Ноябрь, 1989. Как при чтении Плутарха меня поразила сцена, где Дионисий бродит по Коринфу! Бывший тиран болтается по рынку. Я увидел три компонента в римской культуре: герой либо вознесен, либо низвергнут; ясные выходы на предзнаменования; укрощенное морализаторство.

Прозрения Луция - очень серьезно. Хоть и мало описываются. Роман может быть только о  повседневной жизни, а не о прозрениях. Почему я не описываю то, что так мучает? Но тогда писал бы только о низостях городка Истры - и сам бы деградировал и сошел с ума вместе с этим городом. Поэтому мое творчество, как и любое творчество, - безумный порыв.

Плутарх - отсвет других, более точных и подробных источников. И все же - ему можно молиться! Вот на какое-то время Плутарх становится моим богом. Как прекрасно он отразил мысли свого времени! Именно мысли. Того же и я хочу в своем будущем романе.

(материалы не обработаны)

Апрель, 1995. Почему "Дева" о немце, а "Иисус" - о греке? Это проблема: русскому писать о русских. Мне до сих пор трудно увидеть в русской жизни хоть что-то положительное. Моя повседневная жизнь - чудовищная борьба. Как в такой обстановке писать о Боге?

--Чью бы занял позицию в споре Толстого и русской церкви? Роман как раз и доказывает, что ничью.

Май. Мандельштам:

 

Я слышу Августа

И на краю земли

Державным яблоком

Катящиеся годы.

 

Август, 1995. Мой роман ловит отголоски того интеллектуального взрыва, которым сопровождалось рождение христианства. Поэтому и пишу, что во мне многое отозвалось от того времени. Византийство идеалистично и - что важно - оно пронизывает жизнь каждого русского.

Насколько далеко может заходить знание о Христе? Лучше прямо не касаться этого вопроса, а суметь поставить его косвенно. Да, все говорят о Христе, - но как о каком-то призраке. Уже при работе над  «Девой Марией» мне почудилось, что вера меня создает, что она может быть и творчеством, и целой жизнью. Вот бы в «Иисусе» добиться полноты создания верой! Мой Луций только слепо верит, но верит столь искренне, что вера его создает. Люди не просто живут, но создают веру. В чем остается след поколения? Именно в вере. То недуховное, что мы потребляем, лишает нас личности. Что за веру создает наш мир?

Сентябрь, 1995.  Коринф сожжен в 146 году до н. э. Это 607 год Рима. Независимой Греции больше нет. Плутарх это описывает в своем первом мировом «бестселлере» - уже с точки зрения второй половины первого века. Христианство вовсю. Так что я особенно внимателен к его точке зрения. Собственно, именно чтение Плутарха заставило мечтать написать роман о Христе. До Плутарха это казалось безумием. Поразило, как Плутарх сумел пройти по краю истории и литературы.

Что же есть в Клазоменах как в имени? Читатель почует и гористую местность, и озеро. Я вдруг вспомнил Лугу, которую не могу любить из-за тяжелых отношений с людьми. Само имя всегда всем чуждо. А пишу - не под Плутарха? По-моему, я совсем забыл моего кумира. Выжал из него материал и - забыл.

Текст долго готовится, а потом он разом написан. И это - как взрыв. Это-то и растаскивает мою душу. Опять переворошил персонажей и хорошо выписал.

Тема веры не должна быть главной в моем романе о Христе, но прежде всего - тема жизни. Что превыше всего? Сама жизнь.

Нужны и "многофигурные" сцены, чтоб фон Луция был достаточно солидным. Досье на всех персонажей; иначе смешаются.

Октябрь, 1995. Вдруг читаю в словаре: "Клазомены - греческий город на берегу Малой Азии". Спасибо! Город как Тасучу. Луций сначала (1989 - 1993) был просто из греческой деревни. В 1994  мне почудилось, Луций - из северной Италии. Потом Луций стал из Лозанны, и вот окончательно - из Клазомен. Что подчеркивает это название? Луций - из великой греческой культуры, но он - самоучка. Он - "лишний" человек по понятиям русской литературы.   Что еще важно: Клазомены сродни Луге.     Во мне Луга много разрушила, но Клазомены всегда согревали Луция.  Этот город очень известен по Плутарху.

