​​ концертов я насмотрелся много.​​ 

 

А бывали концерты и с выездами. Видя мой энтузиазм, мама брала меня в автобус.​​ 

На одном​​ таком представлении в​​ сельском клубе я сел так близко к сцене, что танцующий нечаянно ударил меня ногой по​​ лбу.​​ 

Я не могу понять, почему ломка какой-то жалкой игрушки так обидела меня​​ (брат нарочито, ногой сломал подаренный мне паровозик), а ​​ тут я не стал плакаться.

Как-то слишком легко я успокоился – и теперь даже с каким-то подобием гордости вспоминаю этот случай: вот, мол, пострадал за искусство! ​​ Подумаешь, получил по башке!

 

А что же школа? ​​ Про искусство в школе не говорили НИКОГДА. Такого нет - и все. Ну, что стоило показать хоть какой-то просветительский фильм про Эрмитаж или Третьяковку? НИКОГДА.​​ 

За все десять лет -​​ НИКОГДА.​​ 

Ездил ли класс в Петербург, чтобы посетить эти музеи? НИКОГДА.​​ 

Вот такой непроходимый советский идиотизм. Музеи ​​​​ больших городов​​ переполнены школьниками, - а что, если ты родился​​ ​​ не в столице? Что за участь​​ тебе уготовлена?​​ Неужели так трудно указать ребенку на существование искусства?​​ 

 

Что я делал? ​​ Неужели не было выхода?​​ 

Мама много лет выписывала журнал​​ «Работница». Недолго думая, я тайком нарезал оттуда кучу шедевров (картины полагались каждому номеру журнала). Я создал свой музей: целую папку - и тайком перелистывал шедевры. Рембрандт, Рафаэль (эти, конечно, из галереи Дрездена), Врубель... Я это сделал не благодаря школе, а вопреки ей. Такой идиотизм, такое скотство, такой ужас советского воспитания!

 

Удивительно, но в детстве - уже в детстве - у меня был свой​​ «воображаемый музей»:​​ «Незнакомка»​​ Крамского (висела у дяди-артиллериста),​​ «Ходоки у Ленина»​​ Бродского (висела у мамы в спальне),​​ «Мадонна с младенцем»​​ Рафаэля и что-то еще передвижников. Был​​ «Кочегар»​​ Ярошенко, был​​ «Устный счет». Кстати, там легко было вычислить написанное на доске! Получалось «два».

 

Вот всю жизнь спрашиваю себя: почему нашему государству были нужны именно бесчувственные идиоты?

Так вот, откуда он, наш эмоциональный голод: ​​ искусства в школе попросту не было. Ну, назовите это​​ «эстетическим воспитанием»​​ - да как угодно! Такие слова, как​​ «Эрмитаж»​​ и​​ «Русский музей»​​ не звучали ни разу. Столь ​​ вопиющее варварство.

 

Я не считаю, что искусство непременно должно преподаваться во всех школах, но,​​ чтобы за все время пребывания в школе ни разу не предложили съездить на экскурсию в Эрмитаж, - это уж слишком!! Живучи в Ленинградской области!!

 

Хорошо ​​ помню, что преподавалось рисование – и тут я явил себя полной бездарностью.  ​​​​ Рисовать не нравилось, а вот смотреть на картины, думать о них – нравилось.

Цель преподавания – дать шанс всем. ​​ Мне такого шанса не было дано. ​​ Да, из всех одноклассников никто не связан с искусством, так что мои слова им покажутся сотрясением воздуха, - но ведь я говорю только о том, что задача преподавания, задача всего государственного института школы не выполнялась. ​​ Дело же не только в нашей школе, а еще и в духе советской эпохи, предпочитавшей формализм во всем. ​​ 

 

В мои четырнадцать лет я влюбился. Ответной реакции не было, но эти чувства толкали​​ больше читать Пушкина: ведь он так много сказал о любви!​​ ​​ Правда,​​ скоро​​ подступило мое увлечение физикой вообще и теорией относительности в частности. Прочел название​​ «Квантовая механика»​​ - и​​ закружилась голова. ​​​​ И это я воспринимал как искусство!​​ 

 

Но почему все мои многочисленные родственники так дружно не любили искусство?​​ ​​ Была же и культура, ​​ было массовое искусство.​​ Да, туалет был неутепленный,​​ холодный, но чистый. Пусть нет ванны, но походы в баню​​ были​​ регулярными. Телефоны​​ (тогда только стационарные) были​​ далеко не у всех, но они и не​​ были​​ нужны при маленьких расстояниях.

 

Хоть мне это неприятно, но я​​ все же​​ склонен более всего осуждать ограниченность нашего классного руководителя ​​ Валентины Александровны Киндюк.​​ ​​ Эта приятная женщина строго держалась предписанных ей рамок.​​ Так было ей трудно хотя бы ​​ упомянуть музеи?

В рисовании я так и остался нулем, а вот красота живописного произведения мне​​ сразу​​ бросается в глаза. Такое бывает!​​ 

Но​​ Валентины Александровна не жила школой, не жила душами школьников: ​​ она​​ только работала​​ в школе.​​ В этом нельзя ее обвинить, но и скрывать это не считаю должным.​​ 

Кроме​​ учителей​​ Пановой и Гриненко, никто не подумал, к чему предрасположена моя душа. Здесь уж никак нельзя оправдать невнимание большим количеством учеников: обучение​​ под ее руководством​​ длилось​​ шесть​​ лет!

 

Тут​​ мне придется​​ рассказать о моем отце: его представление об искусстве было, мягко говоря, очень своеобразным.​​ 

Дело​​ ​​ в том, что ​​ папа мечтал стать писателем.​​ 

Он​​ как-то сказал​​ своему собутыльнику, своему дяде Жене:​​ 

- Знаешь, Женька! Я хочу стать писателем.​​ 

- О чем ты будешь писать? –​​ ​​ спросил​​ мой любимый дядя.

Легко понять, что действие происходит за бутылкой водки.

- Вот бежит солдат по полю, взял свою голову подмышку - и бежит дальше.

- Яшка, да кто же поверит!

- А я ведь напишу для детей.

 

Разговоры с папой были так редки! Всю ​​ жизнь их вспоминаю.​​ ​​ Один меня поразил особенно. ​​​​ Да, мечта стать писателем сильно его мучила, но, увы, не мечта о писательском труде.

- Учись, Генка, - однажды с волнением сказал он. - Вот станешь писателем - и не будешь работать.

Надо ли говорить, что у папы была одна мечта: не работать?

Папа охотно развивал свою теорию:

- С утра взял пописа'л, потом отдохнул. Потом сходил и искупался. Потом опять немножко ​​ пописа'л.​​ ​​ Ни печали, ни заботы, ни воздыхания.

Такими были откровения моего отца!!

 

Да, это была среда, в которой я родился.  ​​ ​​​​ Мало, кто любил работать, но все считали, что работать надо. ​​ ​​ Тогда, кстати, была и статья за тунеядство.

Правда,​​ с завистью​​ поговаривали, что есть такие хитрые, бессовестные люди, что умудряются не работать и ​​ жить припеваючи: писатели. ​​​​ Эти хитрые гады засели в Москве и живут, не тужат.​​ ​​ 

Все понимали, что не ​​ каждый может стать военным: дисциплина в далеком гарнизоне! - ​​ но так хорошо было б ни за что получать деньги! ​​​​ Поэтому, когда я ушел из военной Академии, меня просто сочли идиотом.

Понятно, что за всю жизнь никому из моих родственников не пришло в голову, что я писатель: меня же не показали по телевизору.​​ А братВова, так тот прямо сказал: «Я никогда не буду читать твои рассказы». ​​ Когда мы встретились в 2003 году (мне 50, а ему 56), он мне прямо сказал: «Я тоже, как ты, всю жизнь мечтал ничего не делать. У тебя​​ это получилось, а​​ у меня – нет».

 

В 12 лет от работы папы (когда я был в пятом классе, он, наконец,​​ ​​ только что​​ устроился на постоянную работу​​ на пилораму),​​ мы поехали в Петергоф.