-- Еще раз глянул в Плутарха, и еще раз убедился, что он добивается большой правды. Лосев причисляет его к эпикурейцам. Предзнаменования, интерпретации - так много именно античности.

Плутарх установил меж мной и началом нашей эры родство - и оно столь несомненно, что не смог бы не написать роман. Божественность! Именно о ней пишет Плутарх, хоть и не знает об этом.

Как он пишет об Александре Великом? Изощренная система предзнаменований. Но как предвестия становятся литературой? Не понимаю. Но становится.

Ноябрь, 1995. Хор у Плутарха. "Солдаты негодовали". Казалось бы, что тут такого? Но Плутарх объединяет людей в группы именно по такому принципу: родство по эмоции или судьбе. Как он пишет? "Многим жителям приснился сон". Так позднее Достоевский будет частенько писать "Говорят, что...".

Перечитывая Светония, постоянно думаю, откуда эта резкость в оценках. Но не таково же ли и раннее христианство? Резкость растет из борьбы, из тех ужасов, что писатель видит рядом с собой каждый день. Перечитка Плутарха и Светония отняла все силы. Именно они шесть лет назад толкнули писать этот роман. Межу строчек этих авторов разгуливают мои персонажи!

--Имперское в мировоззрении Плутарха. Чувствуется покровительственное отношение к грекам.  А я? Империя рухнула, но в искусстве много ее следов.

Заезды Бродского в античность - из любви к имперскому. Он увидел имперское в Питере, а для меня город не дышал гордостью: Град раздавливал, убивал все, что я задумывал. Как только мечта хотела воплотиться, Град восставал - и я оставался в своей геенне.

Роман о том, как укладывается в нашем сознании начало нашей эры. Как мы можем не думать о том, как мы начинались? Или я должен писать о персидской культуре? Никогда не поверю. Христианство - основа русского мировоззрения.

Тут мой Плутарх - не помощник. Его повествование очень похоже на дневник. Ну да! Потому что не всегда избавляешься от ощущения набросков. И дневник римский, потому что Плутарх - римский историк.  Для него все, что не Рим, - провинция.  Выбор событий кажется часто необоснованным.

В пятой главе моего романа диалог не звучит, если его не расписать в строчки. План романа - уже 20 страниц. В столь долгом забеге, как роман, приходится холить рацио.

Для меня знание Бродским античности невнятно. "Дева тешит до известного предела" - просто глупость. Забавно, но в избрании античности Иосиф - наивен. Я ему не верю, но ценю его духовный порыв, зацепивший и этот кусок мировой истории. Тут он - совсем дилетант. Как и я. Кажется, я бы должен гордиться, что на одной доске с обладателем "нобелевки", - но мне неприятно, что мы сравнялись в глупости.  Бедный Иосиф! Христианское ему чуждо, а в античность он не в силах войти.

Плиний. Читаю его через моих героев. Он немножко барин и с удовольствием сыплет ученостью. Мой гуляка Эпулон - из Плиния. "Я получил великолепные финики".

За день написал три сценки. Святое дело - работа: день без работы - день вне культуры. Причастность к культуре надо постигать каждый день; и на уровне физиологии. Второстепенные персонажи романа - фон для главных. Важно, чтоб персонаж выходил из писем, продолжал их. Дядя Луция Карп возвышается именно по линии августалий. О них нет документов, но это не лишает их достоверности! Современный человек легко понимает, что нечто, вроде августалий, должно было быть создано.

Глюкон и Луций в Египте. Тут уж распишу мое юношеское увлечение древним Египтом. Еще шесть лет назад начал набрасывать эти "египетские" сцены, так что теперь и приятно, и легко. Жизь сделала круг, лишь доказав, как я был  прав.

--В седьмую главу добавить две сцены с Антифоном. По чувству. Неприятный юноша, но стоит полюбить его за характерность.

Декабрь, 1995. Письма Плиния Младшего и Цицерона дают больше для знания римской жизни, чем Плутарх.  Плутарх задал мой стиль, освободил меня чисто литературно, - но все повседневное откапываю по зернышку, как курица.

По письмам легко увидеть мир Цицерона: он столь же эфемерен и трагичен, как и мой. В какие только узлы не закручивает эпоха судьбу человека! Конечно, в романе не решился говорить всерьез о философии. Все философствуют, но философ - никто. Лосев, кажется, называл Цицерона эпикурейцем, но мне следует избегать любой научности. Даже слово "образ" - от Эпикура.

--Ида - ученица Радцига, Ярхо и Машкина. Все эти авторы - в ее библиотеке. Конечно, мне завидно: меня-то, заочника, так много не учили. Я учился = сам себя учил книгами. Светоний: природа слухов. Его слухи часто пахнут мочой и канавой. И моих героев "большие" события касаются не прямо, а по касательной - и мне важно отразить влияние Истории на "обычные" человеческие судьбы. Подчеркиваю " человеческие", потому что мой Луций, сам того не зная, живет пред Богом coram Deo, а не пред людьми. Он не осознает своего призвания!

Жаль, Цицерон далек от веры: он - столь интересный человек, что хотелось бы о нем написать. Но эта "интересность" мне чужда. Что же объединяет мысли и поступки человека, как не вера? Если ее нет, то о чем писать? Как делал карьеру? Низко. Что же объединяет историю человечества, как не вера? Все прочее меняется. Или сенатор Лициний должен больше говорить о Тиберии? В том-то и дело, что он молчит. Хватит того, что коллегии августалов даны подробно.  Тиберию слишком важно организовать внешнее почитание приемного отца, чтоб выразить свою любовь. Любовь сына к отцу - очень важна для  Рима. Вот уже  целый государственный институт! Институция. (Теперь говорят и так: как о женщине). Для меня коллегии августалов - конвенциональная ложь той эпохи. Она, эта ложь, слишком созвучна лжи, современной мне.

--Планы моих романов об античности: дружба воина и гладиатора + последние дни Цицерона + его письмо Августу.

--Восьмая глава ясно раскололсь на разные рассказы.

Тацит рассказывает, что в 32 году был хлебный мятеж. Я немного сдвину: в 29 год. Именно бунтик, а не бунт: при Сеяне бунта быть не могло.

1996. Роман построен на противостоянии двух сенаторов: Феликса и Анния. За Секстом Аннием - его дочь Вальпургия, её муж Марк, её дочь Вероника и её салон. Так Вальпургия попадает в центр жизненный романа, тогда как центр идейный - это Никандр. Появление Христа - результат движения идей; об этом говорит образ юноши из греческой провинции. За Феликсом стоят родители Никандра Аполлодоры и сын его друга Брут. Родство Аквилия, Антифона, его отца Фрасонида и Катула - самое поверхностное. Они не придают ему значения. Цецилии Квинт и его отец стоят отдельно. Как и Галлия. Почему именно эти персонажи? Не знаю. От замысла романа до его воплощения - 17 лет!

Христос вышел из эллинизма. Эллинизм царит в реальной жизни, а искусство идет своим путем. Чего больше в Христе: эллинизма или римской античности? Не стоит даже ставить такой вопрос в романе. Это турки хранят волоски Магомета, но на эллинизм таких хранителей не нашлось. Эллинизм – за официозом искусства. Мне византинизм важен и потому, что Россия наследовала именно его.

Задуман роман ещё в социалистической эпохе, а закончен в демократической. Вот и сложилось то, что меня удивляет. Все мои романы – бессознательные: их, чудится, диктует не разум, а какие-то смутные чувства. И на самом деле, в жизни больше места для них, для той повседневной неразберихи, к которой мы привыкли. Поэтому чисто внешне он – ни о чем. Когда писал, двигало одно желание: отразить рост образа Спасителя. Образ еще не оформился, создается, растет на наших глазах – и это, по-моему, самое интересное.