Время от времени мне придется рассказывать о близких – и эта правда не всегда приятна.

Тут надо пояснить, что папа ненавидел свою работу.  ​​​​ Поскольку он не думал об образовании и вообще чем-то высоком, ему пришлось работать резать горбыль (нестандартные отходы) – и это при его организме, ослабленном пьянством и войной!

Но при этом он закончил что-то по специальности​​ «товароведение»!

Вот как это все совмещалось?!

И тут, на экскурсии, он решил отдохнуть: он, как и все работяги, сразу, только сели в автобус,​​ напился.

Это какое-то чудо, что автобус доехал до​​ Петергофа: пьяные мужики отчаянно орали и матерились, нас несколько раз останавливала милиция. С нами ехали две женщины, которые пытались увещевать расходившуюся ораву, но их сразу смешали с грязью.

Когда приехали, у мужиков​​ еще​​ были силы на экскурсию, а папа два часа так и проспал на скамейке с видом на дворец Петра Первого. ​​ В автобус его просто погрузили.

 

После этого легко понять, что с папой у меня не было никаких отношений​​ – и при этом он​​ искренне​​ говорил, что​​ меня​​ «уважает».​​ 

Брат повторил папу на сто процентов: в любой момент он мог напиться – и слишком легко превращался в животное.

Что ж, вот такие близкие мне достались!

 

Что до чтения, ​​ дело было​​ не только в литературных красотах: я​​ ​​ читал, потому что говорить было не с кем. А говорить очень хотелось.

Поэтому уже в третьем классе я завел дневник.​​ 

Я вел его с перерывами до конца школы, а потом обернул все листы клеенкой и спрятал в лесу под корнем дерева.​​ 

Конечно, дневник пропал.

 

Я его спрятал, потому что маме доверить не решился: она тоже не была другом.​​ 

Конечно, она была ангелом рядом с пьющими братом и отцом, - но вся ее жизнь свелась к зарабатыванию денег. Я даже не помню, чтоб она читала! ​​ И когда? ​​ Надо сготовить обед, ​​ надо что-то зашить, надо вымыть пол!

 

А что​​ же мой​​ дневник, этот отчет перед вечностью? ​​ Потом в Питере​​ в 70-ых прошлого века​​ я долго скитался – и до перестройки вел дневник кое-как.

Удивительно, но тогда я не верил, что доживу​​ даже​​ до сорока лет: настолько жестокой казалась мне жизнь.

Кроме того, в самой социальной жизни не было информации, этой бесценной пищи для ума.

 

Дневники стали моей подлинной жизнью​​ уже​​ после путешествия в Европу в 1991 году: я поверил, что в Россию пришла свобода – и даже превратил свободу в основной принцип моей социальной и духовной жизни.

Это стало легко в новой России!

 

В ​​ третьем классе ​​ я написан первый рассказ: партизаны​​ во время великой отечественной войны​​ идут по глубокому снегу и ловят​​ «языка»​​ (немца, который даст показания).​​ 

Маму я уговорил его прочитать, а брат и папа этого не сделали.​​ 

Может, они и прочли, но мне не сказали.​​ 

И так прошла вся жизнь: они никогда ничего не говорили. Они искренне не понимали, чего ждут от близких людей.

 

12 лет​​ - ​​ начало моих литературных мечтаний: мое​​ увлечение Пушкиным. ​​ Конечно, оно затянулось на всю школу, а как потом выяснилось, и на всю жизнь, - но уже в пятом классе Пушкин поражал.

- Почему он может себе позволить все темы, а Лев Кассиль не может?! ​​ Почему он может писать на все темы?

Именно в творчестве Пушкина я впервые столкнулся со свободой.

Я прочел​​ «Медведя»: в этом (или нет) стихе описывается, как медведь нашел мешок с десятком женских половых органов.

Он нюхает:

 

А, знакомый запах!...

 

Почему поэт мог такое говорить, а родители и учителя не могли?

 

Тогда же и прочел​​ «Евгения Онегина».