Приехал на турецкое побережье (ноябрь, 1994) – и вдруг нашел, что оно – греческое.

Сначала написал Галлию необычайно грязной. Дно Рима! Но Л. М. Лотман объяснила, как это глупо. «Вот они, п-здочеты!», - говорит она о своих друзьях. Мне казалось, дно должно присутствовать в романе очень зримо.

(Статья для обшлага второй книги). Если в моей первой книге «Гомо скрибенс» моделируются ситуации, которые я сам счастливо избежал, то вторая рассказывает о моем своеобразном язычестве. Стремясь стать христианином, все ж остаюсь человеком искусства. Я вижу в Христе прежде всего образ. Это не только литературные влияния (вспомнил слова Достоевского о «сияющем образе Христа»), но и ясное ощущение всей моей жизни. Мой герой Никандр – один из тех, кто невольно создал Христа. Всем понятно, что Его образ творила эпоха; сказать так – отделаться общими словами. Я не отвернулся от проблемы, назвал ее; у меня даже хватило сил в течение десяти лет разрабатывать мои идеи, обратившись к историческому материалу. Задуман роман был, однако, еще в ЛГУ, в 1977 году: тогда, на первом курсе университета, я впервые столкнулся с культурой античности, стал изучать латинский и древнегреческий языки. Закончен роман в 1996 году, когда эпоха «большого» романа, казалось бы, уходила. На самом деле, мы видим, как теперь, уже в третьем тысячелетии, он возвращается. Каким он будет? Как его обогатят интернетные влияния?

Прав ли я, придумав Коллегию августалов? Народные трибуны, чтоб ублажить народ, раз в год делали зрелища на свои деньги. Среди многих забот была и эта: реально блюсти память Августа. 

Тацит говорит, что в 23 году комедианты были изгнаны из Италии. Так что моего Катулла и его отца высаживают из Рима не случайно.

В романе закодирована судьба Никандра: его убивают в родном городе, в тюрьме «областного значения». Я намекаю читателю, что его жизнь, как и любого человека, делает свои круги, не может из них вырваться. Это – заданность, рок, но трудно увидеть этот абстрактный «рок» в последовательности конкретных сцен.

Отзыв Неверова О. Я. 1996 (Неверов Олег Яковлевич – главный хранитель отдела гемм в Эрмитаже): «Дорогой Гена! Прочел твой труд, завещанный от бога. Я сделал на полях замечания, когда мне казалось неуместным. Замечание: 1. Роман, а любви – нет (кроме любви к богу). 2.Очень много брани (напоминает Лимонова, и звучит она не по-древнему, хотя живость вносит необыкновенную). 3. У древних (Лукиан, Петроний и др.) всегда есть мужеложство, а ты пренебрегаешь. Хорошо ли это? Можно и отрицательно дать этот колорит эпохи.   Мысль о том, что эпохи имеют много одинаковых героев, но в памяти остается один – мне нравится, она в чем-то глубоком верная. Интересно, как отнесется к роману совсем неподготовленный читатель? В общем, роман одобряю, хотя его актуальность ты, кажется, преувеличиваешь». Я ни с чем не согласен!  Замечаний – всего одно - два на весь роман, - и очень короткие.

26.2.1996. Все силы уходят на «Иисуса». Демокл умер, и я описываю только рациональные реакции на его смерть. Рацио! Ибо подлинный бог римлян – Рацио. Хоть он и пророк, но будничный. Таких, как он, было слишком много, они и «раскачали» эпоху, идейно подготовили пришествие Христа. И на самом деле, почему его появление было воспринято? Почему эпоха была готова к появлению Христа?

(Материалы за 1997 – 2002 годы не обработаны)

Апрель, 2003. Но роман не оставляет меня! После рецензии Льва Анниньского роман совершенно ко мне вернулся. Неожиданно его автобиографичность стала осмысляться, расти – и уже она столь ясна, что нельзя об этом не сказать. Никандр мне постоянно припоминается, он доказывает, что он – это я. Он даже старается быть похожим на меня. Но и я – к нему приближаюсь: меня оставила злость, меня больше не мучает ярость.

Май, 2003. Держишь зеленый роман в руках и вспоминаешь всю свою жизнь. Читая множество больших романов, всегда думал: А какой-то будет мой? Уже в 1996ом чувствовал, что больших романов больше не напишу: моя «энергия заблуждения» (выражение Льва Толстого) уже ушла. Где теперь я? Где моя энергия? Где мое желание творить? Я не нахожу их. Просто пишу! Скорее всего, именно потому, что писать не умею. Вижу себя не юным, а старым, высохшим деревом. Только в больших романах удалось собрать свою жизнь во что-то вразумительное. Я потому их и писал, чтоб придать своей жизни хоть какой-то, хоть призрачный смысл. Призрак цельности! И он меня давно покинул.

Теперь – другое: мои романы, мои опусы отделяются от меня и возвращаются во мнениях других. Что это? Не понимаю.

Апрель, 2004. «Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» в пасхальный уикенд вновь вышел на первое место по сборам в американском кинопрокате. Последние три недели «Страсти Христовы», вышедшие в прокат 28 февраля, уступали первое место по сборам другим фильмам. Однако в минувший уикенд фильм Гибсона собрал более 17 млн. д. и показал второй лучший за всю историю результат в седьмой уикенд проката, уступив лишь «Титанику»«. Меня поражает, что этот фильм, переполненный ужасом, поддержан нашей патриархией. Почему Скорцезе был изгнан, а Гибсон нет? Загадка.

Все следы огромной работы над романом, казалось, были уничтожены, но вот при обработке дневников 1994 года черновики ИК всплывают. Видимо, работа над романом не уходит: я чувствую, как она продолжает жить в душе, как меняет меня, хоть внешне и удалилась. Ушла та эпоха, но ее проблемы остались. Россия стала только чуточку поуспешней, чуточку лучше справляется со своими проблемами.

Октябрь, 2004. Сотни раз ходил в ГМИИ и не мог не заметить этой карты, где ясно обозначены Клазомены. Теории по поводу Христа: “Повесть о повешенном” В. Шарова. Столь же безумна, сколь и характерна для нашего времени. “Бог и текст соотносятся как два любых текста” (Курицын). Появление Христа – не только чудо, которое нельзя объяснить рационально, - это еще и победа определенного комплекса идей. Почему эти идеи завоевали столь многих? Загадка. При мне идеи Карла Маркса показывали свою живучесть в ежедневной жизни, - но почему они были сильны? При мне уже никто не осознавал этого. Уходя, они еще бессознательно оставались в мозгах, продолжали править.

15.11.2004: Сын разместил на личном сайте и «Иисуса», и несколько коротких рассказов. Событие для романа. Почему не сделал этого раньше? Никто не советовал. Сделал по совету рижанина.

3.12. Все яснее, как много для романа дал ГМИИ. Фаюмские портреты. Это же время Августа!

17.1.2005. Как поражает, что роман вызывает восхищение. В нем не находят ошибок те, кто читал, а толпе просто к нему не подступиться. Но нового материала на роман не идет! Значит, античность знаю узко: только в рамках романа. 

Февраль, 2005. В романе я так и не ответил на вопрос, что мне «нравится»: вера или идея веры? Бог или Его идея? Да, стоит присоединиться к столь великолепной традиции уж хотя бы потому, что желание прекрасного в социальной жизни реализуется только в вере. И все равно не покидает ощущение, что всю жизнь идешь именно к вере, стремишься к ней, как к спасению.

25.3.05. В работе над «Иисусом» была огромная пружина, я не мог заниматься ничем, кроме работы над романом: с такой мощью пружина разгибалась. Рассказы не дают столь долгого, огромного напряжения. Они вносят в жизнь игру, но не убеждают в единственности творчества.