Как​​ же​​ меня поразила фраза:

 

Между жарким и бланманже

Цимлянское несут уже.

 

Да, есть другая жизнь! Это мне, - думал я, - суждено жрать картошку всю жизнь, но бывают же и в еде чудеса!

Меня сразило, что и в еде Пушкин остался поэтом!!

Значит, поэтичным может быть все!

Значит, главное в жизни – мечта.

 

Письмо Татьяны ​​ Лариной​​ просто​​ потрясло.  ​​​​ Так вот они какие, эти женщины! Совсем не то, что говорили о них в нашем Тигельном дворе. ​​ Они все – как моя мама: у них тонкие чувства, они все понимают, их нельзя не любить!​​ В школе я​​ написал о ней огромное сочинение​​ – и учитель литературы назвала его «очень искренним».​​ Я поразил и сам себе: так много написал, что хватило бы на два сочинения.​​ 

 

Увы, именно с такими чувствами были совершены два моих первых брака. Надо ли говорить, что они​​ распались? Девушки посмеялись над моим​​ социальным​​ идиотизмом.

Это сейчас мне легко посмеяться над собой, а поначалу столкновение с практичностью женщин заставляло очень страдать.

 

Смешно, но стоит заметить, ​​ что поведение Татьяны​​ Лариной​​ ​​ укладывалось в советскую модель: терпеть и не​​ подпускать слишком близко! А западная модель поведения женщины​​ в рассказе​​ «Письмо незнакомки»​​ Стефана Цвейга​​ предстала иначе: терпи, но​​ позволяй. ​​​​ Или так: ​​ и​​ ​​ страдай,​​ и​​ ​​ позволяй.​​ 

Да, это​​ «Письмо»​​ поразило не меньше, но на короткий срок.

Поведение Татьяны​​ Лариной​​ ​​ не противоречило​​ советской модели, но уж очень тонкой она оказывалась для советской женщины! ​​ В жизни мужчина непременно был зверем, часто пьяным, - а на женщину возлагалась некая цивилизующая миссия: удержать эту скотину на человеческом уровне.

 

Лет в 13-14 на фильме​​ «Спартак»​​ я был потрясен красотой Элизабет Тейлор. Красотой она не превосходила советских актрис, но она​​ ​​ невероятно! -​​ предстала совсем голой!!​​ Хоть показали только безобидную часть ее тела, я был поражен его совершенством. Поделиться своими мыслями, как всегда, было не с кем.

Каково же было мое удивление, когда​​ наш классный руководитель​​ Валентина​​ Александровна​​ Киндюк​​ сама завела об этом разговор в классе!

«Киндя»​​ (так мы ее звали между собой) осудила фильм как раз из-за сцены, столь привлекшей мое внимание.​​ 

Сейчас это смешно: ​​ мы живем среди туч проституток, открыто рекламирующих себя, -​​ ​​ но 1966 году деревенскому мальчику​​ ​​ тринадцати лет​​ было впервой видеть красивую раздетую женщину.

А что Киндя?

-​​ Как им не стыдно,- сказала она - и в моих глазах опустилась очень низко.​​ 

Если б она сказала, что​​ Элизабет Тейлор​​ ​​ - одна из лучших актрис 20 века, она на всю жизнь вызвала б мое восхищение!

Но эта лужская​​ учительница осудила Актрису с мировым именем!!

Да что ж это такое? ​​ Выяснилось, что вообще всё​​ запрещено! Уже и кино любить нельзя!!

Дорогие учителя! Хоть что-то, да позвольте нам любить! Я за все детство так и не услышал от вас, что можно любить искусство.

Сама Киндя посылала нас на какие-то дурацкие фильмы, я даже забыл их названия.

 

Еще более сильное впечатление от литературы​​ в детстве​​ ​​ «Война и мир»​​ Толстого. Я хорошо помню, что начал читать​​ роман​​ первый раз в 15 лет, а потом тщательно перечитал перед 10-м классом​​ (думал, что после школы уже будет некогда).

Слишком многое поразило в этом произведении.