9.5.05. Но посещение «живого « Рима ничего не изменило в моем романе. Как и для всего мира, и для меня Град остается лишь возвышенной мечтой.

Другое дело - Помпеи. Куда легче было б писать роман, посети я Геркуланум раньше. Наверно, стоило содрать Клазомены именно с этого столь живого и столь известного города. Куда меня звала фантазия? Почему я так привык доверяться ей?

1.7.05. Посещение художника Терехова добавило мне гордости: вот кто оценил эпичность романа. Он поставил меня в один ряд с «Иосифом и его братьями» Томаса манна – и как могу не гордиться этим? У него на даче рассказал и историю создания романа, и как трудно было найти сам исторический материал. Просквозило, что это стало возможным только в Москве: реальной столице империи.

7.7.05. А все же поражает, что Терехов в моем романе почуял столь родное ему высокое ретро, услышал ноту, звучание которой ясно лишь высоким душам.

9.7. Мои близкие поехали в Крым, и я сразу вспомнил, как писал мой роман в их отсутствие в 1995-ом. Это было такое напряжение, такое исступление творчества, что внешний мир рассыпался предо мной в прах!

14.7. Почему ничего не могу прибавить к ИК? Потрясает огромность этого романа, но и законченность работы над ним. Конец этой работы - конец безумного художника во мне: я начал социализироваться под давлением обстоятельств.

1.8. Художник Терехов вычитал в романе мой ясно выраженный юношеский максимализм: жить можно только перед Богом coram Deo и мысли могут быть только о Нем.

10.8. Никандр видит во сне множество статуй одного человека. Он не  знает, что это Христос, но чувствует что-то близкое.  Наверно, не стоит это нести в текст, не стоит хоть сколько-то его менять. Я чувствую, как мой текст романа превратил в камень, на котором очень трудно выбивать новые буквы и изображения.

31.12.05. Показ сериала по «Мастеру и Маргарите» Булгакова заставил думать о моем романе, о моих мыслях о Христе. Кажется, что мой роман, что Булгакова  - это мысли о встрече с Ним, со вселенной, с бессмертием души. Я везде вижу, как Михаил Афанасьвич готовит себя к встрече Смерти.

9.3.06. Как прочитал фразу юного Бродского «Для Природы Целого вся мировая сущность подобна воску», сразу почуял в нем читателя моего романа.  +27.3.06. Идея второго романа о вере вертится в башке много лет, но эти самые «много» лет мне никак не выйти на материал. Работа над Иик начиналась с томов Плутарха, а теперь мне нужно всего Лосева. Если покупать, - это под 150 евро, - и куда деть такую махину - восемь томов - после работы? Пока у меня нет суперидеи: она рождается только из работы, из ясно осознанных возможностей. Так Луций стал одним из сотен пророков только в ходе работы; идея не  свалилась так просто.

1.4.06.  Посетил Гефсиманский сад. Нет, ничего в моем романе не изменилось бы, посети его прежде. Сейчас мог бы более страстно написать о Христе. Но где взять материал?

Июнь, 2006.   Эрмитаж, Гаврилов Александр, библиотека латинистки Лифшиц остаются главными источниками романа, написанного десять лет назад, и до сих пор влияют на меня.  Так огромно то, что я сделал.

27.6. Луций видит, как сжигают преступника: его закутывают в смоляную одежду и поджигают. Обычные игры императора! Но тут уже страшна аналогия с Генрихом.

 

Материалы из Интернета

 

26.5.2004: «Семь государств-членов ЕС  во главе с Италией призвали Совет Европы признать «историческую правду» и четко представлять себе «христианские пути Европы» при создании ее новой конституции. На встрече в Брюсселе, где планировалось обсудить технические вопросы будущего основного закона Европы, вроде бюджетных процедур или тонкостей голосования, министры иностранных дел стран-членов ЕС оказались вовлечены в теологический и культурологический спор.