Открываю роман – две страницы на французском. Вот это да!!

Уже то, что человек способен умно и интересно описать целую войну, ошеломило. ​​  ​​​​ Все характеры тщательно прописаны, все развиваются: настоящая жизнь!

 

Было и еще событие вслед за фильмом​​ «Спартак»: ​​ фильм-балет​​ «Жизель»​​ с самой​​ Галиной Улановой!!​​ 

Ну, что стоило​​ учителям изобразить умных людей и​​ сказать:​​ «Дети! Посмотрите балет! Есть такой вид искусства!». ​​ 

Я пошел сам – и на меня​​ этот​​ просмотр оказал большое влияние.​​ 

Мне запомнился этот сеанс в кинотеатре и потому, что никогда еще​​ зрительный​​ зал не вел себя столь ​​ похабно: люди откровенно плевались,​​ а уходя,​​ стучали креслами и дверьми.​​ 

 

В Тигельном дворе у меня были друзья: «Серый» (Сергей)​​ и​​ «Була» (Володя Булыненко).​​ С ними мы​​ много бродили​​ по лесу.​​ Позже появилсяодноклассник «Аркаха» (Аркадий Давыдов), с которым мы вместе бегали и занимались культуризмом (тогда это было модно). ​​​​ Помню, с ним мы пошли​​ в кружок балета!

Мы ​​ пришли - и надо отдать должное такту руководителя студии: она нас ​​ не выгнала,​​ -​​ а прямо завела в класс и поставила к станку.

Мне ​​ так понравилось поднимать ноги! Сразу все мышцы заболели.​​ 

Уже на второе занятие я пришел один и только смотрел. А потом и вовсе не пошел: понял, что не для меня!

 

В 15 лет меня потрясло​​ «Письмо незнакомки»​​ Стефана Цвейга и его ​​ новелла​​ «В сумерках».

Так неприятно вспоминать свою жалкую плаксивость! Мое настоящее пробуждение чувственности –​​ в этих​​ рассказах.

Я прочел, как​​ юношу смело обнимает какая-то девушка – и делает это непременно в сумерках, когда он не может разобрать ее лица.​​ 

Я ходил по двору и судорожно примерял, какая же из женщин на такое способна.

Ну, уж хоть кто-нибудь бы так обнял – уже было бы неплохо!

Я специально вечерком выходил во двор, надеясь на удачу.​​ 

Так и не дождался.

Но все равно: приду домой – и плачу, плачу, плачу от радости, что ждать объятий так приятно.

 

А ​​ «Письмо незнакомки»? ​​ 

- Это европейская Татьяна Ларина, - решил я​​ про героиню.

В​​ «Письме»​​ женщина любит необычайно тонко и самоотверженно, но меня поразило, как легко она пошла на близость.

 

В это время я уже был влюблен – и, конечно, чувство ​​ сразу приняло литературные формы. ​​ Конечно,​​ тогда​​ много написал по этому ​​ поводу, конечно, были и воображаемые свидания.

Я узнал, где она живет, - и уже с чердака караулил, когда она выйдет из квартиры.​​ 

Но меня не поняли! ​​ Бдительные соседи позвонили, куда надо, - и вскоре меня​​ уже допрашивали в детской комнате милиции. ​​ Мне потом объяснили, что кто-то портил антенны – и потому за чердаком присматривали.

​​ 

Проходит чуточку времени – и опять фильм потрясает меня:​​ «Мужчина и женщина»​​ Лелуша. ​​ Анук Эме​​ и​​ Жан-Луи Трентиньян ​​​​ играют чувство необычайной красоты, но при этом и они сами удивительно красивы. ​​​​ Анук Эме всегда, как лучшее в жизни и в женщине, стоит в моем сознании! ​​ Ее красота очень отличалась от броской Элизабет Тейлор: в чертах Тейлор есть что-то хищное, хватающее мужчину за горло, - а Анук больше претендует на мечту, на далекую, желанную возлюбленную.​​ ​​ ​​ 

Фильм​​ «Мужчина и женщина»​​ научил, что твое чувство становится высоким, когда ты сам вкладываешь в него высоту. Этой высоте больше неоткуда взяться, как из тебя самого!!

 

Но самое сильное впечатление​​ от кино​​ в школе​​ -​​ «Гамлет»​​ Козинцева​​ со Смоктуновским. ​​​​ Впечатление от этого фильма сродни потрясению от чтения​​ «Войны и мира»​​ Льва Толстого. ​​ И Смоктуновский, ​​ и Лев Толстой сразу и навсегда стали примером высокой интеллектуальности.

 

Когда я в 10-м классе прочел​​ «Преступление и наказание»​​ Достоевского, я был невероятно поражен схожестью нашей жизни и жизни семьи Свидригайлова. А я-то думал, лучше Толстого никто писать не умеет. Да, Достоевский​​ пишет хуже, но зато несопоставимо ближе.

 

С какой благодарностью вспоминаю мои бесконечные, каждодневные тренировки! ​​ Это общение с лесом только внешне сводилось к физическим нагрузкам: на самом деле, я был поражен красотой природы.  ​​​​ Вот​​ куда​​ ​​ можно​​ было пойти со своей болью! Выход - только в скитаниях по лесу и чтении книг.

 

Было очень интересно, когда в школу ​​ с лекцией​​  ​​​​ приезжали​​ «важные господа»​​ из Питера!

Никогда не забуду студента с мат-меха​​ ЛГУ: мы долго говорили, - а потом вместе пошли в кино. ​​​​ Более того, он зашел ко мне домой!! ​​ Увидел исписанные формулами тетради – и благословил поступать в ​​ ленинградский университет ​​ ЛГУ​​ на математико-механический факультет.

Потом он признался, что хочет отдохнуть, и попросил сводить его в кино.

Фильмчик​​ оказался никаким.

Я искренне не мог понять, как он может отдыхать под такую дрянь, - а​​ ведь​​ на самом деле многие так расслабляются под мельтешение на экране.

 

Как-то прикатил ответственный работник – и нас анкетировали.

Я помню один свой ответ:​​ «Мама меня ​​ видит профессором с солидным окладом».

 

Я был бы не​​ прав, ​​ не упомяни ​​ специально приятный факт:​​ если в школе не было​​ шанса​​ обращения ​​ к прекрасному, - то он появился позже в​​ лице ​​ зава городской библиотеки Надежды Михайловны ​​ Александровой.  ​​ ​​​​ Она​​ ​​ во все мои приезды в Лугу: с 1979 до 2009-го – тридцать лет! - позволяла ​​ пользоваться ​​ библиотекой.

 

Нет, я далек от мысли, что Луга чем-то хуже других провинциальных городов.​​ 

А то, что в родном городе у меня не создалось своей среды, это все же банально.​​ 

 

Что бы я еще сказал по этой теме? ​​ 

Я рано построил свою жизнь на усилиях, на преодолении.​​ Чем я только не увлекался за всю мою жизнь, - но это началось в детстве.​​ Несомненно, плохо то, что мне​​ с детства дали понять, что эти​​ мои​​ усилия неприятны​​ даже моим близким, что я жду за них чего-то особенного, как-то нагло пытаюсь выделиться. Меня необычайно и ранило, и поразило равнодушие моих родителей и других родственников: они просто ничего не увидели в моем желании учиться. Они и не скрывали, что всю жизнь считали меня и за дармоеда, и за эгоиста. Я считал и считаю это вопиющим свинством. Оно не такое уж ужасное,​​ не столь уж и редкое, но,​​ скорее, обыденное,​​ -​​ но оно совершенно изменило меня. Конечно,​​ я это прощаю, я​​ склоняюсь​​ перед судьбой, какой бы она ни была,​​ -​​ но я всегда помню об этой несправедливости.

Сейчас мне кажется таким странным, что от случайных женщин, моих первых двух жен я ждал участия к этим усилиям, уже ставшим творческими порывами. ​​​​ Они по-своему правы, что увидели во мне, каки мои родственники, только тунеядца.​​