4.6.: «В ходе своего визита в Рим президент США Джордж Буш вручит Папе Римскому Иоанну Павлу II высшую гражданскую награду Америки - Медаль Свободы. Глава Римской католической церкви удостаивался подобной чести за «вклад в победу над коммунизмом и защиту свободы».

20.6.: «Ватикан разочарован тем, что из проекта новой конституции Евросоюза исключены слова о христианских корнях Европы. Папа Римский лично предложил внести в преамбулу конституции параграф о христианстве, но некоторые страны заявили, что ссылка только на одну европейскую религию, без упоминания остальных недопустима. Другие подчеркнули, что конституция - документ светский, и в нем не следует затрагивать вопросы веры».

24.6: «Архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уилямс лично одобрил новый перевод Нового Завета, в котором отсутствует спорный фрагмент одного из посланий апостола Павла, где он осуждает гомосексуализм, а христианам советуют почаще заниматься сексом. Последняя интерпретация Евангелия вызвала массу критики со стороны консервативно настроенных СМИ и церковных кругов».

2.7: «В три раза с 2001 года увеличилось в Великобритании количество случаев, когда только азиатская внешность служила причиной задержания полицией. Связано это с нарастанием исламофобии в Объединенном королевстве, а также с расширенными полномочиями, которые получили английские полицейские в связи с угрозой терактов».

--Конгресс США предоставил министерству обороны право воспользоваться еще одним инструментом для борьбы с терроризмом. Теперь силам специальных операций на законных основаниях разрешено тратить деньги на оплату информаторов и на формирование иностранных полувоенных организаций. Разве это не возвращение к традициям античности?

--14.02.05. В Ираке похищен глава Христианской партии. По данным телеканала Al Arabiya, заложник, имя которого пока не называется, был захвачен в Багдаде в тот момент, когда он направлялся к зданию штаб-квартиры Христианской партии. Похитители потребовали вывода американских войск из Ирака.

-- Австралийские ученые обнаружили под Большим Барьерным рифом окаменелые остатки реликтового леса, которые сохранились практически в первозданном виде, а древесина даже не успела сгнить, оказавшись под водой. По словам специалистов, это говорит о том, что 9 тысяч лет назад уровень моря поднялся на три метра менее чем за 30 лет.

24.02.05. Иоанн Павел II, госпитализированный в четверг в римскую клинику Gemelli, доставлен в операционную. Из-за обострения гриппа у понтифика возобновились проблемы с дыханием, и медики готовятся сделать ему трахеотомию - процедуру, облегчающую подключение к аппарату искусственной вентиляции легких.

--Специалисты в области философии и богословия сходятся во мнении, что атеизм как массовое явление постепенно отмирает. При этом отказ от атеизма не означает массового обращения к христианству. Наоборот, специалисты и в Европе и в США наблюдают возвращение к языческим традициям.

--Ватикан официально критикует «Код да Винчи», где американский писатель описывает женитьбу Христа!!

30.3. Швейцарский Меценатский Фонд объявил, что к Пасхе 2006 года опубликует перевод манускрипта, который СМИ уже успели окрестить «Евангелием от Иуды». Противоречивая рукопись выйдет в свет на трех европейских языках.

7.4.05. По информации ВОЗ, более полумиллиона женщин погибают ежегодно во время беременности, при родах или в послеродовый период. Так что проблема огромная, хоть и не античность.

Август, 2005. «Археологи обнаружили древнеримский аналог современного хайвея. Построенная между 146 и 120 годами до нашей эры, дорога, длинной более 860 километров, тянулась по побережью Адриатического моря. Вдоль «шоссе» были закусочные, ремонтные мастерские, почтовые станции, на которых меняли лошадей, и посты охраны».  Но ведь это прямо предполагалось в моем романе!

10.8. Евангелие от Иоанна рассказывает о чуде исцеления Христом слепого у Силоамской купели. Долгое время существование этого места подвергалось сомнению. Но недавние раскопки подтвердили, что ритуальный бассейн действительно существовал. Ученые уверенно датируют постройку купели I веком до нашей эры.

25.8. 05. Панно длиной 9 метров нашли польские и египетские археологи при раскопках древнего города Пелузий на севере Синайского полуострова. Сюжет мозаики - цветущий розовый сад и птицы. Огромная картина собрана из разных материалов, что встречается весьма редко.

31.8. По данным министерства здравоохранения Ирака в давке 31 августа в Багдаде погибли 841 и получили ранения 358 человек. Паломники! Кто-то объявил, что среди них террористы, и они передавили друг друга. Большинство погибших составляют женщины и дети. Основными причинами их гибели стали падение с моста и удушение. Сегодняшний инцидент является самой большой единовременной потерей человеческих жизней с марта 2003 года.

3.10.05. Примерно в 80 километрах от Рима археологи случайно обнаружили кирпичный завод, но котором обжигались кирпичи для строительства знаменитых Колизея и Пантеона. Ученые нашли две печи для обжига, а также большое количество кирпичей, черепицы и плитки с клеймами производителей и сосуды для вина и оливкового масла.

--Из экспозиции выставки «Русский поп-арт» (в Новой Третьяковке) изъяли экспонат «Икона-икра» художника Александра Косолапова. Решение принял генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов, получивший возмущенное письмо от прихожан нескольких столичных церквей. Сам художник убежден, что его работа не имеет отношения к религии.

6.11.05. В израильской тюрьме строгого режима Мегидо обнаружили руины древней церкви, построенной в III-IV веках. Израильские археологи предполагают, что эта церковь является древнейшим христианским храмом в мире. По оценкам ученых, она была построена до 330 года, которым датируются некоторые другие древние храмы.

5.01.06. Суду итальянского города Витербо предстоит решить, существовал ли Иисус Христос на самом деле и не нарушает ли римская католическая церковь закон, убеждая верующих в том, что Сын божий был реальной исторической фигурой. Иск против священника и церкви выдвинул 70-летний атеист.

8.1.06. Турецкий суд вынес решение об освобождении из тюрьмы Мехмета Али Агджи, который в 1981 году совершил покушение на Папу Римского Иоанна Павла II. Судьи посчитали, что террорист отсидел положенный срок. В 2000 году он был помилован итальянским президентом и экстрадирован на родину, где вновь оказался в тюрьме.

12.1.06. Влиятельный клирик и известный журналист, входящие в ближайшее окружение Папы Римского Бенедикта XVI, намерены улучшить репутацию Иуды Искариота, апостола, предавшего Иисуса Христа. Пересмотр отношения к Иуде упрощает некоторые доктринальные проблемы, также это должно снизить напряжение между католиками и иудеями.

30.1. Ватикан нашел совершенное Иоанном Павлом II чудо, которое необходимо для причисления умершего папы римского к лику святых. Этим деянием может считаться необъяснимое с точки зрения медиков исцеление французской монахини, страдавшей болезнью Паркинсона.

Представители Ватикана займутся детализированным рассмотрением этого излечения.

6.4. В гностическом Евангелии от Иуды, содержание которого обнародовано 6 апреля, говорится об избранности Иуды и об особой роли его предательства. Этот апокриф, написанный по-коптски, но являющийся переводом с греческого, важен для историков религии как свидетельство «плюрализма» на ранних этапах развития христианства.

29.4.6. НТВ озвучивает многочисленные случаи проявлений Христа и  Девы. Проблема как раз в том, что все эти случаи искренни. Люди так «накручиваются», что получают стигматы.

21.5.06.  В Тамбовской области планируется установить трехметровую скульптуру Николая Угодника работы президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Как заявил глава областной администрации Олег Бетин, скульптура должна быть установлена у Никольского озера в возрождаемой Мамонтовой пустыни.

7.6. Из черногорского Цетиньского монастыря привезли в Москву одну из христианских святынь - десницу Иоанна Крестителя. Ковчег с кистью руки Иоанна доставлен в аэропорт "Внуково-3". После молебна в аэропорту ковчег отправят в храм Христа Спасителя, где святыню встретит патриарх Московский и всея Руси Алексий II.